Собрали проекты 1990‑х и начала 2000‑х с небанальными сюжетами. Кстати, все ленты можно будет увидеть в «Киноклубе 2х2».
«Змеиный источник» (1997)
О чём фильм. Учительница-практикантка приезжает в глухую провинцию к возлюбленному-врачу. Он оказывается не таким уж прекрасным принцем, а её начинают подозревать в исчезновении девушек.
Период, когда московской Киностудией имени М. Горького руководили известные режиссёры Сергей Ливнев и Валерий Тодоровский, отмечен яркими дебютами. «Змеиный источник» — один из них. Режиссёр Николай Лебедев представил вниманию не совсем готовой публики триллер, навеянный итальянскими хоррорами и джалло (это поджанр, сочетающий хоррор, триллер и эротику) 1970‑х. В «Змеином источнике» есть убийца-душитель, туман в лесу, матриарх-директриса школы, кот — свидетель убийства и прочие атрибуты триллеров прошлого.
Влюблённый в Альфреда Хичкока Лебедев не стесняется цитировать более ранних классиков и насыщать сюжетную ткань фильма внежанровыми отсылками. Например, к бытовому советскому кино или к «Фотоувеличению» Микеланджело Антониони, в котором герой-фотограф тоже не был уверен, что же зафиксировала его камера.
Режиссёр не воспроизводит, а выдумывает реальность, но именно так, как это было свойственно моменту. К примеру, в мирке посёлка постоянно присутствует телевизор с латиноамериканской мыльной оперой — приём, изящно заимствованный из первого сезона «Твин Пикс».
«Упырь» (1997)
О чём фильм. Охотник на вурдалаков прибывает в город, порабощённый кровопийцами.
Ещё один жанровый дебют под эгидой Киностудии имени М. Горького. Снятый в неуютном Кронштадте фильм Сергея Винокурова — лихой экшен под музыку петербургской группы Tequilajazzz с Алексеем Серебряковым в главной роли. Но не только: это также ироническое отстранение от успевшей наскучить темы бандитизма и метафорическое высказывание о коррупции, пронизывающей все слои общества.
Кроме того, кинолента, выстроенная в духе философского боевика, небанально изображает вампиров. В плане бескомпромиссности кровопийц «Упырь» среди отечественных фильмов в этом жанре, вероятно, до сих пор остаётся непревзойдённым.
Больше интересных фильмов XX века можно найти в новом проекте «Киноклуб 2х2». С 1 февраля и в течение нескольких месяцев по субботам и воскресеньям в 17:00 канал будет показывать ленты из архивов Госфильмофонда. Стартует проект как раз с малоизвестных картин 90‑х, среди которых преимущественно триллеры и боевики. Кстати, «Киноклуб 2х2» ещё и познавательный: на экране то и дело будут всплывать окошки с интересными фактами о транслируемом фильме. Получится узнать разные детали со съёмок, разобраться с пасхалками и не только.
«Наутилус» (1990)
О чём фильм. Не видя перспектив в советской реальности, молодой представитель технической интеллигенции предпочитает работать дворником. Прячущегося от мира Феликса его бывший коллега, младший научный сотрудник, называет наутилусом.
Вышедший в 1990 году «Наутилус» рассказывает о непосредственно предшествующих моменту событиях. Действие начинается весной 1985-го, в день похорон генсека Черненко, и охватывает несколько лет. Несмотря на принадлежность «Наутилуса» к Свердловской киностудии, его персонажи живут в Москве. Нонконформист Феликс следит по телевизору за политическими событиями, приводящими к власти первого секретаря Свердловского обкома КПСС.
Режиссёр Владимир Шамшурин в фильме сосредоточивается на неудобных и по-прежнему саднящих темах: войне в Афганистане, номенклатурных спецзаказах, преследовании живущих не по прописке. При этом «Наутилус» соответствует собственному герою, плакатность слов которого перевешивает его жизненная пассивность.
«Иди и не оглядывайся» (1992)
О чём фильм. Документалистка увлекается боксёром-чемпионом, оставившим большой спорт.
В своём дебютном проекте режиссёр Алексей Меньшиков, выпускник ВГИКа, хотел воплотить амбициозный замысел — снять и «кино о кино», и реалистическую драму. Но в итоге отношения постановщицы и спортсмена уходят на второй план и сводятся буквально к паре сцен. Больше внимания здесь уделено кино — жизни студии, где зимой снимают исторический фильм, а также комическим и не очень этюдам на тему насущных проблем производства.
«Иди и не оглядывайся» привлекает эпизодами отстранённой съёмки и тем, что является безусловным слепком окружающих реалий. Например, на смену новостям в телевизоре возникают Иван Драго и Рокки Бальбоа, противостояние которых показывают в спортклубе с кассеты, — от экрана со словами «не кинотеатр!» приходится отгонять столпившихся мальчишек.
«Макаров» (1993)
О чём фильм. Оказавшись в постсоветском мире, советский человек пытается нащупать точку опоры.
Режиссёр Владимир Хотиненко, познакомившись на съёмках проекта «Патриотическая комедия» с актёром Сергеем Маковецким, пригласил его затем в свою следующую картину на главную роль — поэта Александра Сергеевича Макарова, который случайно становится обладателем пистолета одноимённой системы. Благодаря умному и сложному сценарию Валерия Залотухи и Маковецкому, детально передающему трансформацию персонажа, режиссёр выбирается из-под груза штампов перестроечного кино. Фактически в самом начале 1990‑х Хотиненко удаётся отрефлексировать существенный массив будущих стереотипов о «лихом» десятилетии.
«Макаров» занимает почётное место в периоде перехода от советского к российскому искусству, к тому же вписывается в субжанр фильмов про людей, внезапно ощущающих силу и власть после получения огнестрельного оружия. За счёт этого его можно поставить в один ряд с такими голливудскими картинами, как «Без ума от оружия» (1950 и 1992), «Голубая сталь» (1989) и «Пистолет в сумочке Бетти Лу» (1992).
«Специальный репортаж, или Супермен этого дня» (2002)
О чём фильм. Журналист-стажёр проводит день с телебригадой, разъезжающей по происшествиям, случающимся на просторах Москвы.
Вопреки перегруженному названию, отсылающему к рубежу 1980–1990‑х, это картина нового века. Но по бодрому киноязыку со множеством склеек и иронически подаваемой криминально-приключенческой теме видно, что авторы «Специального репортажа…» пытались угнаться за трендами второй половины 1990‑х и создать лёгкое увлекательное кино о современности.
Прообразом передачи «Взвод новостей», которую снимают герои фильма, была популярная в то время программа «Дорожный патруль». Даже персонажей тут зовут так же, как некоторых её постоянных сотрудников. Например, можно предположить, что центральный образ «домашнего мальчика» Паши — сыгран Юрием Колокольниковым — основан на трудившемся в «Дорожном патруле» Павле Бардине, впоследствии признанном режиссёре.
Все фильмы из подборки можно будет увидеть в «Киноклубе 2х2». Но в его программу вошли не только проекты 90‑х и начала 00‑х. Например, в марте «2х2» будет показывать советские сказки и мюзиклы, а в апреле — культовую анимацию. Среди фильмов есть и такие, которые выходили в 30‑е годы прошлого столетия, — самые старые ленты специально оцифруют для показа на ТВ. «Встречи» любителей старого кино на «2х2» проходят по субботам и воскресеньям в 17:00.