Знать
24 января

ЛГБТК-злодеи: что такое квиркодинг

Рассказываем, почему Джафар, Урсула и Локи — иконы ЛГБТК+.

Надя Попова
Надя ПоповаАвторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

В рубрике «Словарь» мы просто и коротко объясняем новые слова и термины.

Поп-культура отражает общественные нормы, поэтому в ней так важна репрезентация различных групп — в последнее время особое внимание уделяют меньшинствам. Но имеет значение не только наличие таких героев, но и то, как их изображают. В случае ЛГБТК+ поп-культура прошла большой путь, но в современном кинематографе таких людей всё ещё часто представляют злодеями. Рассказываем, что такое квиркодинг. 

Что такое квиркодинг

Когда персонажа-антагониста наделяют стереотипными качествами ЛГБТК+ людей — это пример квиркодинга. Их делают, например, эпатажными и женственными, а их соперников и главных героев, наоборот, гипермаскулинными. Осознанно или нет, создатели таким образом подкрепляют представление: «если квир — значит злодей». Квиркодинг часто используют в мультиках.

История термина

В 1930-е в Голливуде появился Кодекс Хейса — этический свод правил, которому должны были следовать киносоздатели, чтобы индустрия не противоречила моральным нормам. Так, ЛГБТК+ люди не могли быть положительными персонажами. В старых фильмах Голливуда такие герои (или персонажи с атрибутами ЛГБТК+) становились либо жертвами, либо злодеями. 

Сам феномен впервые описали в документальном фильме «Целлулоидный шкаф» 1995 года. Создатели рассказали о трёх этапах Голливуда в изображении ЛГБТК+ людей:

  • 1910-е — 1920-е: геев изображали как забавных фриков;
  • 1930-е — 1950-е: геи в качестве злодеев и преступников;
  • 1960-е — 1970-е: геи были жертвами, обречёнными на одиночество и страдание.

Хотя квиркодинг использовали преимущественно во времена Золотого века Голливуда, он проник и в современный кинематограф.

Примеры квир-кодинга

Мультфильмы Диснея

Джафар в «Аладдине» (1992) и Шрам в «Короле Льве» (1994)

Высокий, жестокий и хладнокровный Джафар — один из самых узнаваемых злодеев Диснея. Он выглядит совершенно иначе по сравнению с другими героями мультфильма. Джафар — самовлюблённый и манерный нарцисс. Его квир-атрибуты: халат вместо штанов, подведённые глаза, украшения, женственные, утончённые черты. Примечательно, что образ Джафара скопировали со злодея из фильма «Багдадский вор» 1940 года — картины Золотого века Голливуда.

Если бы Джафар был животным, помимо своего змеиного перевоплощения он мог бы стать Шрамом из «Короля Льва». У Шрама меньше квир-атрибутов, потому что лев не носит одежду, макияж и аксессуары. Но он манерный, изящный и выглядит как противоположность Муфасе — воплощению нормативной маскулинности. 

Сводные сёстры в «Золушке» (1950) и Урсула в «Русалочке» (1989)

В сравнении с нежной и миниатюрной Золушкой её сводных сестёр изобразили довольно маскулинно. У них нет выраженной груди, талии, бёдер. При подготовке к балу Дризелла и Анастасия много хлопочут над своими туалетом, что показывает, сколько усилий им необходимо, чтобы стать женственнее. Они больше похожи на мультяшных Пиноккио и Питера Пена, чем на других диснеевских принцесс. И сказка заканчивается хеппи-эндом для Золушки, потому что у сестёр оказываются слишком огромные ноги.

Маскулинность отражается в их поведении и манерах. Например, перед принцем Дризелла кланяется ему, а не делает реверанс, как настоящая леди. Сестры также дерутся между собой, проявляя мальчишеские склонности.

Исследовательница Аманда Путман в статье «Злые дамы: трансгендерные злодеи в фильмах Диснея» говорит, что Дризелла и Анастасия — пример квиркодинга, а точнее трансгендерных людей. Маскулинность сводных сестёр гиперболизируют в некоторых частях «Шрека» — мультике, который иронизирует над диснеевскими канонами. Только там героинь зовут Дорис и Мейбл.

Но самым ярким примером «мужественной злодейки» считают Урсулу из «Русалочки». Её внешность была навеяна американским актёром и дрэг-квин Дивайн. И хотя дрэг-артист — не обязательно представитель ЛГБТК+, сам жанр тесно связан с квир-культурой из-за заигрывания с гендерами. У Урсулы мощная фигура и низкий голос. При этом она носит яркий макияж, красные ноготочки и украшения. Её женственность гиперболизирована, «наклеена», в какой-то степени вульгарна в отличие от натуральной женственности Ариэль.

Эльза из «Холодного сердца» (2013)

После выхода мультика про храбрых сестёр многие журналисты и исследователи посчитали Эльзу примером «хорошего» квиркодинга. Героиня чувствовала себя не такой, как все, из-за своей силы. Она не могла ужиться с обычными людьми. После того как её магия вышла из-под контроля, Эльза покинула город, раскрыла свой потенциал и зажила в одиночестве. Многие посчитали её силу метафорой на квир-сексуальность, а уход — каминг-аутом. Кроме того, это практически единственный женский и положительный персонаж без любовной линии. Это добавляет аргументов за то, что Эльза — квир. При этом она на стороне добра, поэтому здесь квиркодинг не подкрепляет стереотипы.

Правда, в изображении Эльзы исследователи нашли и недостатки. Например, в некоторых сценах силу Эльзы (то есть её отличительность, квир-сексуальность) трактуют как опасную. И Эльза действительно наносит вред своей сестре, хоть и случайно.

Также Дисней был в шаге от того, чтобы сделать «плохой» квиркодинг. Продюсер мультфильма Питер Дель Вечо рассказывал, что изначально Эльзу задумывали как злого персонажа. А Рон Клементс, содиректор «Русалочки», указывал на сходство между ранними скетчами Урсулы и Эльзы.

Локи в фильмах Marvel

В последнем шоу про Локи любимый трикстер киновселенной Marvel сделал каминг-аут — точнее, случайно обронил его в разговоре. Однако фанаты не удивились. Все давно подозревали Локи в бисексуальности, но создателям понадобилось 10 лет, чтобы сделать это каноном.

Впервые герой появляется в первом фильме про Тора — одного из «Мстителей». Братья — полные противоположности. Тор — накачанный, сильный, смелый и абсолютно безбашенный, но добродушный герой. У Локи худое телосложение, тонкие черты лица, размеренная речь и манерность. Несмотря на то что он неплохо сражается на мечах и других божественных приспособлениях, его сила в другом — в хитрости. Локи отличается от остальных жителей Асгарда и обычных людей.

Его внешность и ощущение одиночества — те самые квир-атрибуты, которых хватило, чтобы Локи стал ЛГБТК+ иконой Marvel. Но в то же время и объектом квиркодинга, ведь в первых фильмах франшизы Локи — главный антагонист.

Рауль Силва в «007: Координаты „Скайфолл“»

Бондиана — один из ярчайших примеров поп-культуры, поэтому квиркодинг затесался и здесь. В «Скайфолле» антагонистом становится манерный, стильный и немного женственный кибертеррорист Рауль. Он даже флиртует с Джеймсом Бондом, однако напрямую о его сексуальной ориентации не говорят. После фильма журналисты даже подняли вопрос о сексуальной ориентации Бонда, но создатели отрицали догадки относительно главного героя и злодея.

Что почитать и посмотреть

Статьи

Видео