Комментарии

Кто такие фаафафине и почему на Самоа некоторых мальчиков воспитывают как девочек

фаафафине

Тихоокеанский остров Самоа — государство, где проживает около 190 тысяч человек. На Самоа существует отдельная группа людей — фаафафине. Это биологические мужчины, которые были воспитаны как девочки. Рассказываем, как в стране, где криминализированы однополые отношения, возник третий пол и как фаафафине соотносят себя с культурой ЛГБТ.

Кто такие фаафафине 

Бинарная гендерная система, понятная людям западного общества, не является общемировой. Существует множество общин коренных народов, где не смешивают гендер и пол или же признают наличие трёх и более полов. Те люди, которые идентифицируют себя с третьим полом, могут как быть социально уязвимы, так и  наоборот — наделяться особыми правами и даже уникальной силой. На полинезийском острове Самоа, недалеко от Фиджи, существуют фаафафине — они считаются представителями третьего пола наряду с мужчинами и женщинами.

В буквальном переводе понятие fa’a fafine означает «по-женски», «как женщина». Фаафафине — биологические самоанские мужчины, которые в той или иной степени проявляют феминизированную гендерную идентичность. 

Идентификация фаафафине происходит в детском или подростковом возрасте. Мальчиков обучают женским обязанностям, разрешают носить женскую одежду, причёски, делать макияж. Когда дети вырастают, то уже взрослые фаафафине могут вступать в отношения как с женщинами, так и с мужчинами. При этом в стране лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендерные люди сталкиваются с дискриминацией и юридическими проблемами. Однополые отношения порицаются, являются незаконными и могут даже караться лишением свободы. 

фаафафине: кто это такие

Фаафафине существуют на острове уже несколько сотен лет, являются частью традиционной культуры и, хотя они не имеют определённых юридических прав, они не сталкиваются с преследованиями и дискриминацией, как, например, обычные мужчины-геи. 

При этом брак и отношения не являются для фаафафине традиционными. Они играют особую роль в обществе Самоа — они заняты в определённых сферах деятельности. Как указывает социолог Джоанна Шмидт, до прихода колонизаторов и христианской культуры на остров все гендерные аспекты определялись и обозначались именно через занятия определённым трудом. Однако приток западной материальной культуры и дискурса о поле и гендере привёл к смещению акцента на сексуальность в выражении самоанского пола.

Когда и почему появились фаафафине

Нет точно информации о том, когда на Самоа, который долгое время являлся колонией, появились фаафафине. Исследовательница из Веллингтонского университета Виктории Эшли Макфолл в своей диссертации приводит основные концепции возникновения фаафафине, ссылаясь на работы европейских исследователей с XIX века по настоящее время.

Часть учёных утверждает, что фаафафине появились именно в XIX веке. Это связано с прибытием европейцев на остров, началом торговли, миссионерства, борьбой колонизаторов друг с другом и с коренным населением. Была необходимость в выполнении женской работы, а также секс-эксплуатация. Однако большая часть антропологов полагает, что фаафафине были частью самоанской культуры задолго до прихода на остров европейцев. Просто с XIX века этот культурный феномен стали изучать европейцы, факты о фаафафине стали фиксировать в письменных источниках. 

Сконструированная социальная роль

Также Эшли Макфолл пишет об основных подходах к определению фаафафине. Так, антрополог Бенедикт Кальтенборн в 2003 году опубликовал работу о культурном конструировании гендера. Его работа основана на интервью с фаафафине от 17 до 30 лет. Исследователь полагает, что фаафафине — исключительно сконструированная роль, не определяемая биологически.

Некоторые самоанцы, которых опрашивал Кальтенборн, утверждали, что мальчики становятся фаафафине, потому что семье нужна девочка, чтобы заниматься специфическими женскими делами. Подобная информация встречается и в работе социолога Джоанны Шмидт. Её респонденты с острова заявляли, что фаафафине находятся под влиянием своих семей и прежде всего нужны для того, чтобы заниматься женским трудом.

фаафафине: сконструированная социальная роль

Получается, что основная западная антропологическая теория о происхождении фаафафине сводится к одному выводу: если в семье было больше мальчиков, чем девочек, или недостаточно девочек, чтобы помогать женщинам выполнять обязанности по дому, кого-то из мальчиков выбирали для воспитания как фаафафине.

Самоидентификация

Однако есть исследования, которые эту теорию опровергают. Айоно Фанаафи Ле Тагалоа — учёная с Самоа, профессор и специалистка по культуре и языку народов Самоа — утверждала, что в семьях на острове никогда не было недостатка в девочках. Там традиционно существовали многодетные семьи. Поэтому, даже если у самой пары не было детей женского пола, они могли попросить родственников, чтобы их дочери помогали в домашнем труде.

Психологи из канадского Университета Маунт-Сент-Винсент провели исследование детского гендерно нетипичного поведения у фаафафине. Опрошенные ими фаафафине так же часто, как и простые женщины, утверждали, что в детстве любили заниматься традиционно «женскими занятиями». Они играли со сверстницами, разыгрывали женских персонажей в ролевых играх, переодевались в женскую одежду и проводили время с типичными для женского пола игрушками. 

В статье Reuters о жизни фаафафине говорится, что когда мальчик заметно женственен, то его, скорее всего, научат традиционным обязанностям самоанских женщин. Это касается в первую очередь работы в доме. А опрошенные изданием фаафафине отвергли распространённые утверждения о том, что на эту роль их назначили родители в качестве замены дочери. 

Согласно работе исследовательницы Сью Ферран из Южнотихоокеанского университета, пока собрано недостаточно доказательств, чтобы утверждать, что даже часть фаафафине считают себя женщинами. Она ссылается на респондентов уже упомянутой Джоанны Шмидт. Так, один из них рассказал: «Я родился таким. С самого детства я был таким. Я думаю, что мой мозг работает как женский мозг, а не как мужской». 

Также Ферран указывает, что недостаточно доказательств, чтобы утверждать, что фаафафине страдают гендерной дисфорией. То есть неясно, чувствуют ли они неудовлетворённость из-за своего тела или несоответствия между их полом и гендером. Нет данных о том, что фаафафине прибегают к хирургическому вмешательству, чтобы изменить свой внешний вид. 

Как живут сегодня и чем занимаются фаафафине

На Самоа проживает около 190 тысяч человек. В 2013 году, согласно информации SBS news, на острове было до 3 тысяч фаафафине. По данным BBC на 2016 год, в стране от 1 до 5% самоанцев идентифицируют себя как фаафафине. То есть примерно от 2 до 10 тысяч человек.

Фаафафине известны своей трудолюбием и преданностью семье. Они выполняют много домашней работы, причём в неё могут входит как традиционно женские, так и мужские обязанности, требующие физической силы. А ещё они занимаются благотворительностью, в частности, заботятся о пожилых людях. Помимо того, что фаафафине непосредственно ухаживают за ними в больницах или работают в домах престарелых, они ещё и собирают для них деньги. Они участвуют в популярных в стране конкурсах красоты, доходы от которых идут на благотворительные цели.

Также они занимаются сексуальным просвещением — темой, которая в стране в принципе считается запретной для публичного обсуждения. Например, они раздают на улицах литературу о здоровье и сексе и бесплатные презервативы.

Фаафафине живут не только на самом Самоа, а ещё и в Новой Зеландии и на Американском Самоа — это невключённая территория США в Тихом океане.

Ассоциация фаафафине 

У фаафафине есть своя ассоциация (SFA), которая базируется в столице страны, в городе Апиа. Она сотрудничает с правительством, местными церквями, молодёжными организациями и благотворительными фондами, которые помогают пожилым людям. SFA тесно сотрудничает с Министерством здравоохранения Самоа и проводит совместные кампании по повышению осведомлённости о ВИЧ. А ещё на международном уровне SFA работает с Организацией Объединённых Наций. Именно ассоциация лоббирует в стране законы, которые бы защищали права ЛГБТ, начата законодательная деятельность по вопросам прав ЛГБТ. 

Быть фаафафине — это порой и благословение, и вызов. Благословение в том смысле, что фаафафине играют основополагающую роль в служении в семье. Они занимаются воспитанием детей, заботятся о пожилых людях и инвалидах <…> Однако несколько фаафафине стали жертвами домашнего насилия и сексуального насилия из-за их способа самовыражения. 

из интервью То’о’Оали’И Роджер Стэнли, президента Ассоциации

Важно отметить, что на Самоа есть и так называемый четвёртый пол — фаафатама (fa’afa­ta­ma). Это биологические женщины, которые с детства «живут по-мужски». Однако информации в доступных антропологических и социологических исследованиях и публицистических материалах о них практически нет. Точно известно, что представители этой группы всё ещё существуют на Самоа, но своей организации у них нет. С 2015 года фаафатама могут быть членами ассоциации фаафафине, однако первый представитель фаафатама вступил в организацию лишь в 2017 году.

Отношение к ЛГБТ

Фаафафине относят себе к ЛГБТ-культуре, однако считают, что в западной культуре недостаточно понятий, чтобы описать идентичность фаафафине. В одном из документов ассоциации говорится, что фаафафине и фаафатама не являются трансгендерными людьми.

«Термины „фаафафине“ и „фаафатама“ культурно уникальны и специфичны для третьего пола Самоа. Это социальный и гендерный статус <…> Мы официально заявляем, что мы, фаафафине и фаафатама, НЕ все трансгендеры. Некоторые из нас такие, но они являются исключениями из правила»

Также в декларации Ассоциации фаафафине указано, что они являются коренными ЛГБТ-гражданами Самоа. Что ещё раз подтверждает, что они не отделяют себя от ЛГБТ. При этом авторы документа отмечают, что лишь некоторые фаафафине идентифицируют себя как гомосексуалов или как трансгендерных людей. В свою очередь, большинство фаафатаме считают себя лесбиянками и также лишь некоторые — трансгендерными людьми.

Сейчас в социологических, культурологических и антропологических научных работах о фаафафине пишут, используя западные концепции. Такие как пол, гендер, сексуальность. Однако такой подход фактически искажает концепцию третьего пола и отражает культуру, которая исторически признаёт только бинарную систему.

В обществах, признающих третий пол, гендерная классификация основана не на сексуальной идентичности, а скорее на духовности. Поэтому фаафафине стремятся отвести от себя понятие транс-персон и добиться учёта их групповой идентичности другими представителями ЛГБТ.

Окончила журфак МГУ, теперь изучаю политологию. Ищу интересных героев и рассказываю об их тяжёлом или вдохновляющем опыте, исследую жизнь в России. Хочу способствовать репрезентации женщин в различных сферах и разрушать стереотипы.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.