Знать
26 сентября 2020

Как приобщиться к осознанному потреблению одежды и почему это важно

Новости про новые экологичные инициативы брендов появляются всё чаще, но эпоха устойчивой моды никак не наступает.

Наталья Малёванная
Наталья Малёванная
осознаное потребление

Новости про новые экологические инициативы брендов появляются всё чаще, но эпоха устойчивой моды никак не наступает. Разбираемся, почему так происходит и как внести хотя бы небольшой вклад в рациональное использование ресурсов.

Искусствовед и историк моды Екатерина Васильева определяет устойчивую моду как «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления». То есть устойчивая мода напрямую связана с осознанным потреблением. Его приверженцы считают, что если люди научатся рационально использовать еду, воду, электричество и одежду, то экологическая ситуация на планете улучшится. Устойчивая мода противопоставляется «быстрой», при которой бренды выпускают новые коллекции несколько раз в сезон.

По мнению аналитического агентства Euromonitor International, осознанное потребление — значимый тренд прошлого года. В 2020 фокус сместился на этичное использование ресурсов и создание вещей из переработанного сырья. Timberland перерабатывает изношенную резину в крошку и  делает подошву для ботинок. Nike выпускает кроссовки из переработанного «космического мусора». А совсем недавно Puma совместно с 3D-дизайнером Региной Турбиной создала коллекцию цифровой одежды, чтобы привлечь внимание к проблеме разумного потребления.

Кажется, что очень многие бренды прониклись идеей устойчивой моды. Но пока маркетинг привлекает внимание к единичным экологическим инициативам, производство одежды по-прежнему наносит природе заметный ущерб.

Как быстрая мода влияет на экологию

В 2019 журналистка BBC Стейси Дули исследовала влияние производства одежды на планету. В фильме «Грязные тайны мира моды» она утверждает, что эта индустрия занимает второе место в рейтинге самых загрязняющих промышленностей в мире после добычи угля.

Одним из последствий Дули называет обмеление Аральского моря. С 60-х годов для выращивания хлопка в Казахстане и Узбекистане регулярно брали воду из рек, впадающих в море. В результате площадь водоёма сократилась с 68 тыс. до 8 тыс. км², появились пустыня и песчаные бури.

Производство синтетических тканей вроде полиэстера или нейлона также влияет на изменение климата. Индустрия моды ежегодно выбрасывает в атмосферу 10% углерода. Для сравнения — авиаперевозки вырабатывают только 3%.

Некоторые бренды выпускают по 2–3 коллекции в неделю, а в целом индустрия создаёт 90 млн тонн текстильного мусора по всему миру ежегодно. Большинство вещей приходят в негодность в течение сезона: пальто из шерсти скатывается, а ремни из крокодильей кожи теряют привлекательность. Только в Москве ежегодно выбрасывают около 450 тыс. тонн отработавшего текстиля.

Процесс переработки в России пока развит слабо и коммерчески нерентабелен. Он требует большой подготовительной работы: сбор одежды из контейнеров, сортировка, снятие фурнитуры.

«Стоимость переработки текстиля включает все этапы, начиная от установки контейнера. Нам нужно поддерживать инфраструктуру сбора, осуществлять ежедневную логистику, сортировать и упаковывать поступающую одежду и только потом — перерабатывать. Поэтому весь цикл трансформации ветхого постельного белья в трикотажную тряпку обходится нам в 60 руб./кг. Продав сырьё, мы вернём от 3 до 25 руб./кг в зависимости от состава материала. Поэтому, чтобы продолжать наше дело, нам необходима ваша поддержка»

сообщение на сайте фонда переработки одежды «Второе дыхание»:

Без системы сбора, переработки и повторного использования текстиль оказывается на мусоросжигательном заводе или свалке. Натуральные ткани разлагаются 2–3 года, а синтетические — до двухсот лет. В течение этого времени они постепенно отравляют почву и грунтовые воды.

Согласно докладу организации Global Fashion Agenda, если оставить всё как есть, то уже к 2030 году мы начнём покупать на 63% больше, чем сейчас. Вместо 62 млн тонн одежды в год — 102 млн. Это значит, что экологические и этические проблемы моды лишь обострятся.

Как начать потреблять одежду осознанно

Мы можем внести свой небольшой вклад в улучшение глобальной экологической ситуации. Для начала можно попробовать придерживаться правила 4R: reduce, reuse, repair, recycle. То есть сокращать потребление, использовать повторно, чинить сломавшееся, сдавать на переработку. Многие принципы можно применить к своему гардеробу.

Провести ревизию всей одежды

Чтобы расхламить гардероб, достаточно нескольких коробок и простой сортировки: вещи для перешива, переработки, отдачи и обмена. Можно использовать метод Мари Кондо, систему «Флай леди» Марлы Силли или придумать что-то своё. Главное, чтобы остались только любимые и полезные вещи.

Отдать ненужное другим

Одежду в хорошем состоянии можно пожертвовать в детский дом, дом престарелых, благотворительный фонд или сдать её в комиссионку и секонд-хенд. Прежде чем везти одежду, позвоните или проверьте на сайте организации, какие вещи там принимают.

Обменяться

Организовать своп-вечеринку, чтобы обменяться вещами с друзьями или продать знакомым. Также можно спросить родственников или разместить объявление в тематической группе. Например, «Деньги не нужны» или на сайте «Вам отдам». Возможно, что платье, которое вы никогда не носили, — чья-то мечта.

Сдавать вещи на переработку

Вещи, которые потеряли презентабельный вид, можно сдать в Henderson или Uniqlo. А взамен получить скидку на новую покупку.

Подарить вторую жизнь

При небольшой фантазии или с помощью портного из ателье у дома можно перешить старую футболку или сделать шорты из юбки. Для вдохновения зайдите в аккаунт дизайнера Дэниела Сильверстейна: он запустил бренд Zero Waste Daniel и первую в мире линию одежды, которая на 100% сделана из текстильных обрезков.

Покупать новые вещи взвешенно

В устойчивом потреблении практикуют не только осознанное использование имеющихся ресурсов, но и рациональное приобретение новых. Концепция медленной моды сосредоточена на этичности, экологичности и устойчивости.

Поддерживать бренды с прозрачной моделью бизнеса

Хорошо, когда крупная компания открыто информирует клиентов о поставщиках и партнёрах, внедряет этичные и экологичные модели производства. Но иногда видимая экологичность компании — это лишь маркетинговый ход, чтобы увеличить продажи. Если есть сомнения в честности бренда, всегда можно спросить. «Все компании пользуются социальными сетями, пишите им в инстаграме* и призывайте к ответу», — советует Симоне Чиприани, глава организации Ethical Fashion Initiative, которая занимается развитием этичной моды под эгидой ООН.

Использовать локальные марки вашего города

Поддерживайте бренды, которые шьют модели штучно, тщательно подбирают ткани и тратят меньше ресурсов на логистику. А если нет, то это можно проверить, как советовал Чиприани.

Выбирать этичные материалы

Если хотите поддержать экологичную моду, откажитесь от натуральных меха и кожи. Из натуральных материалов выбирайте лён и переработанный хлопок: на их производство тратится меньше всего ресурсов. Чтобы оценить, как ваши личные покупки влияют на планету, можно использовать калькулятор Farfetch.

Брать дорогие вещи в аренду

Если нужен наряд для крупного события на один-два раза, то можно взять его на время, а не покупать. Заодно в гардеробе перестанут накапливаться коктейльные платья, которые некуда надеть.

Обложка: Morning Brew / Unsplash

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий