Смотреть
5 октября

I’m a bad guy: Откуда взялся образ «плохого парня» и почему не стоит его романтизировать

Джим Старк — не идеальный мужчина.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Авторка «Горящей избы».
1

Девушкам нравятся плохие парни — они опасные, уверенные в себе и очень привлекательные. В этом нас убеждает поп-культура, но так ли это на самом деле? Разбираемся, откуда взялся образ «плохого парня», правда ли все женщины мечтают о нём и почему его не стоит романтизировать. 

Кто такой «плохой парень»

Для «плохого парня» характерны черты так называемой тёмной триады: нарциссизм, психопатия и макиавеллизм. Как правило, люди, обладающие этими чертами, склонны пренебрегать чувствами других и обесценивать переживания окружающих. 

Если разбирать каждое из качеств подробнее, то нарциссы любят быть в центре внимания, они чрезмерно самолюбивы и ставят свои стремления и интересы выше интересов окружающих. Для психопатии свойственно отсутствие эмпатии и антисоциальное поведение. Такие люди обычно бесстрашны и готовы бросать вызов устоявшимся нормам. А макиавеллисты придерживаются принципа «цель оправдывает средства», а потому нередко прибегают к манипуляциям, лжи и обману. Отсюда и складывается образ «плохого парня» — уверенного в себе, обаятельного и харизматичного, способного при желании очаровать любого. 

Клинический психолог и доктор философских наук Форрэст Тэлли, 21 год проработавший в медицинском центре при Калифорнийском университете в Дэвисе, выделил четыре типа «плохих парней»: 

  1. Крутой парень — тот, кто с пренебрежением относится к социальным нормам. Он непредсказуем и слишком эмоционален. Выходит из себя практически с пол-оборота. И, как ни странно, его привлекательность заключается в его агрессии. 
  2. Непонятый одиночка — молчаливый, задумчивый, загадочный. Он держится особняком, заставляя окружающих гадать, что скрывается за маской холодности и неприступности. При этом он довольно резок. Оправдываясь тем, что его никто не понимает, причиняет боль близким людям. 
  3. Мальчик — несмотря на возраст, он эмоционально незрелый. Постоянно попадает в неприятности, требует к себе внимания, завязывает конфликты с начальником, знакомыми и друзьями. Но в этом и заключается его шарм. 
  4. Успешный нарцисс — он источает обаяние и пользуется успехом у женщин. При этом для него важно подчёркивать свою популярность у противоположного пола, статус и доход. А ещё он эксперт в абсолютно любой теме. 

Правда ли, что девочкам больше нравятся «плохие парни» 

В 2013 году профессор Грегори Льюис Картер из Даремского университета вместе со своими коллегами выяснил, что «плохие парни» действительно больше привлекают женщин. Но когда речь идёт о краткосрочных отношениях. Дело в том, что представители «тёмной триады», как правило, харизматичны и умеют подавать себя. При поверхностном знакомстве это может очаровать. 

К выводу профессора Картера в 2015 году пришёл и Питер Джонасон из Падуанского университета. Он выяснил, что и мужчины, и женщины рассматривают обладателей черт «тёмной триады» как партнёров на одну ночь. Но, когда речь заходит о длительных отношениях с перспективой завести семью, их харизма уже не кажется такой завлекающей. 

Исследования факультета психологии университета Южной Каролины ещё в 2003 году показали, что такие качества, как вежливость, заботливость и чуткость, женщины ценят больше. Участницам предложили три онлайн-анкеты для свиданий: «хорошего» парня, «плохого» и максимально нейтрального. «Хорошего» выбирали в восемь раз чаще, чем «плохого», даже если он уступал в физической привлекательности. Более того, некоторые исследования показали, что такие качества, как доброта, альтруизм, воспитанность и порядочность, люди ценят выше вне зависимости от пола. Они делают человека сексуальнее и привлекательнее в качестве партнёра для серьёзных отношений.

Словом, те самые «плохие парни» могут вызывать симпатию при первом, поверхностном знакомстве. Они используют свою харизму и обаяние, умело скрывая отрицательные черты. Но когда их агрессия, самолюбие, неумение сострадать всплывают наружу (что неизбежно при длительном знакомстве), это скорее отталкивает. 

Почему «плохой парень» иногда может долго привлекать

Форрэст Тэлли говорит, что «плохой парень» при первой встрече может быть очень обаятельными и обходительными. Этим он и покоряет. Поэтому, когда он начинает демонстрировать уже свои отрицательные качества, сложно сопоставить их с первым впечатлением. Отсюда и мысли: «это какая-то ошибка, на самом деле он хороший». По мнению Тэлли, может получиться и так, что женщина начинает верить, будто она исправит «плохого парня». Мол, она знает, какой он на самом деле, и поможет ему измениться. Часто «плохие парни» могут казаться привлекательными женщинам с избегающим типом привязанности, низкой самооценкой и повышенной тревожностью. «Плохих парней», излучающих силу и уверенность, воспринимают как защитников. 

Среди специалистов, занимающихся эволюционной психологией (которую научное сообщество ставит под сомнения), распространена идея, что в женщинах природой заложена цель выбирать «плохих парней». Потому что они воплощение маскулинности. Социолог Тристан Бриджес, как раз специализирующийся на изучении маскулинности, считает, что это не так. 

Привлекательность «плохих парней» транслируется через общество, в котором мы живём. Чем чаще мы слышим фразу, что девочкам нравятся плохие парни, тем сильнее начинаем в это верить. В итоге действительно воспринимаем «плохих парней» как более привлекательных. Большую роль во всём этом играет поп-культура, которая романтизирует образ «плохого парня». Внушает мысль, что он действительно может измениться благодаря настоящей любви. Ведь за каждым обаятельным и дерзким «плохим парнем» из кино стоит непростая история — обстоятельства, которые сделали его таким. 

Как образ «плохого парня» появился в поп-культуре 

Архетип bad boy вырос из культурного явления rake (сокращение от rakehell, что можно перевести, как «восставший из ада»). Главным прародителем rake-феномена принято считать самого Сатану. Ведь именно он сказал, что «лучше править в аду, чем служить на небесах», тем самым бросив вызов устоявшемуся миропорядку. 

Rake позже развился в литературе. Как правило, его представлял молодой мужчина-повеса аристократического происхождения, который проводил время за азартными играми, с женщинами и вином. Всё, чем он занимался, — тратил своё состояние, которое унаследовал, а не заработал. Яркие примеры rake-персонажа — Дон Жуан или главный антагонист романа Чарльза Диккенса «Большие надежды» Компесон. 

На экранах «плохие парни» начали появляться в 40-е — эпоху расцвета «гангстерского» кино. Например, актёр Джеймс Кэнги — одна из главных звёзд зарождающегося Голливуда, снявшийся в фильме «Враг общества» и тем самым создавший новый тип главного героя. Гангстеры в его исполнении — обаятельные негодяи, нарушающие закон и коллекционирующие женские сердца. Но какими бы привлекательными они ни казались, они всё ещё оставались отрицательными персонажами, которые в конце картины обязательно получали по заслугам. 

«Плохой парень» перестал быть негодяем в 1955 году после выхода фильма «Бунтарь без причины». Джеймса Дина, исполнившего главную роль, до сих пор считают эталоном этого тропа. «Бунтарь без причины» — история шестнадцатилетнего подростка Джима, который оказался в тюрьме за пьянство. Джим — классический «плохой парень», хулиган, повеса. Но внутри он — разочаровавшийся ребёнок, который устал жить той жизнью, которой живёт. 

Герой Джеймса Дина показал, что «плохой парень» плохой только внешне и внутри него скрывается много хорошего. А ещё Дин задал определённый стиль в одежде и причёске. Его образ позже повторяли Люк Перри из «Беверли-Хиллз 90210», и Джонни Депп из «Плаксы», и Джон Траволта из «Бриолина», и Патрик Суэйзи из «Грязных танцев». 

И помимо «хорошести», которую герой скрывает за маской «плохого парня», в его жизни обязательно должна появиться девушка. Она станет его «прекрасной дамой» — особенной и не такой, как все. Ради неё он будет готов измениться и совершать самые романтичные поступки на свете. Джон из «Клуба Завтрак» откроет причину своей озлобленности и получит серёжку. Патрик из «Десяти причин моей ненависти» споёт песню на футбольном стадионе. Ачи из «Трёх метров над уровнем неба» проберётся в комнату, чтобы пригласить на вечеринку. Кристиан Грей из «50 оттенков серого» будет три фильма катать на яхте и покупать дорогие подарки.

Почему не стоит романтизировать «плохих парней» 

«Плохие парни» — сплошной набор красных флажков. Их поведение в кино преподносят как нечто романтичное и маскируют под великую любовь. Но если взглянуть на их поступки трезво, оказывается, что они не ок.

Дэнни Зуко из «Бриолина» был так озабочен репутацией, что скрывал свои нежные чувства к Сэнди за грубостью. Он переживал, как бы кто не увидел его другую, ранимую сторону. Хвастался друзьям, что занимался с Сэнди сексом, в то время как они просто проводили вместе романтичное лето. Чувства Сэнди — последнее, что его волновало. В итоге под конец фильма ей пришлось полностью измениться, чтобы соответствовать миру Дэнни. 

Ачи из «Трёх метров над уровнем неба» не способен контролировать агрессию, он решает проблемы только с помощью кулаков. Вывести его из себя способна любая мелочь. Избивать каждого парня, который проявил симпатию к твоей девушке, — не романтично. И это не говоря о том, что в какой-то момент он дал пощёчину и самой Баби. Сюда же относятся незаконное проникновение в чужую комнату, похищение собаки для манипуляции, использование кэтколлинга в качестве флирта. 

Романтизация «плохих парней» укрепляет веру, что девушек надо добиваться. Что «нет» не всегда значит «нет». Что харассмент — способ выразить симпатию. Джона из «Клуба Завтрак» и Патрика из «Десяти причин моей ненависти» представляют как благородных хулиганов. Но не стоит забывать, что первый решил залезть под юбку к Клэр, а второй преследовал Кэт, несмотря на её «нет».

Архетип «плохого парня» романтизирует ревность и абьюз, что в настоящей жизни может обернуться довольно болезненным опытом. Искренняя вера девушек, что только их любовь способна исправить «плохих парней», может привести к тому, что они тратят много ментальных сил впустую и забывают о собственной жизни.