Смотреть
19 мая 2023

Новая этика и старый патриархат. Какими получаются продолжения культовых сериалов прошлого?

Разбираемся на примере «Секса в большом городе» и «Сплетницы».

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
продолжение сериалов

В последнее время мир переживает бум перезапусков культовых сериалов. В 2021 году вышла новая «Сплетница» и на экраны вернулись героини «Секса в большом городе», а уже этой осенью нас обещают удивить спин-оффом «Папиных дочек». Какими получаются ремейки и продолжения проектов, по которым когда-то сходили с ума все? И нужны ли они?

«И просто так…» Важная, но неловкая репрезентация женщин за 50

Кадр из сериала «И просто так…»

Киноиндустрия всё ещё безжалостна к женщинам в возрасте. Покидая условную категорию «молодых», актрисы словно по волшебству исчезают с экранов. Институт гендера в медиа, основанный актрисой Джиной Дэвис, провел исследование популярных американских фильмов и сериалов последнего десятилетия и озвучил тревожную статистику. На каждые четыре персонажа старше 50 лет приходится только один женский. Самой Дэвис сейчас 67, и проблема голливудского эйджизма ей знакома не понаслышке. В своем интервью подкасту Эллисон Кугел основательница института поделилась случаем из карьеры. Потенциальный партнёр по съемкам сказал ей: она «слишком стара» для роли его возлюбленной. Сам он был старше актрисы на 20 лет.  Похожая ситуация произошла с Мэгги Джилленхол. Она пожаловалась, как однажды её «забраковали» на одном из кастингов. Создатели картины посчитали звезду недостаточно молодой для роли подруги 55-летнего мужчины. В то время самой Мэгги не было ещё и сорока. 

В этом смысле сиквел «Секса в большом городе» — важный проект. Приятно видеть историю о взрослых женщинах с полноценными сюжетными линиями. Кэрри, Шарлотте и Миранде за пятьдесят, и они как бы говорят: эй, на этой цифре жизнь не заканчивается. Ты всё ещё можешь дружить, любить, узнавать новое, ходить на свидания. На случай, если кто-то сомневался. Вместе с тем создатели откровенны в разговоре о старении и тех вещах, которые поджидают тебя в возрасте. Кэрри делает операцию на суставе, Миранда обнаруживает седину, а Шарлотта не может дождаться менопаузы. Рефлексия об этом выглядит правильной и естественной.

Однако надо признать: репрезентация взрослых женщин вышла довольно неловкой. И это главная претензия фанатов к новому сериалу. Героини будто застряли во времени — настолько несовременными они выглядят. Сложно вообразить, что представительницы среднего класса из Нью-Йорка не разбираются в технологиях и совсем ничего не знают о новой волне феминизма, расизме и гендерном спектре. Кэрри лениво ведет Instagram*, но не до конца понимает, зачем это нужно. Шарлотта впадает в ступор, узнав о небинарности своего ребёнка. Миранда путает пол с гендером и случайно оскорбляет чёрную преподавательницу колледжа, куда поступила. 

Хуже того, героини будто бы предают себя. «Секс в большом городе» для миллионов зрительниц стал библией женской эмансипации. Здесь без стыда говорили об отношениях, разных сексуальных практиках, карьере, свободе и любви к себе.

Персонажи Сары Джессики Паркер, Синтии Никсон и Кристин Дэвис образца 2021 года ведут себя наоборот. Об их карьере не говорится ни слова. Нам остаётся только гадать, на что живут героини.

Шарлотта забыла, что когда-то любила искусство. Амбиции арт-дилера она променяла на светскую жизнь и суету вокруг родительского комитета в школе дочери. Миранда бросила успешную работу в юридической фирме ради учёбы. И это совсем не вяжется со знакомым образом собранной и трезвомыслящей адвокатки. Для Кэрри сценаристы внятного занятия не придумали. Она перемещается между светскими мероприятиями и записями подкаста, куда её позвали как гостью. При этом «сексперт» (помните, как в шутку назвали героиню в предыдущих сезонах?) теряется, когда её просят высказаться о дейтинге или отношениях. Зависает над вопросом ведущих о мастурбации. И даже её разговор с собственным мужем о сексе выглядит неуклюже. Такое же проклятие настигло и её подруг. Миранда возмущается, найдя в комнате сына-подростка презервативы, Шарлотта стесняется говорить об интиме даже шепотом. Куда девался секс-позитивный вайб оригинала? Возможно, он исчез вместе с героиней Саманты (Ким Кэтрол отказалась от съёмок в продолжении СВБГ).

Помимо этого, фанаты винят сериал в утрате прежних атмосферы и драйва. Проект действительно лишился своей энергии. Искрящийся шик остался далеко в нулевых вместе с туфлями Manolo Blahnik, героини поменяли приоритеты и просто живут дальше — как умеют. Но может быть, это знак, что историю пора заканчивать?

😻Разбираем, чем привлекательны героини «Секса в большом городе»

«Секс в большом городе»: за что любим Шарлотту, Саманту и Миранду и ненавидим Кэрри

«Сплетница». Новая этика против старого сюжета

Кадр из сериала "Сплетница"

Создатели ремейка «Сплетницы» попадают в ту же ловушку, что и команда продолжения «Секса в большом городе». Они пытаются заигрывать со старой идеей. Культовый оригинал стоял на трёх китах: красивая жизнь с роскошными вечеринками, бесконечные интриги и неуловимый блогер, «сливающий» их в сеть. В 2007 существование человека, который за всеми следил и активно вмешивался в чужое личное пространство, никого не смущало. К тому же блогер был подростком — а тинейджерам позволительно творить дичь. Кроме того, изначально его действия имели социальный посыл. Это был своеобразный протест против морали манхэттенской элиты. Если хотите, критика богатых и знаменитых. 

Шоу перезапустилось в старых декорациях, но уже в совершенно другом мире. И этого авторы не учли. В новом мире понимают, что такое этика и личные границы. Поэтому, когда новую сплетницу организует группа школьных учителей, неизбежно возникают вопросы. Их мотивация ясна — приструнить распоясавшихся учеников. Слишком неуважительно те себя ведут. Но жажда справедливости разбивается о сомнительные воспитательные методы. Взрослые люди лезут в жизнь несовершеннолетних? Пахнет злоупотреблением властью. 

В оригинале наблюдать за противостоянием денег, власти и привилегий внутри Констанс Биллард было интересно. Нас по-настоящему захватывали токсичное соперничество Серены и Блэр и попытки Дженни обойти королеву школы на социальной лестнице. В нулевые, кажется, по-другому ещё не умели.

Однако главные герои новой «Сплетницы» — зумеры. Это поколение знает о психотерапии, строит более здоровые отношения и умеет признавать неправоту. Поэтому фирменные сюжетные повороты изо лжи и обмана уже не похожи на американские горки. За ними не так увлекательно смотреть, им меньше веришь. Как и странной для современного подростка озабоченности дорогими брендовыми вещами. 

В глазах фанатов оригинала принадлежность к поколению Z лишает героев харизмы. Мы не найдём здесь разъезжающего на лимузине красавца-гедониста с бокалом виски в руке или девушку с маниакальным желанием подчинить себе весь Верхний Ист-Сайд. Новые герои осознаннее и в чём-то мудрее своих предшественников. Ловелас Макс куда мягче Чака, а в Джулиен нет абьюзивности Блэр. Делает ли это сериал хуже? Зависит от того, сколько вам лет. Тем, кто взрослел вместе со старыми персонажами, новые, скорее всего, покажутся блёклыми.

Кастинг «Сплетницы» стал разнообразнее, и это один из весомых плюсов. Проект перестал быть шоу для белых гетеросексуалов, здесь появились представители других рас и идентичностей. Однако ни инклюзивность, ни осознанность, ни даже красивые виды Нью-Йорка не помогли шоу повторить успех предшественника.

«Папины дочки». В очередной раз пожалеть мужчину? 

Кадр из сериала "Папины дочки"

О производстве новых «Дочек» после 10-летнего перерыва стало известно в начале этого года. В центре спин-оффа будет семья Даши Васнецовой. По сюжету она уходит от мужа и оставляет тому на воспитание четырех дочерей. Так Веник оказывается в такой же ситуации, что и его тесть много лет назад. До экранов сериал доберется только через несколько месяцев. И вряд ли его ждёт сумасшедший успех. 

Шоураннеры пытаются сыграть на ностальгических чувствах целого поколения. Но не принимают в расчёт, что это поколение выросло. Пятнадцать лет назад мы искренне смеялись над курьезами из жизни многодетного отца и его весёлых дочек и от души им сопереживали. Сегодняшний зритель справедливо раскритикует излишнюю клишированность героев. Да, ситком всегда немного сгущает краски. В «Папиных дочках» же наивные стереотипы довели до абсолюта. Маша  показана красивой, но глупой, а умной Галине Сергеевне авторы «отказали» в красоте — ведь красивая девушка якобы не может носить очки. 

Добавим сюда то, что от сезона к сезону сериал становился только хуже. История давно себя изжила. Это признавали даже давние поклонники проекта. Удастся ли её реанимировать? Мир ушёл вперёд, феминизм в России стал намного популярнее, а слово «мизогиния» больше не вызывает усмешки. Поэтому когда в 2023-м нам в очередной раз предлагают пожалеть мужчину… Бедный, от него ушла жена, оставив дочерей! Тем временем больше трети российских семей состоят из матерей-одиночек с детьми. Одиноких отцов в нашей стране в четыре раза меньше. Так что часть аудитории у нового проекта однозначно «отвалится». По крайней мере, женской. Гораздо реалистичнее было бы снять обратный сюжет: молодая мать-одиночка, которую бросает муж. Или это была бы уже не комедия?

Стоит ли смотреть продолжения?

Фанатов культовых сериалов, готовых смотреть с любимыми героями что угодно, можно понять. Как и тех, кто наотрез отказывается. Всё-таки иногда бывает больно смотреть на странные и нелогичные изменения. Ещё больнее, когда создатели первоисточника решают выпустить продолжение, но теряют связь с реальностью. Поэтому не лучше ли обратить внимание на оригинальные проекты? Ищете крутой сериал про женщин среднего возраста? Посмотрите «Миссис Флетчер», «Женщин за 40» или «Юную». Скучаете по вечеринкам и интригам средней школы? «Элита» выпускает уже седьмой сезон. Ну а если хотите посмотреть крепкий ситком про отца-одиночку, включите  «Кинана» или «Папочку». 

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий