10 главных кинорежиссёрок мира прямо сейчас  - Burning Hut
Смотреть

10 главных кинорежиссёрок мира прямо сейчас 

Грета Гервиг на съёмках «Маленьких женщин»

В 2019 году женщины сняли 10,6% от самых кассовых фильмов. Это, конечно, всё ещё мало, но вместе с тем и рекордная доля за 12 лет наблюдений. Поэтому когда в режиссёрской категории «Оскара» вообще не упомянули ни одной женщины, включая Грету Гервиг с её «Маленькими женщинами» (о ней обязательно расскажем ниже), американские прогрессивные СМИ целый месяц показательно возмущались. Не отметить ни одной режиссёрки за 2019 год — это и правда весьма недальновидно. Поэтому вот женские имена, которые стоит знать, если вам интересно следить за кино.

Грета Гервиг

Грета Гервиг на съёмках «Маленьких женщин»
Грета Гервиг на съёмках «Маленьких женщин» / Sony Pictures, Wilson Webb

Гервиг — голливудская сенсация последних лет. Раньше она была известна как одна из главных актрис жанра мамблкор, важного для независимого кино (мамблкор — это когда в фильме в основном говорят и больше ничего не происходит). Она снялась в фильме «Милая Фрэнсис» своего партнёра Ноа Баумбаха, номинированного в этом году на «Оскар» за «Брачную историю».

После это Гервиг сама дебютировала в режиссуре. «Леди Бёрд» — не первая её картина, но зато первая известная. Эта история взросления с Сиршей Ронан в главной роли была одним из фаворитов наградного сезона. Гервиг удалось заснять тот обычно недоступный для фиксации момент, когда героиня вдруг в одночасье взрослеет — это дорогого стоит. Свои размышления о молодости и её скоротечности Грета успешно продолжила в «Маленьких женщинах», экранизации знаменитого американского одноимённого романа о взрослении четырёх юных сестёр. Сейчас Гервиг — одна из самых многообещающих постановщиц мира.

Что посмотреть: «Леди Бёрд», «Маленькие женщины»

Мариэль Хеллер

Хеллер закрепилась в оскаровском пуле с прошлого года: у её предыдущей картины «Сможете ли вы меня простить?» три номинации, у новой — одна. Она сняла пока лишь три полных метра, но среди них — ни одного промаха.

Мариэль Хеллер на съёмках «Сможете ли вы меня простить?» вместе с актрисами Долли Уэллс и Мелиссой МакКарти
Мариэль Хеллер на съёмках «Сможете ли вы меня простить?» вместе с актрисами Долли Уэллс и Мелиссой МакКарти / Twentieth Century Fox

Хеллер нашла уникальную трагикомедийную лирическую интонацию. Без неё сюжеты её фильмов могли бы показаться банальными, но пока получается что-то очень особенное. Вроде бы обычная история взросления (в Америке этот жанр именуется coming-of-age) в дебютной картине «Дневник девочки-подростка» пышет честной тинейджерской сексуальностью, а в финале героиня Бел Паули, школьница, которая спит с бойфрендом собственной матери, самостоятельно принимает решение о том, что и одинокой быть неплохо, — согласитесь, весьма прогрессивно.

Новая картина «Прекрасный день по соседству», в которой американский любимец Том Хэнкс играет одну из своих лучших ролей, разобьёт сердце всякому взрослому. Нехитрыми, но действенными психотерапевтическими приёмами Хеллер показывает, что все якобы взрослые — лишь дети с багажом неосознанных эмоциональных травм. На сегодняшний день Хеллер кажется мне одним из интереснейших режиссёров Америки — она больше расположена к зрителю, чем к фестивалям и критикам, а это, несомненно, положительная характеристика.

Что посмотреть: «Дневник девочки-подростка», «Прекрасный день по соседству»

Лиза Холоденко

Холоденко — американка из семьи эмигрантов-украинцев, женатая лесбиянка и мастер сложносочинённой меланхолии. В полном метре она отметилась тончайшей трагикомедией «Детки в порядке» (между прочим, четыре оскаровские номинации) о бисексуальности, изменившемся институте семьи и неожиданных встречах.

Но, кажется, ближе ей всё же жанр мини-сериала любой продолжительности. Четырёхсерийный трагично-возвышенный «Что знает Оливия?» переоткрыл для мира коэновскую актрису Фрэнсис МакДорманд, а недавнее «Невероятное» рассказывает пугающе актуальную историю о сексуальном насилии. 

Что посмотреть: фильм «Детки в порядке», сериалы «Что знает Оливия?» (на «Амедиатеке») и «Невероятное» (Netflix)

София Коппола

София Кополла на съёмках «Трудностей перевода» / IMDb
София Кополла на съёмках «Трудностей перевода» / IMDb

Дочь великого Френсиса Форда Копполы с первого же полного метра доказала, что выезжать на одном имени отца не собирается: её «Девственницы-самоубийцы» — настоящий томный шедевр на табуированную тему детской сексуальности и суицидов. Дальше только на взлёт: хулиганский псевдоисторический фильм «Мария-Антуанетта» о величайшей французской гедонистке, загадочное эссе о селебрити-жизни «Где-то», недавняя складная костюмная профем-картина «Роковое искушение» с Колином Фарреллом. Есть вероятность, что в этом году она представит новую картину, скорее всего, на Каннском фестивале.

Что посмотреть: «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта»

Кэтрин Бигелоу

Бигелоу любят приводить в пример, когда говорят о том, что не существует никакого водораздела между мужским и женским кино. Стереотип был таков: мужчинам более свойственно снимать кино суровое, жестокое, например, про войну, а женщинам доступнее лёгкие жанры, картины про любовь и дружбу.

Кэтрин Бигелоу на съёмках «Повелителя бури»
Кэтрин Бигелоу на съёмках «Повелителя бури» / IMBd

Бигелоу легко опровергает своей фильмографией эту сексистскую чушь: её картины детализированы, нередко жестоки, посвящены традиционно «мужским» (хотя кто их назвал мужскими? мужчины, конечно) темам — войне, армии, терроризму. Например, в фильме «Цель номер один» главная героиня (Джессика Честейн) много лет занимается поисками Усамы бен Ладена и крутится внутри сугубо мужского коллектива американских силовиков.

Биография Бигелоу тоже иллюстрирует тренд на женскую эмансипацию: с картиной «Повелитель бури» о войне в Ираке она обошла бывшего мужа, режиссёра Джеймса Кэмерона, с его «Аватаром» в оскаровской гонке 2010 года.

Что посмотреть: «Цель номер один», «Повелитель бури»

Линн Рэмси

Рэмси — одна из самых любопытных британских режиссёров. Она снимает волнующие фильмы, тёмные по цветовому тону, преисполненные паники, ярости и смятения. В лучшей своей картине «Что-то не так с Кевином» Линн заставляет зрителя почувствовать то же, что чувствует героиня (Тильда Суинтон) — родительница непутёвого сына, который становится школьным стрелком-убийцей (одна из первых заметных ролей ныне знаменитого Эзры Миллера). Через кино Линн показывает, каково это — осознать себя матерью монстра и принять это.

Её последний фильм столь же сумрачный и жестокий — «Тебя здесь никогда не было» с Хоакином Фениксом. Актёр сыграл бородатого убийцу с посттравматическим синдромом, который борется больше не с врагами, а с навязчивыми туманными воспоминаниями.

Что посмотреть: «Что-то не так с Кевином», «Тебя здесь никогда не было»

Андреа Арнольд

Арнольд часто ставят в один ряд с Рэмси: они обе снимают бескомпромиссно авторские, многозначные картины, часто о юности (но не обязательно). Первый её фильм «Жилой комплекс „Ред Роуд“» наполнен тревогой жителя мегаполиса, свыкшегося с вечным ощущением государственной слежки и отсутствием всякого личного пространства.

«Аквариум», самый сбалансированный фильм режиссёрки, — о детстве в неблагополучной семье под ритмы поп-музыки. Идея была продолжена в «Американской милашке», трёхчасовом истошно-эмоциональном посвящении нищей беззаботной юности Нового Света. Пока что самая известная работа Арнольд — второй сезон нашумевшего сериала «Большая маленькая ложь», тоже во многом профеминистического. После него в прессе разразился скандал: оказывается, продюсеры давили на Арнольд, а затем отдали её материал на переделку Жан-Марку Валле, снимавшему первый сезон. Да, так в Голливуде сегодня делают кино с участием независимых режиссёрок — отнимают у них независимость и креативный контроль.

Что посмотреть: «Аквариум», «Американская милашка»

Марен Аде

Аде больше известна в контексте берлинской школы — так называют неформальное объединение нескольких режиссёров из немецкой столицы. Их отличают неторопливые, не перегруженные, максимально естественные фильмы.

Марен Аде на 32-й премии Film Independent Spirit
Марен Аде на 32-й премии Film Independent Spirit (2017) / IMBd

Дебют Марен, снятый на бытовую ручную камеру, назывался «Лес для деревьев». Это депрессивная драма учительницы, которая не может ни влиться в новый коллектив, ни управлять учениками, с совершенно волшебным финалом в пустом автомобиле.

Недавно Марен сняла «Тони Эрдманна» — грандиозный фильм, лишь по недомыслию жюри не получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Это комедия про отца-приколиста, любящего переодеваться в нелепые костюмы, и его дочь — топ-менеджера, которая катается по заграницам и тонет в одиночестве.

Что посмотреть: «Тони Эрдманн», «Лес для деревьев»

Ильдико Эньеди

Венгерка Эньеди — трепетный тихий гений. Её первый же фильм, «Мой XX век» 1989 года, где снялся Олег Янковский (да-да, тот самый), был признан в Каннах лучшим дебютом. На мой взгляд, это до сих пор один из самых удивительных фильмов в истории кино.

Ильдико Эньеди на съёмках «О теле и душе»
Ильдико Эньеди на съёмках «О теле и душе» / Gediminas Vaitekünas, Complex System Solutions GmbH

В программы фестивалей большой тройки (Берлинский, Каннский, Венецианский) она не попадала аж с 1994 года. А потом вдруг сняла картину «О теле и душе» — пронзительную элегию о людях, которые чувствуют так много, словно их только что освежевали на скотобойне (там и происходит действие), и о людях, которые не чувствуют ничего. Эньеди владеет киноязыком на каком-то глубинном уровне, выворачивает зрителя наизнанку и вызывает своими фильмами доселе невиданные ощущения. Она уже сняла новую картину «История моей жены», впервые со звёздами (играет Леа Сейду) и не на венгерском.

Что посмотреть: «Мой XX век», «О теле и душе»

Лана (и Лили) Вачовски

Лана и Лили Вачовски на съёмках «Восхождение Юпитер»
Лана и Лили Вачовски на съёмках «Восхождение Юпитер» / IMBd

Вачовски — возможно, известнейшие трансгендеры, публично заявившие о своём переходе. Раньше бывшие братьями и в этом статусе снявшие великую «Матрицу», Лана и Лили сделали перерыв после противоречивого, но всё же заметного сериала «Восьмое чувство». Кстати, как гласят многочисленные теории, «Матрица» — это фильм о трансгендерном переходе; возможно, такой подтекст закладывался неосознанно, но он есть.

Недавно сёстры вернулись в большое кино, но по отдельности: Лана будет режиссировать «Матрицу 4», а Лили ушла в продюсирование и пишет сценарии. Тем интереснее, как покажет себя Лана Вачовски в одиночку на правах режиссёра нового поколения.

Что посмотреть: конечно, «Матрицу»

Ещё пять важных режиссёрок, которые не влезли в десятку

  • Джулия Дюкорно («Сырое»)
  • Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»)
  • Джейн Кэмпион («Пианино»)
  • Лилиана Кавани («Ночной портье»)
  • Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь»)

И ещё пять главных русскоязычных режиссёрок прямо сейчас

  • Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут», «Верность»)
  • Дарья Жук («Хрусталь»)
  • Валерия Гай Германика (документальный фильм «Девочки», игровые «Все умрут, а я останусь» и «Да и да», сериал «Школа»)
  • Наталия Мещанинова («Комбинат „Надежда“», «Сердце мира», опять же сериал «Школа» — Мещанинова выступила режиссёром многих эпизодов)
  • Анна Меликян («Русалка», «Звезда»)

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.