5 октября в прокат выходит драма французской режиссёрки Ребекки Злотовски «Грани любви». Её героиня Рашель без памяти влюбляется в Али и хочет родить от него ребёнка. Но врач предупреждает: возможно, в силу возраста у неё это не получится. Али воспитывает дочь, и Рашель привязывается к ребёнку. Но счастливой семейной жизни не выходит. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова посмотрела фильм до премьеры и делится впечатлениями.
О чём фильм «Грани любви»
Рашель чуть за сорок, и она обожает свою жизнь: преподавание французского в коллеже, тусовки с коллегами и уроки гитары по вечерам. Однажды на музыкальных занятиях она встречает Али. Любовь взаимна, и героиня подумывает об общем ребёнке. Но гинеколог считает, что шансов родить у Рашель немного и что они тают с каждым днём. Но время пока есть. К тому же Али воспитывает пятилетнюю дочь от предыдущих отношений — и сохраняет дружескую связь с матерью девочки. Рашель привязывается к маленькой Лейле и проводит с ней много времени.
Попытки забеременеть и бесконечные визиты к врачам ни к чему не приводят. Али тем временем поглощён заботами о дочери, которая переживает кризис взросления. Рашель концентрируется на работе, помогая ученикам из неблагополучных семей. Но призрак несостоявшегося материнства преследует её повсюду: в счастливых детских лицах на улицах, незапланированно забеременевшей сестре, добродушных вопросах коллег.
Кто работал над фильмом «Грани любви»
Режиссёркой и сценаристкой проекта стала Ребекка Злотовски — это её пятый полнометражный фильм. Во Франции у Злотовски репутация феминистской авторки, которая не чурается острых социальных тем. В её «багаже» — обманчиво простая драмеди «Моё прекрасное лето с Софи». Летние эротические приключения двух подруг оборачиваются серьёзным высказыванием о праве женщин на сексуальность. Главную роль в фильме Ребекка отдала Захии Дехар, которая раньше работала в эскорте. Этот жест пресса назвала «решительно феминистским». В 2009 году, когда Дехар была несовершеннолетней, её «подарили» на день рождения одному из игроков французской сборной по футболу. История получила огласку.
В «багаже» Злотовски есть и другие социальные истории. Например, в сериале «Дикари» герой расследует покушение на убийство темнокожего политика. А в фильме «Гранд Централ. Любовь на атомы», который в 2013 году был отмечен в Каннах, — устраивается на смертельно опасную работу на атомную станцию. Всё ради того, чтобы выбраться из нищеты.
Роль Али в «Гранях любви» исполнил звезда авторского кино Рошди Зем. В 2006 он сыграл в военной драме «Патриоты» о Второй мировой глазами арабских солдат в рядах французского сопротивления. А в 2015 снял «Шоколад» — щемящий байопик о первом во Франции темнокожем клоуне, который выступал в тандеме с белым артистом.
Рашель сыграла Виржини Эфира, знакомая зрителям по нашумевшей эротической драме «Искушение» и драмеди «Куки». Интересно, что в «Куки» её героиня тоже осмысляет вопрос материнства — правда, скорее в комедийном ключе.
История о сестринстве, а не о соперничестве
В какой-то момент в жизни Али вновь возникает бывшая партнёрка и мать его дочери. Ради ребёнка он принимает решение, которое разбивает Рашель сердце. Однако Рашель не будет «сражаться» за возлюбленного. В этом «Грани любви» избегают до боли знакомого патриархального клише, когда героини конкурируют за внимание мужчины. Здесь скорее история сестринства и эмпатии. Рашель уважительно относится к матери Лейлы и души не чает в самой девочке — играет с ней, забирает со спортивных занятий и искренне интересуется, как у неё дела. И этим ломает другой стереотип — о «злой мачехе». Впрочем, создатели фильма не делают из Рашель идеальную героиню, которая с лёгкостью и безропотно прощает всё на свете. Ей не чужды сомнения и обиды — а это всегда здорово очеловечивает персонажа и заставляет ему сопереживать.
Мужские персонажи не дышат мизогинией
Герои фильма существуют в системе координат, где «женское» — не значит «плохое». Французские критики хвалили «Грани любви» за «деконструкцию привычных архетипов» и обращали внимание, что бойфренд главной героини «не стесняется проявлений феминности». Действительно, Али не пытается «по-мужски» скрыть переживания. Он показан уязвимым человеком, честно говорящим о своих чувствах и готовым слушать других.
Ещё один персонаж, который по-хорошему удивляет, — отец главной героини. Рашель из еврейской семьи, где исповедуют иудаизм и соблюдают обряды. И вот беременная сестра Рашель спрашивает у отца: а что их религия думает об аборте? Герой отвечает, что некоторые раввины не считают плод частью тела матери. Да и сам он придерживается такого мнения. Пожалуй, от старого иудея меньше всего ждёшь настолько профеминисткого ответа.
Трезвый ракурс и отсутствие традиционного «сладкого» финала
Режиссёрка предлагает взглянуть на мир реалистично. А в реальном мире далеко не всем мечтам суждено сбыться. Злотовски не вознаграждает героиню счастливым материнством. Вероятно, чтобы не ступать на скользкую дорожку под названием «Всё получится, главное — верить». При этом невозможность родить не становится для Рашель проклятием. Героиня находит счастье в общении с новорождённым племянником, изредка видится с подросшей Лейлой, продолжает преподавать. Здесь очень кстати вспомнить оригинальное название фильма — Les enfants des autres в переводе с французского означает «Дети других». Рашель любят и ценят близкие, ученики и коллеги. А ещё она получает удовольствие, находясь наедине с собой. Это даёт ей силы и заставляет смотреть вперёд.
Станьте первым, кто оставит комментарий