Знать
8 декабря 2021

Пережила крушение, выполняла рискованные манёвры, прожила лишь 26 лет: история первой российской женщины-пилота Лидии Зверевой

Как выпускница института благородных девиц села за штурвал аэроплана.

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка «Горящей избы».
Изображение

Генеральская дочь Лидия Зверева получила классическое женское образование своего времени, рано вышла замуж и должна была стать светской дамой. Но всё пошло не так из-за её увлечения авиацией. В 20 лет девушка поступила в частную авиашколу и стала первой в Российской империи дипломированной авиатрисой. Позже она основала свою лётную школу и проявила себя как талантливый авиаконструктор. Женщина-пилот выполняла сложные авиационные фигуры и даже пережила крушение. Она прожила только 26 лет, но причиной её ранней смерти стали не самолёты.

Дочь царского генерала мечтала о небе

Лидия Зверева родилась в 1890 году в семье генерал-майора Виссариона Лебедева. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, а позже служил на территории современной Польши. Лида была младшей из пяти детей в семье. 

С детства Лидия мечтала летать. Она поднималась на аэростатах в крепости Осовец, где служил отец, сама создавала модели летательных аппаратов, хотя тогда даже в газетах мало писали об авиации. Однажды девочка даже попыталась совершить самостоятельный «полёт»: съехала с крыши небольшой постройки на открытом зонте. Взлететь ей тогда не удалось, но и пострадала она не сильно. Однако это было далеко не последнее падение в её авиационной карьере.

Променяла институт благородных девиц на авиашколу 

Родители относились к увлечению дочери снисходительно, считали это юношеским интересом, который с возрастом пропадёт. Они видели дочь светской дамой, потому дали девушке классическое аристократическое образование того времени. Сначала Лидия окончила гимназию, потом институт благородных девиц, а в 17 лет вышла замуж. Судьба Зверевой развивалась по традиционному для того времени сценарию. Однако брак продлился всего два года — муж скоропостижно скончался из-за болезни. 

Тогда в 1910 году девушка, которой едва исполнилось 20 лет, оказалась в Петербурге, чтобы наконец осуществить мечту, о которой она никогда не забывала: стать пилотом. В 1910 году в городе Гатчине, который называют колыбелью российской авиации, открылась первая частная авиашкола «Гамаюн». Её основал инженер и создатель первого в России авиационного завода Сергей Щетинин. Тогда в Гатчине уже существовала авиашкола, но готовила она только пилотов-офицеров. В «Гамаюн» же принимали военных и гражданских, в том числе женщин. Именно туда и поступила Лидия Зверева.

Она была в числе первых трёх человек, записавшихся на обучение. Девушка заплатила за это 400 рублей, и 600 рублей — на случай поломок аэроплана, на котором ей приходилось практиковаться. После года теоретических уроков, в июле 1911 года, Зверева впервые поднялась в воздух на самолёте «Фарман-4», которым управляла самостоятельно, и летала на высоте 30 метров над аэродромом. 

Стала первой дипломированной авиатрисой 

23 августа 1911 года Лидия Зверева получила диплом пилота-авиатора №31. Номер означал, что она стала 31-м человеком в империи, имеющим данный документ. Но среди женщин она стала первой дипломированной авиатрисой. 

Однако до Зверевой была ещё одна женщина, которая самостоятельно управляла летательным аппаратом. Известна история о неудавшемся полёте Домникии Кузнецовой-Новолейник, жене инженера Павла Кузнецова. Вместе с мужем она увлекалась авиацией, разбиралась в механизмах аэропланов и теории лётного дела. 5 мая 1911 года во время Второй международной авиационной недели в Петербурге Кузнецова-Новолейник попыталась подняться в воздух на одноместном самолёте «Блерио-XI». Однако она не смогла справиться с управлением, и, едва оторвавшись от земли, самолёт упал. Женщина осталась жива, но её лётная карьера на этом завершилась. Поэтому именно Зверева считается первой российской авиатрисой.

Однако 1911 год стал годом женщин в российской авиации, и буквально через пару месяцев после Зверевой ещё несколько женщин получили подобные дипломы. 3 октября того же года Евдокия Анатра стала дипломированной авиатрисой. А 9 октября экзамен сдала певица и актриса Любовь Голанчикова, которая через год установила всероссийский и мировой рекорд — поднялась на самолёте на высоту в 2200 метров. 

«Женщины начинают быстро выдвигаться в авиации, в этом новом пока деле. Вслед за мной пилотские дипломы получили спортсменка Евдокия Анатра и певица Любовь Голанчикова. Горячо верю, что года через два-три женщины будут иметь большие успехи и на этом поприще»

из автобиографии Лидии Зверевой

Именно термин «авиатриса» (также был вариант с двумя буквами «с») активно употребляли в отношении женщин-пилотов в начале ХХ века. Это была калька с французского слова aviatrice. 

Однако уже в начале 20-х годов ХХ века термин перестали употреблять. Лингвист Михаил Панов связывает это с так называемой новой традицией в развитии русского языка: в Советском Союзе слова женского рода, такие как архитектриса, директриса, инспектриса, лектриса, адвокатесса, стали выходить из употребления. Связано это с тем, что сначала эти термины были введены, чтобы выделить женщин в редких для них профессиях. В СССР же подразумевалось, что женщины могут работать наравне с мужчинами, поэтому названия были унифицированы в мужском роде. 

Выполняла опасные манёвры и потерпела крушение

Во время обучения в авиашколе Зверева познакомилась с инженером и пилотом Владимиром Слюсаренко. Они поженились и вместе строили карьеру в авиации. Вместе же они планировали, ещё до того, как Зверева стала дипломированной авиатрисой, принять участие в первом перёлете между Петербургом и Москвой. Это было рискованное мероприятие, но 12 пилотов, в числе которых был Слюсаренко, добровольно вызвались лететь.

Изначально Слюсаренко собирался выполнить весь полёт на двухместном «Фармане» вместе со Зверевой в качестве пассажирки. Они стартовали в Петербурге, однако уже в воздухе мотор стал давать сбои. Чтобы избежать трагедии, было принято решение возвращаться в Петербург. У Слюсаренко была возможность стартовать ещё раз, но мотор его машины был окончательно сломан. На помощь ему пришёл авиатор Константин Шиманский. Он одолжил свой мотор, поэтому его же, а не Звереву, Слюсаренко взял пассажиром в очередной полёт. 

Однако на этот раз катастрофа всё же случилась: самолёт упал и разбился, Шиманский погиб на месте, а Слюсаренко получил тяжёлые травмы. 

«Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и как владелец его полетел пассажиром. Результат известен — оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни»

из автобиографии Лидии Зверевой

Уже после получения диплома вместе с мужем и другими пилотами Зверева проводила показательные выступления перед публикой. В 1912 году она участвовала в бакинской авиационной неделе, потом совершала демонстрационные полёты в Тифлисе. Авиатриса не боялась выполнять сложные элементы даже при плохих погодных условиях. Но однажды такой полёт чуть не стал последним в её жизни. 

На показательных выступлениях в Риге начался сильный ветер, и самолёт Зверевой стало сносить на трибуны. Чтобы избежать столкновения и уберечь зрителей, авиатриса сделала резкий манёвр — самолёт отвернуло от трибун, но он перевернулся и упал на землю. Звереву придавило обломками, но она чудесным образом выжила и даже не сильно пострадала.

Основала авиамастерскую и самую доступную во всей империи лётную школу 

После крушения судьба связала Звереву с Ригой ещё на несколько лет. Там в 1913 году Лидия открыла авиационную школу, в которой могли учиться женщины. Эта была самая доступная в Российской империи школа, потому что плата и залог за поломку самолёта были ниже на 200 рублей, чем в других частных учебных заведениях.

Вместе с мужем Зверева основала авиационные мастерские. Там занимались как ремонтом, так и постройкой самолётов. После начала Первой мировой войны мастерские из Риги были перевезены в Петербург и преобразованы в небольшой авиазавод. Поначалу там выпускали не более одного самолёта в месяц, но завод расширялся, и уже к 1916 году каждый месяц выходило не менее 5 военных и гражданских самолётов.

Карьера Лидии Зверевой могла быть наполнена ещё многими яркими эпизодами, однако в 1916 году она заболела тифом и скончалась на 26-м году жизни. Её похоронили на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. Владимир Слюсаренко повторно женился в 1917 году, а после революции эмигрировал в Австралию. Во время войны родные Зверевой покинули город, за могилой никто не ухаживал, также были утеряны архивные записи в лавре. Только в 2019 году удалось установить  место захоронения первой российской авиатрисы.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий