Зарабатывать
5 августа 2023

«Одежда для человека, а не человек для одежды». Как работают и преодолевают кризисы российские дизайнерки локальных марок

Редакция «Горящей избы»
Редакция «Горящей избы»
Женское издание обо всём.
Изображение
1

Локальные бренды одежды балансируют между бизнесом и творчеством. В создание вещей вкладывается много времени, многие шаги совершаются на ощупь, а в результате получается уникальная одежда с характером и историей. В фотопроекте с шоурумом Edva Brands, объединяющем самобытных российских дизайнерок, мы рассказываем истории девушек, которые делают необычные вещи совсем маленькими командами. Девушки позировали в собственных изделиях — потому что шьют в первую очередь то, что хочется носить им самим.

Masukowska и платья-обереги

Масюковска

Фото: Юлия Николаева

Галя Шалимова
Создаёт платья-обереги для своего бренда Masukowska.

Бренд вырос из моей любви к истории, красоте, культуре и природе. Я искала как воплотить и соединить это в творчестве. Так родилась идея обережной одежды.

За основу я взяла исторический крой — традиционный косоклинный сарафан, обережные рубахи и соединила это с современностью. Я всегда шила, мама до сих пор вспоминает мне испорченные новые дефицитные колготки, которым я отрезала часть носочка — сделала головные уборы для кукол.

Моё первое образование — это культурология, специализация на истории России. А в первом декрете я пошла в один из старейших центров учиться шить и конструировать одежду. Там было много ручной работы, много рассветов и чертежей, много близких по духу женщин. Свой бренд я запустила только спустя 10 лет, во втором декретном отпуске. Я назвала его Масюковска по фамилии своего прадеда. 

Масюковска

Сейчас всё производство — это я и швея. У нас очень маленький и ручной бренд. Конечно, я планирую развитие, но пока это больше хобби, чем бизнес. Клиенты передают меня из рук в руки и через соцсети.

Я совмещаю материнство и бизнес. Я до сих пор беру с собой сына на закупки, моя мастерская дома, и дети часто рвутся туда со мной. Конечно, вести дела с маленьким и большим (да с любым) ребёнком — это особая ответственность и включённость, но это не препятствие и не глобальная сложность.

Мне хочется, чтобы моё дело росло, чтобы был свой шоурум, открытые мастерские, где я могу вместе с желающими красить ткани и создавать из них прекрасные вещи. Хочу, чтобы как можно большее количество женщин радовалось моим платьям.

Вещи локальных брендов дороже массмаркета, и это часто вызывает вопросы. Дело в том, что вещи маленьких брендов создаются чаще всего в единичном экземпляре или маленькими партиями. Это вещь, которая создана и придумана полностью с нуля. Это много важных, кропотливых этапов, которые не заметны невооружённым взглядом: отбор качественной  ткани, разработка лекала, съёмка коллекции, продвижение. В моём случае всё это делается двумя-тремя людьми.

Маленький бренд — это всегда история, душа и тепло. Это не конвейер, а созданная с любовью и вниманием каждая деталь. Также это ответственность. Здесь есть кого спросить за качество и есть кому посмотреть в глаза.

USME и сочетание нежности и силы

Юлия Ипатова-Карбиевская
Создательница бренда USME и владелица шоурума Edva Brands.

Я создала свой бренд одежды ещё в 2019 году — из команды там была только я. Тогда это было скорее как хобби, не было особых амбиций. Путь в малом бизнесе непростой и чаще всего нелинейный: не бывает так, что какие-то шаги точно гарантирует тебе успех. В первую очередь потому, что правила игры постоянно меняются: в феврале 2022 года я потратила много часов на поиск хорошего таргетолога и создание стратегии, но это почти сразу стало неактуально, так как таргет исчез в России. Иногда это трудно психологически: ты выстраивал свой бренд, общался с аудиторией, а всё поменялось за секунду. Наверное, в таких вещах очень спасает лёгкий подход: не зацикливаться на уже устоявшихся ценностях, а быстро переключаться. 

Для меня это слово — «лёгкость» — ключевое в работе, я к этому стремлюсь. В начале пути кажется, что ты обязательно почувствуешь, что всё получилось, мечта стала явью. Но я этого не ощутила. Ты просто постоянно работаешь, потом оглядываешься — и только в этот момент осознаёшь, сколько всего было сделано, как изменился ты и твоя жизнь. Преодоление трудностей я тоже всегда оцениваю ретроспективно: в моменте мне трудно осознать масштаб катастрофы, потому что я сразу включаюсь в решение проблемы. При этом с годами становится всё скучнее рефлексировать над трудностями с позиции «я смогла, я добилась». Во-первых, это никогда не конечная точка пути, во-вторых, достижения могут легко исчезнуть, а магазин — просто закрыться.

Раньше главной идеей бренда USME были красота и женственность. Я всегда с гордостью говорила, что платья заказывают художницы и актрисы, берут на съёмки режиссёры, а фотография балерины Большого театра в платье USME долго была одной из любимых. Сейчас мы пытаемся чётче понять, кто наша героиня: чем она живёт, во что верит, как проводит свободное время. И для меня это самая интересная часть работы. Я сама поняла, что для меня жизненно необходим позитивный контекст — не преодоление сложностей, не попытка смириться с чем-то, не «принятие себя со всеми недостатками», а что-то вроде такой золотой середины, когда ты, как и любой нормальный человек, проживаешь кризисы и разочарования (в жизни и на работе), но в тебе есть жизненная сила, стремление к чему-то. Для меня важно, чтобы бренд это отражал — не только нежность и чувственность, но и энергию, смелость.

Каждый раз во время обсуждения новой героини USME я ловлю себя на мысли, что и сама хотела бы ей быть — сильным и открытым человеком, который счастлив трудиться, созидать, делать что-то для других.

Мы всегда говорим, что это одежда для человека, а не человек для одежды. Не надо пытаться подстраиваться под что-то, худеть, толстеть, влезать во что-то неудобное.

Сейчас прекрасное время, когда мы можем позволить себе выбирать то, что отражает наши ценности, носить одежду, которая подчёркивает индивидуальность. Подчеркиваёт, но не создаёт. Поэтому мы так любим летящие ткани, полупрозрачные паутинки: они оттеняют и дополняют, не мешая главному.

Бренд USME не только производит одежду: мы постоянно придумываем и реализовываем какие-то проекты. Фотоистории, коллаборации с благотворительными фондами. В этом очень помогает существование собственного шоурума. Комьюнити шоурума очень важно — я как дизайнер часто знакомлюсь здесь с кем-то, и потом мы вместе придумываем и запускаем проекты или просто где-то друг друга поддержим, где-то чему-то научимся. Иногда бренды находят нас сами, иногда я натыкаюсь на что-то интересное и пишу первой. Я верю, что чем больше развивается пространство, тем больше оно притягивает людей со схожими ценностями. 

Дизайнерки брендов bohème.apparel, Shinel и USME / Фото: Мария Пасичнеченко

Сейчас моя цель с точки зрения продвижения шоурума — развитие офлайн-сообщества. Мы уже начали тестировать эту идею, провели несколько мероприятий — показы фильмов с обсуждением, скетчинг, планируем бизнес-завтраки с дизайнерами и мастер-классы. Люди приходят не купить что-то, а познакомиться с местом, почувствовать его атмосферу. У нас роскошное помещение в самом центре Москвы, свой небольшой дворик, и я вижу огромный потенциал у этого места.

В нашу эпоху офлайн — это, конечно, новый чёрный. Возможность собраться вместе, поболтать, выпить чаю — это редкость сейчас, и мне бы хотелось, чтобы мы не только открывали дизайнеров, но и формировали толерантное к локальным брендам сообщество людей, которые понимают, почему они хотят одеваться у российских дизайнеров. 

Думаю, офлайн-шоурумы сейчас важны и для брендов, и для клиентов. Раньше люди могли сказать: мне не нужно своё пространство, у нас и так всё отлично в онлайне, — а сейчас с этим стало сложнее. Онлайн никуда не делся, разумеется, просто перестал быть такой монопольной отраслью.

Shinel и философия медленной моды 

Мария Стёпочкина
Создательница бренда верхней одежды Shinel. Вдохновляется природой, погодой, обожает горы и русский Север. 

После рождения третьего ребЁнка я задумалась, как организовать свою жизнь, чтобы успевать следить за детьми и за домом и в то же время работать. Шитьё всегда доставляло мне радость и служило своего рода медитацией. Я решила перевести свою отдушину в бизнес, мне захотелось делиться с окружающими своим творчеством, оставив работу в офисе. Перебирая варианты моего дальнейшего пути, я остановилась на создании бренда пальто.

Расскажу, почему именно пальто. Во–первых, мы живём в той полосе, где половину года стоит холодная погода. Я обожаю нашу зиму с её холодом, ветром. И в это время года тоже хочется выглядеть стильно, красиво и проживать это время года с радостью. Во–вторых, я всегда испытывала трепет к верхней одежде: самое первое пальто, купленное в 18 лет, храню до сих пор.
Ну и само пальто — оно относится к разряду сложных изделий. А я никогда не ищу лёгких путей.

Я любила шить с самого детства, как любили и умели моя мама и мои бабушки. Я очень благодарна учителю труда в школе, благодаря которому с пятого класса я активно шью. В 14 лет я даже заработала первые деньги на пошиве одежды для операционных — бахилы, маски, штаны.  В юности в 90-е годы я шила для себя такие вещи, которых ни у кого не было, мне хотелось быть уникальной. Я всегда любила вещи мужского кроя.

Специального или высшего образование в этой области у меня нет.  По высшему образованию я экономист, окончила эконом МГУ. Но чтобы поддерживать свой уровень и говорить с конструкторами технологами на одном языке, я постоянно обучаюсь на курсах: конструирование и моделирование лёгких изделий, пошив жакета и пальто и даже пошив мужского пиджака методом Bespoke.

Для своего бренда я сама создаю модели, ищу ткани, фурнитуру. По моему наброску мы с конструктором конструируем изделия, делаем макет и вносим корректировки. Когда макет утверждён, по лекалу производство отшивает первый образец.

В найме у меня нет никого, я работаю одна и обращаюсь к подрядчикам в лице конструктора и швей. Найти качественное производство по хорошей себестоимости на моё малое количество изделий — тот ещё квест. Поэтому я очень дорожу теми, с кем я работаю. Чтобы найти клиентов, я развиваю соцсети и участвую в ярмарках.

Совмещение материнства и бизнеса — это вопрос баланса. Ведь там, где фокус, там и результат. Поэтому, когда фокус на бизнесе, не хватает времени на материнство, иногда наоборот.

Чтобы удержать баланс, надо работать над собой прежде всего: уметь делегировать, не стараться делать всё на «пять», а просто делать. У меня есть помощники в виде мамы и свекрови, я очень благодарна им. Да и дети уже подросли, и стало полегче.

Сейчас я нахожусь в процессе переоценки ценностей и потребностей. Когда я начинала, то не просто хотела сменить картинку «дом и дети» на «дом, дети и работа», но и рассматривала бренд как источник дохода. Но, как показала практика, без полного погружения в бизнес, без команды сделать бренд постоянным источником дохода маловероятно. К тому же вещи я создаю именно те, которые носила бы и ношу сама, то есть как бы для себя. Но это не всегда совпадает с тем, что нужно потребителю. Пальто — самый дорогой вид одежды, поэтому рассчитывать на массовость не приходится. Так что пока мой бренд — это про творчество. Конечно, есть и другой путь: условно говоря, посмотреть статистику продаж на Wildberries, отшить недорого не в России и продавать недорого с минимальной наценкой, но большими объёмами. Но тогда это будет уже не Shinel.

bohème.apparel и концептуальные кимоно

Александра Фейсханова
Основательница бренда bohème.apparel и мама трёхлетнего сына

До того как заняться собственным производством, я работала визажистом на съёмках для брендов и помогала стилистам. Однажды мне понадобилась тренч-накидка для пляжа. Хотелось чего-то особенного, но поиски не увенчались успехом: попадались либо ненатуральные ткани, либо с долгой доставкой из другой страны. А потом я увидела ткань, о которой невозможно было забыть.

Я сразу отметила, что рисунок на ткани явно не напечатанный. Оказалось, что ткань создаётся и окрашивается полностью вручную натуральными красителями и называется икат. История ткани меня впечатлила, и в голове сразу появился образ той самой накидки, которую я так долго искала полгода назад. Так появилась идея первой вещи в истории бренда.

Несколько месяцев ушло на то, чтобы найти ткань, производство, разработать лекала, сконструировать модель накидки, отшить первую партию. Сначала мне хотелось позиционировать вещь как платье-халат. Платье, в котором можно отметить Новый год либо просто красиво встречать гостей дома. Ближе к весне стало понятно, что эта вещь ещё более универсальна, поэтому прижилось новое определение — кимоно. Это и накидка на пляж, и платье-халат на званый ужин, и тренч на улицу. В общем, универсальная вещь, которую можно носить везде и всюду.

С тех пор в ассортименте были костюмы, утеплённые весенние куртки и укорочённые кимоно-жакеты. Мы стараемся создавать лимитированные коллекции и не повторяться в расцветках, чтобы каждая вещь, которая попадает девушкам в гардероб, была уникальной.

Так как бренд bohème.apparel довольно молодой, наша команда тоже небольшая. Я выступаю в качестве идейного вдохновителя, придумываю модели. Второй человек в команде — это конструктор одежды, который воплощает мои идеи в реальность. Мы вместе создаём лекала, по которым потом производство отшивает партию изделий. Также в команде есть SMM-специалист, который занимается контентом, продюсирует съёмки бренда, общается с инфлюенсерами и вдохновляет нас на новые идеи для продвижения.

Недавно у нас появилось ещё несколько позиций в ассортименте — сумки, свечи и кольца из бисера. Каждым направлением занимается отдельный человек, который полностью контролирует весь цикл производства: от идеи до реализации.

Мы только начинаем расти и прощупывать верные решения в плане бизнес-стратегии. Мне было важно, чтобы всё было продумано до мелочей: начиная от упаковки до аромата, который покупатель вдыхает перед тем, как распаковать своё долгожданное кимоно. Поэтому очень долгое время это было больше похоже на хобби, которое требует очень много времени и  денег. Но чем больше погружаешься в дело, которым горишь, тем ближе день, когда оно начинает приносить доход.

Говорят, что кризис — это повод для развития и точка роста,  в нашем случае так и получилось.  Когда в начале 2022 года людям было не до покупок, нам, если честно, было тоже не до продаж. И мы даже не думали, что будет дальше, просто остановили весь цикл производства. На тот момент у нас была всего одна модель кимоно и несколько новых расцветок, которые мы не успели презентовать до начала кризиса.

Когда мы почувствовали желание продолжить своё дело и напитать определённой энергией изделия, мы впервые дали названия своим кимоно. Было четыре расцветки, и на тот момент им подходили названия Love, Peace, Faith и Hope. Мы ничего не ожидали, но получили огромный отклик от наших покупателей, которых, как казалось, названия привлекли даже больше самих кимоно. На тот момент я сама развозила покупателям купленные кимоно и всегда была очень рада обратной связи и видела, что наши смыслы нужны людям. С тех пор каждая вещь bohème.apparel имеет название.

Помимо того, что бренд bohème.apparel самое настоящее моё детище, которому я посвящаю очень много времени, у меня есть сын, который немного старше — ему почти 3 года. С сыном я провожу всё своё время, поэтому приходится совмещать. Порой это непросто, но у меня есть команда, которая очень часто решает многие вопросы самостоятельно. Я иду к тому, чтобы делегировать часть дел в бизнесе и в семейной жизни. Очень полезный навык.

Я никогда не ставила себе больших целей, возможно, поэтому развиваемся мы не очень быстро. Мне хочется, чтобы мой бренд был концептуальным, немного камерным и особенным. Я планирую расширять ассортимент, использовать новые ткани. Например, я очень рада, что появились аксессуары в виде натуральных сумок из листьев пальмы, которые дополняют кимоно, и кольца из японского бисера, которые повторяют орнамент рисунка на ткани.

Sasha Gapanovich и мотивы Крайнего Севера

Саша Гапанович
Саша — мама четырёх дочек и дизайнер. Её бренд Sasha Gapanovich посвящён переосмыслению традиционного русского костюма и, в частности, одежды народов Крайнего Севера.

Мне повезло — с самого детства я поняла, кем хочу быть и чем хочу заниматься.  Это всегда был мой единственный доход, и так и остаётся.

Модой я занимаюсь с окончания школы. Моя мама технолог швейного производства, я провела бесконечное количество часов у неё на фабрике, где отшивались в огромном количестве разные вещи.

Дома мама также всегда нас обшивала. Это произвело на меня сильное впечатление, и учёбу я выбрала в этой же области. В 17 лет я попала на конкурс дизайнеров в Мурманске, и что-то у меня защемило в сердце, по телу пробежали мурашки, я поняла, что тоже так хочу. Когда я смотрела на эти коллекции, то поняла, что это моё, что мне нужно этим заниматься, я тоже так могу! В этот момент у меня впервые проснулись амбиции, я физически их ощутила через каждую свою клеточку.

Я пошла учиться, получила профессию закройщика женской верхней одежды, и всё моё дальнейшее обучение было связано с дизайном одежды — повышение квалификации, учёба в Saint Martins. 

Наш небольшой цех, где работает один мастер, находится в Мурманске. Команда состоит из двух человек: я и закройщик. Периодически привлекаем на аутсорсинге портных. Пандемийный кризис прошёл незаметно, так как в это время я занималась работой над новой коллекцией. Не было резкого снижения внимания и падения продаж.

Считаю, что сейчас я нахожусь на начальной стадии — стадии становления и повышения  узнаваемости бренда. Хочется улучшить сервис, увеличить размерный ряд, количество выпускаемых вещей и точек реализации бренда. А значит, нужно искать, где можно отшивать одежду в Москве, потому что производство в Мурманске  мелкосерийное: это ограниченные и лимитированные коллекции, которые нужно ждать.

Я совмещаю бизнес и материнство, хотя это стоит огромных усилий: у меня четыре дочки. Так как команды у меня нет и многие процессы завязаны на мне, то я стремлюсь решить вопрос с делегированием. Всё зависит от возможностей бренда, от того, как быстро вырастут продажи. Это всё довольно сложно и остаётся уже не призрачной, но пока что мечтой.

Комментарии
Анжелика Стерхова
05.08.23 16:09
Крутые дизайнерки!