Знать
17 июня 2021

«Поначалу не могли решить, как ко мне обращаться — на ты‎ или на ‎вы‎». История женщины, которая поступила в университет в 47 лет

Изменить свою жизнь можно в любом возрасте. Главное — не бояться.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
Изображение

В этом году Оксана Пестова из Новосибирска оканчивает факультет гуманитарного образования по специальности психология. Что же в этом необычного? Она поступила в университет, когда ей было 47 лет! Мы поговорили с ней о том, какие сложности были при поступлении, как она выстраивала отношения с однокурсниками и сталкивалась ли с эйджизмом. 

Почему вы решили получать высшее образование именно сейчас? 

Вообще я всю жизнь танцевала. Окончила училище культуры и работала хореографом. Но несколько лет назад развелась с мужем, и на фоне всего этого мне нужно было как-то отвлечься. Подруга посоветовала просто порешать ЕГЭ, чтобы занять голову чем-то другим. Я выбрала предметы, которые мне интересны (математику, биологию, русский язык) и начала нарешивать варианты. 

Я не читала никакие учебники, если встречалось какое-то незнакомое слово, могла загуглить. Ничего не собиралась сдавать, это просто было моим спасением, что-то типа терапии. 

А когда подошло время к весне, та же подруга говорит: а попробуй сдать ЕГЭ, чего тебе стоит? И я подумала, почему бы и нет? 

Пошла сдавать. Причём с русским получилось очень хорошо — 95 баллов. Математику сдавала профильную, уже не помню, сколько было баллов, но неплохо. И биологию также средне. В итоге решила попробовать поступить. 

И на кого в итоге пошли учиться? 

В Новосибирский государственный технический университет на факультет гуманитарного образования по специальности психология. У нас в училище был факультатив по психологии, я на него ходила, и мне нравилось. Преподавательница была классная: и сама по себе личность интересная, и нас как-то сумела увлечь. Но это было давно, мне тогда лет 19–20 было. Видимо, с тех пор отложилось. 

Плюс, конечно, хотелось разобраться с личными проблемами, что вообще произошло: со мной, в семье. 

Не было трудностей при поступлении? 

Вообще нет, в паспорт особо не заглядывали. Видели, что уже не молодая, но никто ничего не говорил. К тому же я учусь на вечернем, а такой формат обучения вполне допускает более взрослых людей. Да, я у нас в группе самая старшая, но есть ещё студент, которому сейчас 37 лет, несколько человек около 30, а остальные — бывшие школьники. 

Мне кажется, что наш возраст, наоборот, хорошо сработал, и группа получилась очень сильной и замотивированной. Мы друг друга подгоняем. Например, ребята, которые младше, говорят, что иногда им сложно, руки опускаются, а потом они вспоминают меня и начинают трудиться. И я точно так же думаю: все ребята могут, а я в два раза старше них — неужели не справлюсь? 

То есть никаких проблем с выстраиванием отношений с одногруппниками тоже не было? 

Разве что поначалу они не могли решить, как ко мне обращаться — на ты или на вы. Вообще я уже давно работаю в студии современного танца, и ко мне ходит заниматься много студентов и взрослых женщин, поэтому со своей стороны я не комплексую по поводу возраста. Со всеми могу поболтать, посмеяться, что-то обсудить.

Конечно, больше всего я подружилась с более взрослыми однокурсниками. Я увлекаюсь фотографией, и одна девушка стала моей моделью. А вот с однокурсником, которому 37 лет, мы просто обсуждаем разные житейские вопросы, какие-то личные моменты. 

У вас есть дети? Как они отреагировали на то, что вы решили получать высшее образование? 

Да, у меня есть сын. Он очень обрадовался. Раньше в каких-то моментах ему, может быть, было неудобно, что у меня нет полноценного образования и что я занимаюсь работой, по его мнению, не особо значимой. А теперь он гордится тем, что я поступила и уже скоро получу диплом.

Он мне помогал и во всём поддерживал. Сначала морально, потом объяснял, как работать с компьютером, оформлять учебные материалы. Для меня это было сложно. Мы же привыкли по старинке — писать лекции от руки. Это сейчас я уже сразу набираю на ноутбуке, а раньше ходила на пары с тетрадкой и ручкой. 

Легко справляетесь с нагрузкой? 

В принципе, да. Но у меня уже есть проблемы с запоминанием — именно с точностью каких-то формулировок. Они очень быстро вылетают из головы. Мне однозначно требуется больше времени на подготовку, чем молодым людям. 

Была и другая сложность. Я преподаю танцы в трёх коллективах. Учёба у нас начинается в 18:30 — у моих однокурсников заканчивается работа, и они едут на пары, а мои танцы в это время только начинаются. Поэтому приходится либо подстраивать своё расписание. Ну а когда не получается ходить на пары, я самостоятельно готовлюсь дома, прошу у ребят лекции. 

А как с изучаемыми предметами? Не было ощущения бессмысленности некоторых из них? 

Мне на всех предметах интересно. Особенно на тех, которые связаны с психологией. Больше всего — психодиагностика. Ещё нравятся предметы, связанные с языком, — психолингвистика и культура речи. Да даже какие-то общие предметы типа философии, логики, истории, религии интересно слушать. 

Хотя с религией, конечно, было сложновато. Я очень далека от этой темы, поэтому просто воспринимала её как курс для общего развития. 

А из-за экзаменов переживали? 

Вообще не переживала. Да и у нас таких классических сессий не было, только одна — на третьем курсе. В основном так: прошли тему — сразу сдали экзамен. Поэтому каких-то долгих бессонных ночей у меня не было. 

Я готовилась дома, потом приезжала заранее, за несколько часов до экзамена, и вместе с однокурсницей прогоняла билеты, а потом сдавала. Когда в прошлом году учились дистанционно, готовились также в зуме. 

Я понимала, что экзамены — это не конец света. Если я сейчас не сдам, пойду ещё доучу и пересдам. Наверное, в силу моего жизненного опыта я понимаю, что ничего страшного из-за несданного экзамена не случится. 

А вот из-за курсовой поначалу нервничала — как я смогу её написать и осилить такой массив данных? Я была в ужасе. Но в итоге всё закончилось хорошо. А недавно я по своей курсовой написала научную статью, выступила с ней на научной конференции, которая проходила в Челябинске, и даже заняла призовое место. Для меня это достижение. 

А в этом году вам уже диплом защищать.

Я уже не так нервничаю. Мы писали две курсовые, одна теоретическая, другая — исследование. Всё по одной теме. Диплом, соответственно, будет складываться из них, надо будет его просто расширить, добавить данных. А тему я выбрала, связанную с возрастом и с танцами. Это то, что мне близко.

Вы упомянули удалёнку. Как пандемия сказалась на вашей учёбе? 

Наша группа на удалёнке, наоборот, улучшила результаты. Нам было очень удобно. Успевали прибежать домой и побывать на всех занятиях, не надо было тратить время на дорогу. Мне с моими танцами так вообще прекрасно. 

Ну и сам процесс очень удобный: сидишь дома, слушаешь, записываешь, можешь задавать вопросы. У нас вся группа взлетела по успеваемости. Мы взяли высокую планку, и даже когда уже вернулись обратно в офлайн, она всё равно держится. Все экзамены и работы сдаём только на четыре и на пять.

А вы сталкивались со снисхождением со стороны преподавателей? 

Может быть, пару раз мне делали поблажки, но в принципе отношение наравне со всеми. Никто не удивляется. У преподавателей, наоборот, такая политика: да, пожалуйста, учитесь в любом возрасте, мы поддерживаем ваше стремление. 

Есть некоторые преподаватели, которые некорректно себя ведут. И если для молодых это нормально, для меня уже неприемлемо. Не хочу останавливаться на этих моментах и говорить что-то плохое. Просто понимаю, что тут уже ничего не поделаешь. Здесь работает не возраст, а понимание: ты студент, а это преподаватель. Схема отношений не человек к человеку, а преподаватель — студент. 

Вы заканчиваете университет уже в этом году. Какие планы на будущее? 

В этом вопросе у меня неопределённость, потому что мы получили только базовые знания. Теперь нужно либо дальше углубляться в тему и идти в магистратуру, либо пройти ещё курсы, чтобы на чём-то специализироваться. А я пока не остановилась на чём-то конкретном. 

Я знаю точно, кем не буду. Не буду клиническим психологом. Не буду работать с детьми с особенностями развития, потому что для этого нужен большой внутренний ресурс, которого у меня нет. Не буду семейным психологом из-за личных моментов. Чтобы с чем-то работать, мы должны быть проработаны, а конкретно эта тема у меня не проработана. Я просто не имею права консультировать.  

С другой стороны, мы учимся 4,5 года и заканчиваем зимой. Получается, есть ещё полгода в запасе, чтобы принять какие-то решения. Я потрачу эту время на размышления. 

У вас нет страха, что работодатели могут отдать предпочтение более молодому специалисту?

Нет, такого страха у меня нет. Мне кажется, всё равно найдётся какая-то ниша, которая мне подойдёт. Может, не сразу, может, потребуется какое-то время, но что-то найдётся. Я сейчас просматриваю разные вакансии, и предложений на самом деле много. 

Вы пошли на факультет психологии, чтобы разобраться с личными проблемами. Это удалось? 

Могу сказать, что определённые изменения во мне произошли. У меня очень сильно поменялась окружение: с кем-то перестала общаться, кто-то сам «отвалился», зато пришли новые люди. И я думаю, такое обновление связано именно с моими внутренними переменами. 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий