Смотреть
18 февраля 2023

Стыдная литература для подростков: 10 мифов про young adult

Издательство Clever
Издательство Clever
Изображение

Стыдная литература, любовные романчики, книги для маленьких девочек — так часто характеризуют романы young adult. Издательство Clever с этим не согласно! Развенчиваем стереотипы и рассказываем, почему эта категория литературы стала самой быстрорастущей в 2022 году. 

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

Миф 1. Young adult — литература для подростков

Это распространённое заблуждение. Книги этой категории издательства Clever читают преимущественно девушки в возрасте от 16 до 35 лет. Несколько лет назад мы проводили исследование нашей аудитории, которое показало, что 44% читателей не просто достигли совершеннолетия, но уже и отметили свой 30-летний юбилей.

Интерес к young adult задаётся ритмом жизни мегаполисов во всём мире. Миллениалы долго взрослеют: они не стремятся рано обзаводиться семьями, начинают работать преимущественно после окончания университетов, а многие предпочитают оставаться студентами до 30, а иногда и до 35 лет.

В чём же тогда отличие young adult от других видов литературы? По сути, главное отличие young adult от литературы «для взрослых» — это возраст героев. Типичный персонаж young adult оканчивает колледж, и ему примерно 16–20 лет.

Миф 2. Young adult — это жанр

Почему-то young adult часто называют жанром. На самом деле это скорее категория литературы. Потому в young adult встречаются все известные жанры художественной литературы: от фэнтези до исторических романов. Но конечно, среди топ-3 жанров — фэнтези, классические love story и мистика. Уже внутри каждого жанра просматриваются тренды и горячие темы, за которыми охотятся читатели. Уже не первый год в топах продаж фэнтези и мистика про ведьм и тёмную атмосферу. Среди самых ярких представителей нашей редакции — романы Адрианы Мэзер «Как повесить ведьму» и Эрин Крэйг «Дом соли и печали».

Миф 3. Young adult – это книги про школу

Необязательно. Young adult — это книги про первые опыты. Главные герои таких романов, действительно, часто учатся в школах или колледжах и готовятся к поступлению в университет. Главное, какие этапы взросления они переживают в этот период — выбирают профессию и учатся принимать ответственные решения, ищут свою идентичность и сталкиваются с первой любовью и первыми хартбрейками. 

Например, героиня романа «Смена» Светы Паловой вынуждена на лето стать вожатой в детском лагере. Таким образом, героиня, которая совсем недавно была подростком, переживает новый опыт взаимодействия с тинейджерами, но уже в роли ответственного взрослого. Она то веселится вместе со своим отрядом и попадает в неприятности, то вынуждена принимать серьёзные решения и делать взрослые выборы.

Миф 4. Young adult невинные истории с маркировкой 16+

В классическом young adult нет подробных сцен секса или насилия. Однако последние тренды показывают, что young adult становится всё более взрослым, чувствуется интерес аудитории к тёмной атмосфере и более откровенным историям любви. Поэтому всё чаще young adult выпускают с маркировкой 18+, которая, к слову, вообще никак не влияет на продажи. Нашу предстоящую новинку «Счастье живёт внутри» написал Энрико Гальяно, один из самых знаменитых преподавателей Италии. Он точно знает, как бережно общаться с молодыми людьми на самые острые темы. Несмотря на то что эта книга про школу, мы решили маркировать её 18+, потому что в ней поднимаются темы суицида, домашнего насилия, а герои курят или пьют.

Миф 5. Young adult — это книги только про любовь

Young Adult поднимает вечные темы: дружба, поиск себя и собственного пути, отношения в семье, и, конечно, любовь. Любовь — наверное, один из самых важных этапов взросления, поэтому ей уделяется особенное место в книгах. Особенной популярностью сейчас пользуются сюжеты, в которых отношения героев строятся на ненависти и любви, на противопоставлении характеров (дилогия Анны Джейн «ЛюбовьНенависть» и дилогия Даны Делон «Будь моим»).

Среди других горячих тем последних лет как за рубежом, так и в России, остаются темы феминизма, социальной ответственности и неравенства, культурного многообразия. Тема номер один за рубежом на протяжении последних лет пяти — diversity, мысль о том, что каждый человек уникален, непохож на другого. На пике популярности книги, в которых затрагиваются вопросы расы («Академия весны» Ксюши Левиной поднимает эту тему через волшебные миры и расы), идентичности и семьи (хорошо про это написала Гай Маркос «Тун. Лето в розовом городе»).

Миф 6. Young adult читают в электронке 

Абсолютно не так. Основные продажи этой категории делают бумажные форматы. Для читателей в возрасте 16–35 лет, которые и так большую часть своей жизни проводят не отрываясь от гаджетов, бумажная книга — арт-объект. Её можно не только читать, но и фотографировать, снимать с ней атмосферные видео, оставлять на её страницах закладки и пометки, ставить на полку. 

Книжное коллекционирование никогда не было так популярно, как сейчас, среди блогеров. Поэтому некоторые серии мы выпускаем в двух обложках — так выходят романы американской писательницы Эми Хармон (в переплёте и мягкой обложке). А вот покупки молодые взрослые совершают в интернет-магазинах: более 70% наших читателей заказывают книги онлайн.

Миф 7. Тренды young adult задают литературные критики

Instagram* и TikTok — вот где создаются книжные тренды сейчас. Более 65% опрошенных читателей узнают о предстоящих новинках из социальных сетей, на втором и третьем местах — блогерские подборки и рассылки издательств. Любой зарубежный бестселлер становится мировым, новости о важных книгах распространяются мгновенно, а все литературные тренды глобальны. Так, в России вышла «Гипотеза любви» Али Хейзелвуд.

Издательства YA делают ставку на продвижение через сотрудничество с блогерами и розыгрыши для читателей. За счёт поддержки блогеров из самиздата выросла автор нашей редакции Виктория Побединская и её роман «Парадокс Севера».

Миф 8. Young adult — это только зарубежная литература

Ещё 7 лет назад главными мировыми бестселлерами YA за редким исключением становились англоязычные авторы. За последние годы авторский ландшафт стал гораздо ярче: в топ наших продаж попали Йана Бориз (писательница из Казахстана), София Сеговия (мексиканский автор), Никола Юн (ямайско-американский автор).

Всплеск интереса к российским авторам YA начался буквально пару лет назад и сейчас находится на самом пике. Анна Джейн, написавшая более 10 романов, считается первым российским автором YA. У неё значительное и очень лояльное сообщество в социальных сетях, а самая продаваемая история — ромком-дилогия «Восхитительная ведьма».

Миф 9. Young adult — только чтобы отвлечься

YA-литература дарит эскапизм, за это её так любят читатели. Но это не значит, что YA не образовывает. За прошлый год у нас вышло несколько ярких исторических романов, благодаря которым можно узнавать много интересного о российской истории. Роман «По степи шагал верблюд» Йаны Бориз охватывает почти 70 лет истории России. Недавно вышедшая «Рассказчица» Кэтрин Уильямс погружает читателей в историю семьи Романовых. 

Как отмечают критики New York Times, авторы young adult особенно любят писать про период Второй мировой войны: мир, в котором есть однозначно плохие и хорошие герои, экстремальные обстоятельства, в которых подростки берут на себя ответственность за выживание и проявляют героизм на грани человеческих возможностей.

Миф 10. Young adult — это книги с парочками на обложках

Сложно не заметить на выкладках в книжных магазинах книги с иллюстрированными обложками. Действительно, тренд на «рисованные» обложки очень силён. У читателей есть огромный запрос на иллюстрацию и внутри книг. Книги YA вывели книжный дизайн на новый уровень. Никогда ещё российский книжный рынок не был наполнен таким количеством красивых бумажных изданий — книги с крашеными обрезами, обложки с покрытием софт-тач, голографическая фольга. Большой тренд — подарочные издания полюбившихся новинок.

Недавно мы выпустили бестселлер Даны Делон «В ореоле тьмы», дополненный комиксом и иллюстрированными форзацами. В тренде по-прежнему остаются двойная экспозиция, хаотичная типографика, пастельные тона.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий