Внук-бездельник узнаёт, что бабушка смертельно больна и переезжает к ней. Официально — чтобы присматривать за пожилой женщиной. На самом деле — в надежде заполучить бабушкин дом. На его пути встают другие родственники, которым тоже нужны деньги. Это сюжет дебютной картины тайца Пата Буннитипата. Фильм задевает за живое: смеяться и плакать придётся много.
О чём фильм «Бабушка на миллион»
Двадцатилетний М сутками играет в видеоигры и живёт за счёт матери. Парень рассчитывает зарабатывать на стримах, но зрители что-то не спешат донатить. А новый дорогой компьютер сам себя не купит.
Искать работу было бы слишком, и М находит необычный способ разбогатеть. Его кузина рассказывает, что до самой смерти деда ухаживала за ним, и в результате тот оставил ей дом. Герой вдохновляется историей и переезжает к своей бабушке Амах. Недавно у неё диагностировали неоперабельный рак. По словам врачей, жить ей осталось не больше года. М будет образцовым внуком, который помогает по хозяйству и готов среди ночи бежать в магазин за любимой жареной рыбой бабушки. Она, в свою очередь, подарит М дом. По крайней мере, так рассуждает герой.
кадр из фильма «Бабушка на миллион»
В стройный план М вмешиваются другие члены семьи — дети Амах. Проигравшему в казино непутёвому дяде и другому дяде, образцовому семьянину, тоже есть дело до наследства. Впрочем, конкуренты главному герою они никудышные. Именно М ездит с бабушкой на химиотерапию, терпеливо сопровождает на прогулках и болтает с ней о славном прошлом. В какой-то момент забота об Амах становится искренней. Внук уже и забыл, что раньше им двигал только денежный интерес. Когда приходит время, бабушка делает выбор в пользу другого человека. Но вовсе не потому, что не любила М.
Это первый полнометражный фильм Пата Буннитипата, прежде снимавшего подростковые телесериалы. Дебютным он оказался и для двух центральных актёров — Путтхипонга Ассаратанакула (внук) и Уши Сеамкхум (бабушка). Сеамкхум в свои 78 впервые снялась в кино и сразу же стала всеобщей любимицей.
В 2024 году картина лидировала в домашнем прокате, а в Сети вирусились ролики со зрителями, плачущими во время показов. Критики тоже оценили «Бабушку»: она с успехом прокатилась по европейским и азиатским фестивалям. В начале 2025 года фильм вошёл ‘How to Make Millions Before Grandma Dies’ Review: Thai Oscar Entry Is a Disarmingly Sentimental Tear-Jerker / The Hollywood Reporter в шорт-лист фильмов, претендующих на оскаровскую номинацию. В истории Таиланда такое впервые.
Каким получился фильм «Бабушка на миллион»
кадр из фильма «Бабушка на миллион»
Выражение «семейные ценности» появляется в нашем инфополе настолько часто, что дёргается глаз. Но именно в эту фразу укладывается суть фильма. Семейные ценности здесь — любовь и забота. Ну и бабушкин дом, который можно продать за приятную сумму — раз уж у нас драма с элементами комедии.
Комичность позволяет фильму оставаться по-хорошему лёгким. Лёгкость держится на ненавязчивых шутках, лукаво отвешенных внуку подзатыльниках, интонациях бабушкиного голоса. Звезда сыгравшей Амах Уши Сеамкхум взошла совершенно заслуженно. Не отстаёт и Путтхипонг Ассаратанакул в роли внука. Выходит чудесный актёрский дуэт — и смешной, и трогательный.
кадр из фильма «Бабушка на миллион»
Вычти из истории комичность — может показаться, перед нами прямолинейная драма о несчастной пожилой женщине и алчных родственниках. Или резкая социальная сатира, смахивающая на южнокорейских «Паразитов». Но режиссёр выбирает третий путь, снимая нежное драмеди о человечности. В каждом герое перемешано плохое и хорошее, здесь нет святых и грешников. Инфантильный внук может одновременно быть самыми любящим и любимым. Ухаживающая за стариком девушка может по-настоящему ему сочувствовать — и тем не менее надеяться на поощрение.
кадр из фильма «Бабушка на миллион»
По-восточному медленное кино не может похвастаться острыми сюжетными поворотами. Исход известен заранее, чуда выздоровления не случится. Недаром в фильме пропускают момент смерти Амах. Куда важнее то, что происходит до и после. Как в день поминовения усопших бабушка заставляет детей и внуков ехать на кладбище. Как молодёжь демонстративно игнорирует ритуалы. Зачем посыпать могильные холмы цветочными лепестками? Зачем вообще нужен этот большой и очень дорогой семейный склеп? После смерти мы просто перестаём существовать, нам всё равно, где лежит наше тело. Ахам верит в эту ерунду? Но оказывается, вера была для Ахам не чем-то абстрактным. Она просила у богов благополучия для родных. Для застрявшего в детстве внука, для сына-игромана, работающей без выходных дочери. Зная это, героям уже меньше хочется смеяться над старыми традициями и богами. Как знать, может, именно боги помогли их семье?