Фильмы о юных героях в поисках себя не сходят с экранов не одно десятилетие. От пиксаровского хита «Лука» до «Леди Бёрд» Греты Гервиг — они покорили множество сердец. Разбираемся, откуда в мировом кино взялась драма взросления и как она менялась со временем.
Что такое драма взросления
Драма взросления, или история взросления, — перевод английского выражения coming-of-age story. В киноведении так обозначают фильмы о взрослении молодых героев, начавшие выделяться в западном кино в 90-е годы.
Британские теоретики отмечают AS Film Studies: The Essential Introduction / Google Books , что драма взросления не отдельный жанр, а скорее группа фильмов с определёнными маркерами.
Авторы «Введения в теорию фильма» говорят AS Film Studies: The Essential Introduction / Google Books о нескольких признаках истории взросления:
- Герой — подросток. Чаще всего по сюжету герои ещё учатся в школе — как в фильме Келли Фримон Крейг «Почти семнадцать» (2016) или в фильме Бо Бернема «Восьмой класс» (2018).
- Действие разворачивается в короткий промежуток времени. Обычно это лето. Так, например, происходит в фильмах «Середина 90-х» (2018) Джоны Хилла или «Короли лета» (2013) Джордана Вот-Робертса.
- Герою предстоит принять сложные решения, которые определят его дальнейшую жизнь. Решения часто касаются важных, фундаментальных вещей — выбора карьеры, отношений с семьёй и друзьями. В «Леди Бёрд» (2018) Греты Гервиг героиня Сирши Ронан хочет во что бы то ни стало уехать из провинциального городка: ей кажется, что здесь у неё нет будущего. Главный герой фильма «Центр моего мира» (2015) Якоба Эрвы приходит к выводу, что не сможет спокойно жить, если не покинет родной дом и не найдёт отца, которого никогда не видел.
- Герой познаёт себя и свою сексуальность. Он изучает своё тело, приобретает сексуальный опыт с другим человеком, исследует новые стороны себя и учится с ними жить. Так персонажи фильмов «Леди Бёрд», «Жизнь Адель» и «Назови меня своим именем» открывают для себя мастурбацию, которая помогает им чётче понять свои желания и идентичность. Откровенные сцены присутствуют здесь не ради украшения: они нужны, чтобы лучше раскрыть героя.
- Герой переживает горький романтический или дружеский опыт. В фильмах взросления не обходится без разбитого сердца. Персонаж влюбляется в другого, максимально непохожего на него человека. Благодаря этим отношениям он узнаёт что-то новое о мире и о себе. Это формирует героя, преподносит ему важные жизненные уроки — то есть заставляет взрослеть. Из отношений герой выходит с опытом, который делает его мудрее. Так, героиню фильма Кэтрин Хардвик «Тринадцать» (2003) предаёт близкая подруга, и она разочаровывается в дружбе.
- Эмоциональность и диалоги доминируют над действием. В таких фильмах немного сюжетных поворотов. Основное внимание уделяется атмосфере, настроению, диалогам между героями — или внутренним монологам главного персонажа. Для героя эта рефлексия — тоже инструмент познания себя. Зачастую персонаж ведёт неспешный разговор сам с собой за кадром или записывает мысли в дневник, как делает Элио в «Назови меня своим именем». Камера наблюдает за ленивой рутиной жителей маленького города, вокруг почти ничего не происходит, а герой поверяет дневнику свою влюблённость.
Как появилась драма взросления
Предпосылки в литературе
Сюжеты взросления восходят к традиции так называемого «романа воспитания». Роман пришёл Bildungsroman. German literary genre / Britannica в Германию эпохи Просвещения прямиком из фольклорных сказок. Как правило, в сказках незадачливый герой отправлялся в путешествие и путём проб и ошибок приобретал мудрость. Литература подняла сказочный нарратив на более высокий уровень. Считается, что впервые это сделал Гёте. Его роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) называют Wilhelm Meister’s Apprenticeship / Britannica родоначальником такого сюжета. Главный герой разрывается между мечтой заняться искусством и суровой практической необходимостью продолжить семейный бизнес. Ему предстоит разочароваться во многих вещах, лишиться иллюзий относительно любви и прийти к выводу, что мир не делится на чёрное и белое.
Сюжет взросления молодого человека укрепился в литературе разных стран. В Англии XIX века на эту тему писал Чарльз Диккенс. Герой его романа «Большие надежды» полон самых высоких идеалов и уверен, что благодаря им добьётся финансового благополучия. Однако жизнь оказывается прозаичнее. Похожими путями идут герои произведения Гюстава Флобера «Воспитание чувств» и романа Фёдора Достоевского «Подросток».
XX век подарил несколько ярких романов воспитания. Один из них — популярнейшая серия подростковых книг «Энн из „Зелёных крыш“» о сироте-фантазёрке, которая сталкивается со «скучными» взрослыми. Другая культовая книга — «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Её герой Холден Колфилд отчаянно хочет сохранить себя среди «лицемерного взрослого мира» и мучительно переживает, что не может повлиять на судьбу общества.
В XXI веке сюжеты воспитания встречаются в янг-эдалт-литературе. Её герои так же сталкиваются с давлением внешнего мира, переживают крушение иллюзий, разбираются с собственной идентичностью и неизбежно взрослеют.
Предпосылки в кино
В кино о сюжетах взросления заговорили Queer Theory: An Introduction / Google Books в 80-х — 90-х. И речь шла уже не только об эмоциональном опыте взросления, но и о сексуальном. Это связано с тем, что к тому времени общество стало свободнее обсуждать вопросы телесности и сексуальности. В этот период выходят знаковые для либеральной повестки тексты «Гендерное беспокойство» A Cyborg Manifesto / The University of Warwick Джудит Батлер и «Манифест киборга» A Cyborg Manifesto / The University of Warwick Донны Харауэй. В них говорится о том, что человеческая сексуальность — это спектр, гендер — социальный конструкт, а идентичность не имеет границ. Эти темы и будут звучать в первых фильмах взросления. Поначалу они снимались независимыми режиссёрами с небольшими бюджетами.
«Раненого человека» (1983) Патриса Шеро и «Мой личный штат Айдахо» (1991) Гаса Ван Сента теоретики считают AS Film Studies: The Essential Introduction / Google Books «предшественниками» таких фильмов. В них можно найти как минимум несколько характеристик драмы взросления. Молодой герой сталкивается с необходимостью делать трудный выбор и переживает горькое разочарование в любви. «Официально» первой драмой взросления называют «Красоту» (1996) Хэтти Макдональд. В ней подросток из неблагополучного лондонского квартала переживает насмешки окружающих из-за того, что ему не нравятся типичные «пацанские» хобби. Он в сложных отношениях с матерью и страдает от тайной влюблённости. Эти обстоятельства приводят к тому, что буквально за несколько дней герой резко взрослеет.
Расцвет драмы взросления
На начало XXI века пришёлся настоящий бум драмы взросления. Согласно статистике Best Coming-of-age Films / IMDb крупнейшего мирового кинопортала IMDb, за первые 20 лет столетия было снято больше 80 таких фильмов с высокой оценкой критиков. Сегодня их снимают не только независимые авторы, но и крупные студии для широкого экрана.
Расцвет связан с ещё большей либерализацией общества. Всё больше людей получают равные права, снимается табу с «неудобных» разговоров о теле, гендерной и сексуальной идентичности. Неудивительно, что именно в этот период появляются ставшие культовыми «Мечтатели» (2001) и «Ускользающая красота» (2004) Бернардо Бертолуччи, «Жизнь Адель» (2013) Абделатифа Кешиша и «Назови меня своим именем» (2017) Луки Гуаданьино. Персонажи здесь переживают меняющий их опыт: открывают себя, расстаются с иллюзиями и пытаются принять жизнь во всей её сложности.
Сегодня сюжеты взросления можно встретить и в условно «детском» кино. Например, созданный студией Pixar «Лука» (2021) — та же история принятия себя. Его герою Луке — мальчику из семьи морских монстров — предстоит осознать, что, хотя в мире полно недружелюбных людей, он вполне может найти там друзей, даже несмотря на жабры.
Какие фильмы взросления посмотреть (неочевидные советы)
«Субмарина» (2010)
Режиссёр: Ричард Айоади
Как и положено подростку, пятнадцатилетний Оливер считает себя не таким, как все. В школе у него и вправду репутация странноватого парня. Он самовыражается через винтажную одежду, эффектно курит трубку, слушает инди-музыку и читает немецких философов. А ещё влюбляется в одноклассницу, с которой мечтает потерять девственность. Правда, девушка — и она тоже считает себя непохожей на других — терпеть не может романтику и в глаза называет Оливера чудиком. Но помимо собственных проблем, герою приходится решать семейные. Брак его родителей разваливается, и он намерен его спасти.
«Субмарина» могла бы затеряться в недрах авторского кино как очередная эстетская картина. Но она хороша кое-чем ещё — необычным режиссёрским взглядом. Айоади смотрит на героя не только с нежностью, но и с юмором. Он по-британски подшучивает над каждым проникновенным монологом Оливера, его максимализмом и уверенностью в собственной исключительности. Но это не отменяет сильной эмпатии: фильм получился очень искренним и явно личным.
«Хорошо быть тихоней» (2012)
Режиссёр: Стивен Чбоски
Чарли переживает смерть любимой тёти и лучшего друга и в попытке справиться с этим пишет письма человеку, которого никогда не видел лично. Он замкнут и не уверен в себе. Единственные его приятельские отношения в школе — новый учитель литературы. Всё меняется, когда однажды на футболе Чарли знакомится с Сэм и Патриком — сводными братом и сестрой. Новая дружба помогает Чарли поверить: в его жизни всё может быть хорошо. Но вскоре ребята окончат школу и уедут в колледж — и герой не знает, в силах ли справиться с ещё одной потерей.
Порой фильм перебарщивает в своём желании выжать из зрителя слезу — так случается со многими историями о травме. Надо сказать, этим «грешит» и одноимённая книга Чбоски (да, режиссёр экранизировал собственный роман). Однако дело спасают обаятельная игра Логана Лермана (Чарли), Эммы Уотсон (Сэм) и Эзры Миллера (Патрик) и то, с какой симпатией здесь показали историю интроверта. Чарли живёт в неуютном для себя мире и, помимо всех сложностей взросления, вынужден иметь дело с людьми извне. Чбоски смотрит на это оптимистично и заверяет: интровертность не порок и не диагноз, и она не делает вас неполноценными.
«Женщины XX века» (2016)
Режиссёр: Майк Миллс
Джейми растёт в Калифорнии семидесятых в компании трёх женщин — собственной «возрастной» матери-одиночки Доротеи, её тридцатилетней квартирантки Эбби, которая проходит лечение от рака, и своей подруги Джули. Каждая по-своему передаёт подростку жизненные мудрости: рассказывает о феминизме, сексе и эмоциональной привязанности.
В «Женщинах» нет конкретного сюжета: это скорее большой мозаичный портрет героев на фоне эпохи. Авторы проделывают интересный фокус: рассказывая историю взросления Джейми и проговаривая обычные вещи, через которые проходят подростки, на самом деле рассказывают о женщинах. Не просто о героинях, которые формируют Джейми, а о судьбе женщин в принципе. Так, в одном очень комичном эпизоде героиня Гервиг во время общего ужина заставляет подростка вслух произносить слово «месячные» — «если он планирует когда-то заниматься сексом с женщиной». Эта сцена — и срез времени, и снятие табу с важной темы, и чуткое феминистское высказывание.
«Молочные зубы» (2019)
Режиссёрка: Шеннон Мёрфи
Шестнадцатилетняя Милла умирает от рака. Её родители хотят продлить дочери «нормальную» жизнь, поэтому девушка ходит в школу и берёт уроки игры на скрипке. А между занятиями проходит паллиативное лечение. Внезапно Милла влюбляется — в наркозависимого бездельника и воришку Мозеса, который к тому же ощутимо её старше. Парень соглашается потусоваться с Миллой: у неё дома есть назначенный врачом морфин, который Мозес потребляет в промышленных масштабах. Так начинается история первой любви, разбитого сердца, прощания с детством — и с жизнью.
Фильмов о смертельном диагнозе, который вот-вот разлучит влюблённых, снято в избытке. В этом «Молочные зубы» не уникальны. Но вот историй о бэд-бое, который любит наркотики сильнее симпатичной ему неизлечимо больной девушки, кажется, куда меньше. К тому же фильм очаровывает лёгкостью, с которой здесь говорят о страшном и неизбежном. Не горюют, не заливаются ежеминутно слезами, а пускаются во все тяжкие на вечеринках, строят романтические воздушные замки и потом трудно с ними расстаются. Словом, образцовая драма взросления — с поправкой на то, что будущее героини ограничивается парой недель.
«Близко» (2022)
Режиссёр: Лукас Донт
Лучшие друзья Лео и Реми неразлучны с детства. Но вот ребята переходят в новую школу. Одноклассники посмеиваются над их близкими отношениями. Поэтому Лео быстро обзаводится компанией, всячески старается поддерживать образ «крутого парня» и отдаляется от Реми. Они всё реже проводят время вдвоём и даже всерьёз дерутся. Однажды с Реми происходит трагедия, и Лео мучает чувство вины.
«Близко» с очень короткой дистанции наблюдает за своими героями — за тем, как они встречаются с жестокостью мира и предательством, переживают утрату и пытаются залечить душевную боль. Это всегда непросто, но особенно непросто, если тебе тринадцать и ты теряешь лучшего друга. Лукас Донт рассказывает эту историю тактично и деликатно — от нежных полутонов, схваченных внимательной камерой, до неторопливых вдумчивых диалогов.