Фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса вышел в мировой прокат в конце 2023 года и успел наделать шуму. Чёрная стимпанк-комедия заслужила похвалу зрителей и стала одним из фаворитов грядущего «Оскара». Кто-то, напротив, предъявил картине претензии из-за «неуместных» постельных сцен. Сыгравшей главную роль Эмме Стоун пришлось объяснять, что откровенные эпизоды здесь были необходимы. Саша Подольникова — о том, почему женщинам до сих пор приходится оправдываться за участие в секс-сценах.
За что ругают фильм «Бедные-несчастные»
По сюжету в альтернативном викторианском Лондоне беременная героиня Эммы Стоун прыгает с моста, не выдержав издевательств мужа-тирана. Её тело находит гениальный безумец Годвин — хирург в исполнении Уиллема Дефо. Врач проводит уникальную операцию, пересадив женщине мозг её нерождённого младенца. Годвин даёт героине имя Белла. Теперь она чистый лист, ребёнок в теле взрослого человека. Он предполагает, что Белла будет жить в его доме — так будет проще вести эксперимент и наблюдать за её развитием.
Для удобства хирург планирует выдать её замуж за своего ассистента, но в Белле просыпается страсть к познанию мира. Она сбегает от Годвина с плейбоем Максом, который героине это познание обещает. Белла путешествует с ним, а потом и самостоятельно, встречает новых людей, знакомится с литературой, политикой и философией. А ещё много занимается сексом, открывает для себя разные практики и исследует собственное тело. Последнее и стало предметом критики. Интимные сцены сняты прямо и откровенно: в них Белла мастурбирует и занимается сексом с разными мужчинами, в том числе когда живёт и работает во французском борделе.
Что не так с высказываниями о неуместности
Они ставят под сомнение, что тело женщины — исключительно её дело
Даже несмотря на достижения феминизма последних лет и наследие #MeToo, право женщины распоряжаться своим телом всё ещё не константа, а предмет дискуссии. От попыток законодательно ограничить аборты до планов снизить возраст профилактических осмотров девочек врачом-гинекологом под маской заботы о здоровье — наши тела будто бы не принадлежат нам до конца. Мы вновь и вновь должны иметь дело с обществом, которое отчего-то решает, как нам жить эту жизнь.
Кино эту ситуацию «зеркалит», и пример Эммы Стоун — не единственное тому подтверждение. Актрисы повсеместно сталкиваются с осуждающими комментариями, снимаясь в откровенных сценах. После выхода «Оппенгеймера» интернет-пользователи критиковали Florence Pugh is being body-shamed for her first-ever nude scene in Oppenheimer and quite frankly, we are tired / Glamour обнажённую Флоренс Пью за «чрезмерный жир на животе» и выставляли оценки её внешности. Похожая история произошла с Кейт Уинслет после «Титаника». Доходило до абсурда: фанаты картины спорили Kate Winslet Slams ‘Titanic’ Body Shaming as ‘Borderline Abusive’: ‘Why Were They So Mean? I Wasn’t Even F—ing Fat’ / Variety , не из-за её ли «размеров» герою Ди Каприо не хватило места на спасательной доске.
Настоящая травля Кристина Асмус рассказала о жестокой травле после выхода фильма «Текст» / Lenta.ru развернулась вокруг Кристины Асмус из-за секс-сцены в фильме «Текст», которую посчитали слишком откровенной для художественного кино. Последняя ситуация нагляднее всего демонстрирует ядовитое патриархальное отношение общества к женщине. Буллингу тогда подверглась не только Кристина. Её мужа Гарика Харламова обвиняли в слабохарактерности из-за того, что он «позволил» жене заниматься сексом с другим мужчиной — пусть и на экране. Женщина в сознании комментаторов недалеко ушла от собственности мужчины, а позволять кому-то брать твою собственность — не по-мужски. И тем более собственность не может сама собой распоряжаться.
При этом мораль и другие высокопарные вещи, которыми часто прикрываются любители покритиковать актрис, не проходят простой логической проверки.
Претензии за откровенные съёмки предсказуемо работают только в одну сторону. Мужчинам в аналогичных обстоятельствах их не предъявляют.
Никто не делал замечаний, скажем, по поводу худобы Леонардо Ди Каприо в «Титанике» или Киллиана Мёрфи в «Оппенгеймере». Не стыдил Ивана Янковского, который, вообще-то, тоже участвовал в сцене «Текста», за которую досталось Кристине Асмус. И тех многочисленных мужчин-актёров, которые снимались в секс-сценах «Бедных-несчастных» — будучи полностью обнажёнными.
Лицемерия добавляет ещё один нюанс: если мы введём в поисковик имена Кристины Асмус, Эммы Стоун, Флоренс Пью и Кейт Уинслет, среди лидеров по запросам будет «голая» рядом с именем женщины. Выходит, одной рукой сторонники морали пишут им осуждающие комментарии, а другой… ищут контент «погорячее».
Тело — тоже актёрский инструмент
Когда актёр играет роль, в его распоряжении не только внутренние ресурсы — темперамент, воображение и сложные психологические настройки. Ему нужны и физические инструменты, в том числе тело — так завещал Станиславский К.С. «Работа актера над собой» великий Станиславский. Владеть телом необходимо. Во-первых, на съёмках актёры порой выполняют экстремальные трюки, дерутся, убегают от погони. Во-вторых, помимо этой чисто функциональной задачи, тело ещё и помогает раскрывать персонажа, передаёт его чувства и эмоции и транслирует зрителю смыслы. Секс-сцены не исключение.
В «Бедных-несчастных» познание сексуальности — большая часть пути героини. Поэтому интимные сцены полностью драматургически оправданны. Секс-практики помогают Белле понять, как устроен патриархат, почему одни люди угнетают других и какое место в этой системе отведено женщине. В отличие, например, от недавнего сериала «Идол», где интимные сцены с Лили-Роуз Депп почти не работают на развитие истории. Или фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, заставлявшего A Brief History of All the Drama Surrounding Blue Is the Warmest Color / Vulture исполнителей главных ролей на протяжении многих часов изображать секс. Всё ради шестиминутной постельной сцены, которую не было необходимости делать настолько длинной и ради которой не было необходимости мучить актёров, признававшихся A Brief History of All the Drama Surrounding Blue Is the Warmest Color / Vulture , что чувствовали себя «использованными».
Лантимос же не грешит эксплуатацией женского тела ради зрелищности и пресловутого мужского взгляда. Не менее важно и другое: Эмма Стоун считает, что откровенные эпизоды находятся на своём месте и не заявляет о том, что её тело эксплуатировали. А за комфортом и адекватностью во время съёмок деликатных моментов на проекте следила координаторка интимных сцен.
Это обедняет идею фильма
«Бедные-несчастные» — кино, безусловно, отличное. Здесь собрано много замечательных, ироничных, злободневных, умных вещей. То, как Белла знакомится с социализмом и выдаёт озадаченному бывшему любовнику: «Я сама себе средство производства», подбивает обитательниц борделя самим выбирать себе мужчин. Серьёзно предлагает клиенту побрызгать его тело эфирным маслом, чтобы скрыть запах. Или впервые видит смерть и нищету и открывает несправедливости мира. Наказывает бывшего мужа-абьюзера, пересадив ему мозг козы. Эти сцены написаны и сыграны профессионально и ярко. То, что взгляд зрителей зацепился именно за секс-сцены, если не обесценивает, то уж точно обедняет идею фильма. «Бедные-несчастные» — не просто рассказ о сексуальном просвещении, это и социальная драма, и история взросления, и жутковатая феминистская сказка.