1 июня в прокат выходит французский фильм «Комната чудес» — жизнеутверждающая история о матери-одиночке, которая переосмысляет свою жизнь после трагедии, произошедшей с её сыном. Редакторка «Избы» Лера Чебитько посмотрела фильм до премьеры и делится честным отзывом.
О чём фильм «Комната чудес»
Это экранизация одноимённого романа французского писателя Жюльена Сандреля. Мать-одиночка Тельма живёт в Париже, строит карьеру, воспитывает двенадцатилетнего сына Луи. С Луи у них самые обычные отношения — они любят друг друга, но периодически ссорятся. Например, из-за того, что Луи обожает скейтбординг, а Тельма не относится к его увлечению всерьёз. Порой Тельме, озабоченной карьерным ростом, не хватает времени на то, чтобы сделать с ним вместе уроки или просто спокойно позавтракать вдвоём.
Однажды по дороге в школу Луи попадает в аварию и впадает в кому. Прогнозы врачей неоднозначны, а Тельма не знает, что она может сделать, чтобы Луи пошёл на поправку. Перебирая вещи в его комнате, она натыкается на дневник, в котором Луи вёл список желаний. Он записывал дела, которые ему бы хотелось сделать. Одно из них — извиниться перед девочкой, в которую Луи влюблён, — Тельма исполняет и рассказывает об этом сыну. Он подаёт признаки сознания — начинает плакать. И тогда у Тельмы появляется план — ей кажется, что если она исполнит все желания Луи, то он выйдет из комы.
Трагедия, которая заставляет переосмыслить жизнь
Режиссёркой фильма стала Лиза Азуэлос, среди громких работ которой мелодрама «Одна встреча» с Софи Марсо или комедия о французских школьниках «LOL [ржунимагу]». Кажется, «Комната чудес» идеально вписывается в её фильмографию. В своих работах Азуэлос часто выбирает главными героинями одиноких состоявшихся женщин, которые пытаются разобраться в своей жизни и наладить отношения с детьми. Тельма именно такая.
На первый взгляд жизнь Тельмы кажется вполне счастливой: работа, семья, курсы английского, планы на будущее. Но чем дальше разворачивается сюжет, тем яснее зритель понимает, что всё не так уж и радужно. И дело даже не в мелких перепалках между ей и Луи, за воспитанием которого она не всегда успевает следить. У неё напряжённые отношения с боссом, который позволяет себе неуважительное обращение к работникам и в целом не самый приятный парень. Мама тоже не всегда ей довольна: постоянно напоминает Тельме, что она — мать-одиночка в ситуации «обрюхатили и сбежали». А когда Тельма находит дневник Луи, то понимает, что многого не знала о своём сыне. Например, что он отлично рисует.
О самой себе Тельма, как оказалось, тоже многого не знала, пока не начала исполнять список желаний Луи. А ради сына ей порой приходилось совершать довольно безумные поступки — помимо «извиниться перед подругой» или «утроить фестиваль красок Холи на день рождения» были куда более глобальные желания. Ради Луи Тельме пришлось ехать в Японию, чтобы взять автограф у художника-комиксиста, личность которого никто не знает. Но это не так опасно, как, например, вандализм — в компании скейтеров Тельма разрисовала стену административного здания, а потом убегала от охраны.
Желания Луи заставили Тельму выйти из зоны комфорта, переосмыслить свою жизнь и задуматься: а каким она видит своё будущее? Тельма по-другому взглянула и на отношения с Луи. А ещё закрыла некоторые гештальты, которые тревожили её много лет, — Луи мечтал найти своего отца.
Наивная сказка
Картина получилась очень жизнеутверждающей, но одновременно с тем наивно-сказочной. Исполнять желания Луи, даже самые безумные, Тельме удаётся на удивление легко! Даже такие, казалось бы, трудноисполнимые, как поехать в незнакомую страну, языка которой она не знает, чтобы найти художника, лица которого никто никогда не видел. Но, конечно, именно у Тельмы получится его найти.
Самое главное — все люди, которых Тельма встречает на пути, оказываются отзывчивыми и понимающими. Первые попавшиеся дети-прохожие в Японии оказываются фанатами того самого художника и подсказывают, куда идти. Друзья сына скейтеры, не задумываясь, принимают её в свою компанию. Когда Тельму арестовывают за то, что она разрисовала стены, проблема тоже разрешается довольно быстро и без особых сложностей.
Сама история и атмосфера фильма как будто подразумевает лёгкость повествования. Кажется очевидным, что после просмотра картина должна оставить светлое послевкусие. Так и происходит. Но хотелось бы, чтобы в сюжете было чуть побольше драматичных моментов. Повествование получилось уж каким-то слишком ровным и местами скучноватым. Да, это почти сказочная история, в которой уже где-то на середине с вероятностью в 90% можно сказать, что финал вряд ли разобьёт зрителям сердце. Но капелька драмы действительно не помешала бы.
Лизе Азуэлос удалось передать тёплую атмосферу книги-первоисточника. Фильм действительно можно назвать во всех смыслах светлым. Но даже в кульминации, когда героиня задумывается, а не занимается ли она ерундой и действительно ли всё это того стоит, или когда перед ней встаёт непростое решение, зритель не чувствует того напряжения, которое должен. Всё проходит как-то слишком ровно.
Немного скомканная история
В основе фильма лежит одноимённый роман Жюльена Сандреля. Как правило, экранизациям сложно повторить литературный сюжет полностью из-за ограниченного хронометража: что-то приходится изменять, какие-то сюжетные линии убирать, смещать акценты. В фильме «Комната чудес» создаётся ощущение, что хотели охватить как можно больше деталей, но некоторые герои и проблемы так и остались не раскрытыми.
Например, отношения Тельмы и её мамы так и остались в подвешенном состоянии. Тельма говорит, что мама всегда упрекала её за то, что она какая-то не такая. И изначально зрителям заявляется, что между ними существуют некоторые трудности, но решаются они в одно мгновение — героиням просто нужно было побросаться друг в друга краской.
То же самое происходит с сюжетной линией про отца Луи. Она кажется очень важной, но как будто так и не раскрывается до конца. Лишь в конце, когда Тельма пишет письмо, чтобы прочитать его через десять лет, зритель узнаёт, чем, возможно, разрешится их конфликт (которого по сути и не было). Из этого же письма, кстати, зритель делает вывод, что у Тельмы были проблемы с начальником — до этого его показывали лишь один раз. Но «разрешение проблем с ним» Тельма ставит чуть ли не первым пунктом в обещаниях будущей себе.
А сколько прекрасных героев с потенциалом так и остались нераскрытыми! Молодой медбрат, который заботился о Луи, когда он лежал в коме, — этого персонажа явно хотели сделать ярким. «Вредная» медсестра в возрасте, которая в важный момент дала Тельме дельный совет. В конце концов, Этьен, с которым у Тельмы был намёк (намёчище!) на романтическую линию.
При этом фильм «Комната чудес» можно назвать лекарством для души, которое стоит принимать в тяжёлые времена, чтобы напомнить себе, что в жизни есть место чуду. Он действительно очень добрый и в какой-то степени даже вдохновляющий — как напоминание о том, что не стоит откладывать жизнь на потом, что нужно не забывать проводить время с близкими, а иногда не бояться рисковать выходить из зоны комфорта, чтобы понять и найти себя.