Девушка с брекетами ложится на асфальт и включает камеру. «Привет, я Мегашары. Сегодня я проверю стиральную машину», — говорит она, и в тот же момент на её ноги с высоты падает железная махина. Героиня улыбается, прощается со зрителем и завершает съёмку. Так проходит обычный рабочий день Магали Моро — блогерши, построившей карьеру на создании шокирующих видео. Но однажды производство ролика идёт не по плану — и с этого начинается история в новом фильме Кантена Дюпье «Случай с фортепиано», который выходит в прокат 21 августа. Посмотрели картину и делимся честным отзывом.
О чём фильм «Случай с фортепиано»
Магали Моро (Адель Экзаркопулос) — молодая интернет-звезда, известная публике под ником Мегашары. Её имя ходит рука об руку со скандалом — девушка зарабатывает на съёмке роликов, где наносит себе увечья. То ляжет под монстр-трак, то разожжёт огонь на брюках в области ширинки, то засунет ладонь под иглу швейной машины. Всё дело в том, что героиня невосприимчива к физической боли — и она повторяет опасные трюки раз за разом.
По сюжету нового видео на Моро должно упасть фортепиано. Но съёмка оборачивается трагедией, и, чтобы избежать тюрьмы, героиня вместе с помощником сбегают в домик в горах. Вот только случившееся всё равно настигает Магали. О случае с фортепиано узнаёт журналистка Симона, которая соглашается не сдавать блогершу полиции. Взамен женщина хочет, чтобы Моро дала ей интервью — первое в жизни.
Избалованная и взбалмошная Магали ненавидит рассказывать о себе и вообще говорить с незнакомцами. Но чтобы о случае с фортепиано никогда не узнали, ей придётся отступить от собственных правил.
Какой получилась картина
«Случай с фортепиано» — диалог двух женщин с внутренним стержнем
Журналистка Симона на интервью. Кадр из фильма «Случай с фортепиано»
Самая острая и захватывающая часть фильма — интервью Магали. В пустом зале сидят две женщины: взъерошенная самовлюблённая звезда и сдержанная журналистка в элегантном пальто, вынужденная ухаживать за больной матерью. Одна из них цедит слова и грубит, другая «разговаривает, как учительница» — так Моро отзывается о Симоне. Обеим невыносима компания друг друга, и обе понимают, что просто так не сбежать: блогерша не хочет проблем с полицией, а журналистке важно взять интервью, которое может перевернуть её карьеру
Сильных женщин в кино часто изображают этакими Мэри Сью — если уж у них есть внутренний стержень, то часто в комплекте к нему идёт пачка других положительных качеств. Обе героини в «Случае с фортепиано» — настоящие личности, и ни одна из них не готова отказываться от своей позиции.
При этом положительных персонажей здесь нет. Журналистка искренне хочет раскрыть личность и историю Моро, она пытается быть вежливой и доброжелательной. Но готова шантажировать свою героиню, чтобы добиться своего.
Магали ведёт себя отвратительно, егозит и ёрничает, — даже преданный помощник в какой-то момент не выдерживает и с наслаждением плюёт в её йогурт. Но интервью постепенно объясняет, как именно родился образ Мегашаров. Моро действительно не чувствует физической боли и делает вид, что ей чужда и боль эмоциональная. Но кажется, это не так: девушка хорошо знает своего зрителя и то, каким он может быть жестоким. Просто научилась извлекать из жажды зрелищ пользу.
У героинь много общего, и в кульминационный момент Магали спрашивает: «Скажи, кто из нас с тобой ужаснее?» Хотя для себя она на этот вопрос давно уже ответила.
«Случай с фортепиано» — честный разговор о зрителях и авторах контента
Фанат Магали подглядывает за девушкой. Кадр из фильма «Случай с фортепиано»
Фильм подчёркивает, что блогеры и журналисты могут делать ужасные вещи в погоне за вниманием зрителя. Но встаёт вопрос: не ужасен ли ещё более тот, кто соглашается смотреть на мерзость и закрывать глаза на то, как именно она создана?
Магали впервые берётся за камеру во время просмотра шоу с отцом. Дичь на экране бесит главную героиню — это кажется таким глупым и не стоящим внимания. И всё-таки папа увлечён происходящим именно там, а не рядом с ней. Это вызывает зависть и острое чувство горечи.
Тогда девочка спускается в гараж и присоединяет провода от аккумулятора машины к своим зубам. Она ещё не знает, что не почувствует боли, — то есть в этот момент Магали буквально ставит на кон свою жизнь. В этот раз съёмка заканчивается хорошо.
И отец замечает дочь — он хохочет над роликом и рассылает его коллегам. Вскоре весь мир устремляет глаза на девочку с брекетами, которая не боится боли. Она выбирает себе нарочито грубый и пошлый псевдоним Мегашары — под стать своему зрителю. Равнодушному, безучастному и всё время требующему нового контента.
Моро всюду встречает своих фанатов. Двое самых безбашенных даже тайком пробираются в её дом и прячутся в шкафу. Там их и находит Магали, когда возвращается в слезах после сильного потрясения. Девушка на грани. Но всё, что интересует поклонников в этот момент, — согласится ли она сделать с ними селфи.
«Случай с фортепиано»— фильм, который удивляет зрителя
То самое фортепиано. Кадр из фильма «Случай с фортепиано»
Критики пишут, что фильм «заходит на территорию абсурдного и мрачного триллера». Но картина сочетает в себе элементы куда большего количества жанров. Здесь есть загадка, как в хорошем детективе, — только в конце можно узнать, что же именно произошло с фортепиано. Разговор Симоны и Магали полон драматических элементов — героини раскрываются перед зрителем медленно и не спешат делиться всеми секретами. А щекочущий нервы триллер в конце перерастает во что-то вроде ужастика.
Кстати, фильм слегка щадит аудиторию: несмотря на то что Мегашары зарабатывает на роликах, где наносит себе травмы, эти моменты не смакуются камерой. У Дюпье есть масса способов сделать нам больно по-другому.
При этом фильм получился ироничным и порой забавным — и смеёшься тут не над режиссёром, а вместе с ним. Над нелепыми фанатами, над попытками помощника Магали показаться значительнее, чем есть, и над абсурдом блогерской жизни.
Во время просмотра испытываешь весь спектр чувств — от ненависти до жалости. И фильм постоянно удивляет: за каждым новым поворотом сюжета вскрывается что-то выбивающее почву из-под ног.
Что в итоге
Адель Экзаркопулос в роли Магали Моро. Кадр из фильма «Случай с фортепиано»
«Случай с фортепиано», как стиральная машина, сброшенная на ноги, — невозможно забыть и развидеть. Все герои изображены объёмно и выпукло, с трещинами и изъянами, и за каждым человеком здесь наблюдаешь как за редким и особенно неприятным тараканом.
А потом обнаруживаешь, что сам ничем не лучше: ведь только что, как и фанаты Мегашаров, с упоением провёл полтора часа, глядя на человеческую боль во всех её формах. Есть над чем поразмышлять. И ради этого фильм точно достоин просмотра.