В российском прокате идёт мелодрама «Время жить» Джона Краули. Когда Альмут встречает Тобиаса, их будущее кажется безоблачным. Карьеры идут в гору, дома подрастает чудесная дочь. Всё меняет серьёзный диагноз, который ставят Альмут. Влюблённые решают жить так, чтобы ни одна минута не пропала даром. Кинообозревательница «Горящей избы» Саша Подольникова считает, что фильм выделяется свежим взглядом на истории неизлечимо больных героинь.
О чём фильм «Время жить»
Действие постоянно перебрасывает нас из прошлого в будущее и обратно.
Чувствительный Тобиас никак не может оправиться от развода. Выйдя однажды ночью в полной прострации за крекерами, он оказывается под колёсами машины. За рулём авто — Альмут, которая никак не ожидала встретить на пустынном шоссе задумчивого парня в домашнем халате. Знакомство в приёмном отделении больницы приводит к симпатии. А потом и к началу романа, который принимает серьёзные обороты.
Альмут строит успешную карьеру шеф-повара в собственном ресторане. Тобиас не менее успешно работает в компании по производству хлопьев. Когда он заводит разговор о семье и детях, Альмут едва его не бросает: ей кажется, что дети не для неё. Рак яичников заставляет героиню пересмотреть планы. Заморозив яйцеклетки до начала химиотерапии, она оставляет себе шанс на материнство. Уже в ремиссии Альмут решается на ЭКО, и спустя время пара воспитывает дочку Эллу.
Но болезнь возвращается. Альмут предстоит лечение по агрессивному протоколу, которое не оставит сил буквально ни на что. Оно вряд ли окажется успешным, но продлит ей жизнь. Героиня говорит Тобиасу, что не хотела бы провести оставшееся время только в больнице. Вместо этого она будет жить на полную, пусть и не так долго. Альмут хочется не только оставить след в сердцах близких, но и выиграть в самом престижном кулинарном конкурсе.
Режиссёром стал Джон Краули, снявший в 2015 «Бруклин» с Сиршей Ронан — историю об ирландской эмигрантке в Нью-Йорке — эта картина получила сразу несколько номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм. А в главных ролях мелодрамы «Время жить» снялись звёзды наших сердец Флоренс Пью и Эндрю Гарфилд. Последний уже работал с Краули: в 2007 году актёр сыграл главную роль в драме «Мальчик А».
Каким получился фильм «Время жить»
Недостатка в лавстори, где женщина страдает от неизлечимой болезни, в поп-культуре нет — от «Истории любви» 1970 года до хитовой экранизации книги Николаса Спаркса «Спеши любить». Но как бы ни были трогательны эти истории, умирающая героиня в них превращается в эдакую девушку-мечту (привет тропу manic pixie dream girl). Она нужна в сюжете, чтобы изменить жизнь бестолкового героя к лучшему раз и навсегда. За годы эксплуатации тропа он успел слегка утомить. Фильм «Время жить» этого недостатка лишён: героиня Флоренс Пью не функция, не девушка-мечта, а обычный земной человек. У Альмут есть желания и цели, и они не замкнуты только на партнёре.
Осознание возможной скорой смерти подводит её к тому, что она не хочет быть просто «чьей-то мёртвой мамой». Как насчёт того, чтобы запомниться и как самый лучший в мире шеф-повар? Чтобы годы спустя дочка Альмут и Тобиаса подумала о ней с гордостью.
Тобиасу идея поначалу совершенно не нравится, и это принципиальный, едва ли не главный для фильма момент. В сердцах брошенное им: «Значит, нас тебе не достаточно», — не что иное, как патриархальное удивление: как, даже на пороге вечности женщина не расстаётся с амбициями? Не хочет посвятить время семье? «Любовный» жанр смягчает сцену. Тобиас примет решение героини и будет её поддерживать. Выбери режиссёр Джон Краули форму потяжелее, нас ждало бы не утешительное объятие. Ссора? Разрыв? Насколько вообще реален сюжет, в котором мужчина не уходит из семьи, узнав о тяжёлом диагнозе кого-то из родных? Впрочем, никто не требует от мелодрамы точь-в-точь походить на жизнь. Показателен сам факт этого разговора. Краули озвучивает революционную (нет) мысль: женщины вправе хотеть… чего угодно. Даже если они умирают.
Не сказать чтобы создателям удалось аккуратно обойтись с фем-повесткой: порой выходило грубовато и слишком стереотипно. Как в сцене, где Тобиас вдруг заводит речь про «возраст» и «тикающие часики», а Альмут посылает его куда подальше. Что ж, зато благодаря игре Пью и Гарфилда это хотя бы смешно. Уж очень хороша в праведном гневе Флоренс и наивно-искренен здесь Эндрю. Настолько искренен, что хочется через экран взять и… объяснить ему, как он не прав.
Комедийная составляющая — однозначно сильная сторона «Времени жить». От чёрного юмора о смерти в стиле «ты предлагаешь убить собаку, чтобы ребёнку было легче пережить мой уход?» до легендарной сцены родов на заправке. В этом (одном из лучших!) эпизодов Пью и Гарфилд выдают замечательную физическую комедию. Безуспешно бодающийся с заклинившим замком в туалете Тобиас, а по другую сторону двери — стоящая на четвереньках Альмут, из которой вот-вот вылезет ребёнок. В качестве группы поддержки — двое сотрудников заправки, готовых включиться в процесс в любую минуту. Роды в кино давно не выглядели так забавно, трогательно и живо одновременно. Пожалуй, именно юмор удержал у экранов редких зрителей-мужчин, которые были со мной на сеансе. С соседнего кресла я слышала нервный мужской смех. Кажется, вряд ли бы они остались в зале, окажись сцена просто драматичной…
Баланс между очень смешным, очень романтичным, меланхоличным и разбивающим сердце и точная обаятельная игра не дают фильму остаться проходной мелодрамой. А сознательно нарушенная хронология событий (к чему линейное повествование, если финал известен заранее?) искусно вторит названию. В оригинале картина зовётся We Live in Time (можно перевести как «Мы живём во времени» или «Мы живём вовремя»). В самом деле, время как таковое осознать трудно, но конкретные моменты останутся с нами навсегда. Фильм Краули предлагает их не упустить.