Смотреть

Детективы, роковые женщины, жестокие преступления: 6 фильмов, чтобы влюбиться в нуарное кино

Нуарное кино — это циничные разочарованные в жизни мужчины, опасные красивые женщины и сомнительная мораль. Обязательная детективная линия и очень мрачная гнетущая атмосфера. Оно появилось почти сто лет назад, и у него по-прежнему много поклонников. От чёрно-белой классики до фильмов братьев Коэн — собрали яркие фильмы нуара.

Что такое нуар

Нуарные фильмы (от французского выражения film noir — «чёрный фильм») появились в Голливуде в 1940‑е годы. После Второй мировой войны в американском обществе царили потерянность и пессимизм. Фильмы отразили эти настроения.

В картинах нарочито мрачная эстетика. В кадре часто мелькают дождливые улицы, тени, силуэты и сигаретный дым. Снимали фильмы по популярным в те годы «крутым детективам» — криминальным романам. Сюжет в них всегда запутан, а в центре стоит герой-сыщик, утративший моральные ориентиры.

Действующих лиц в нуарном кино обычно немного. В классическом «наборе» — частные детективы, циничные преступники и роковые женщины — дерзкие хитрые красавицы.

Классический нуар 1940–50‑х годов

«Двойная страховка» (1944)

Режиссёр: Билли Уайлдер

Смотреть ещё!

Хрестоматийный нуарный фильм, снятый по одноимённой повести Джеймса Кейна. Главные роли исполнили голливудские суперзвёзды эпохи Фред Макмюррей и Барбара Стэнвик. Атмосферу задают уже первые кадры. Тёмные улицы, сигарета в зубах детектива и закадровый монолог главного героя намекают: случится что-то плохое. Страховой агент Уолтер Нефф вступает в сговор с Филлис Дитрихсон, своей клиенткой и возлюбленной. Они решают убить мужа Филлис ради страховки. Но всё идет не по плану, и в дело вступает детектив и друг Неффа Бартон Киз.

В те годы в Голливуде действовал «кодекс Хейса» — свод этических правил и ограничений для фильмов того времени. По кодексу, симпатии зрителей не должны быть на стороне злодеем. Поэтому никакого хеппи-энда Филлис и Уолтеру не видать — как бы их ни мучила совесть. Финал известен заранее, но история держит в напряжении до самого конца. 

«Почтальон всегда звонит дважды» (1946)

Режиссёр: Тэй Гарнетт

Смотреть ещё!

Фильм о страсти, которая разрушает всё на своём пути, и экранизация романа Джеймса Кейна. Безработный Фрэнк Чемберс (Джон Гарфилд) волей случая устраивается на работу в придорожное кафе недалеко от Лос-Анджелеса. Там он влюбляется в Кору (Лана Тёрнер), жену престарелого владельца кафе. Чувство взаимно, и пара решает избавиться от мужа, забрать его деньги и жить счастливо. 

Внешне простая история покоряет напряжённостью. Обычно в нуарном кино судьба героев предрешена. Но фильм сумеет удивить. Признавшаяся в убийстве Кора не несёт наказания. Вместо этого она даже открывает собственное кафе, куда стекаются туристы — посмотреть на «ту, что убила мужа». У истории есть ещё одна версия. В 1981 году Боб Рейфелсон снял «Почтальона» с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг. 

«Глубокий сон» (1946)

Режиссёр: Ховард Хоукс

Смотреть ещё!

Картина, предвосхитившая «Большого Лебовски» братьев Коэн, и экранизация романа Рэймонда Чандлера — легенды детективного жанра. Именно Чандлер придумал частного сыщика Филипа Марлоу — культового персонажа, кочевавшего из книги в книгу. В «Глубоком сне» Марлоу (абсолютная звезда 40‑х Хамфри Богарт) берётся за вроде бы пустяковое дело. Ему нужно выяснить, кто шантажирует младшую дочь богатого генерала. Но расследование осложняют все его участники, особенно старшая дочь генерала Вивиан (Лорен Бэколл). Она на дух не переносит детектива. От этого воздух между Филипом и Вивиан искрит.

Ещё одна классика нуара с хлёсткими диалогами и атмосферой морального упадка. Марлоу — архетип циника, который бредёт по грязному миру и хочет остаться чистым. Вивиан — загадочная и неприступная, до конца непонятно, на чьей она стороне. Сюжет запутан так, что разобраться получится не с первого просмотра. А к второстепенным персонажам лучше сильно не привязываться. Создатели избавляются от них не хуже самого Джорджа Мартина в «Игре престолов».

Неонуар

Волна неонурных фильмов прокатилась по Голливуду 1970‑х годов. Она показала тяжёлые настроения в обществе после войны во Вьетнаме. Фильмы сохраняют стилистику и мрачную атмосферу классического нуара, но адаптируют её к новой реальности. Теперь в них больше психологической глубины и социальных подтекстов. Сеттинг меняется, но они говорят на те же темы: одиночество, коррупция и потеря моральных ориентиров.

Сейчас неонуаром называют картины, которые по-своему обыгрывают эстетику и шаблоны нуара.

«Китайский квартал» (1974)

Режиссёр: Роман Полански

Смотреть ещё!

До обидного недооценённый фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий, с Джеком Николсоном в главной роли. Частный детектив Джейк Гиттес берётся за простое дело о супружеской измене. Однако его втягивают в коррупционный заговор. Чем глубже Джейк копает, тем ситуация становится безнадёжнее, а правда — опаснее.

Работа Полански — дань уважения классике нуара и одновременная его деконструкция. С одной стороны — детектив, опасная красавица и тёмные улицы Лос-Анджелеса. Всё как положено. С другой, роковая женщина здесь — скорее жертва обстоятельств, а не хищница. Классическое торжество справедливости уступает место разрушенным иллюзиям. Финал картины стал символом безысходности. Зрителю как бы говорят: мир жесток, и с этим ничего не поделаешь.

«Секреты Лос-Анджелеса» (1997)

Режиссёр: Кёртис Хэнсон

Смотреть ещё!

История о трёх детективах, которые терпеть друг друга не могут, но вынуждены работать вместе. Триллер по одноимённому роману Джеймса Эллроя переносит зрителя в Лос-Анджелес 1950‑х. Главные герои — трое полицейских с разными взглядами на работу. Амбициозный карьерист, готовый подставить коллег, громила-идеалист и позёр, который себя ненавидит. Они вынуждены объединиться, чтобы раскрыть массовое убийство в кафе, где под пули угодил их бывший сослуживец.

«Секреты Лос-Анджелеса» — пример того, как неонуар умеет сочетать классику и современность. Стиль, напряжение и моральная неоднозначность здесь — от того самого традиционного нуара. Но герои уже не архетипы, а сложные живые люди. Зрителя увлечёт не только линия расследования, но и то, как конфликт между троицей раскрывается на фоне коррумпированной системы. Это кино про нравственный выбор в мире, где добро и зло почти неотделимы. 

«Старикам тут не место» (2007)

Режиссёры: Итан Коэн, Джоэл Коэн

Смотреть ещё!

Фильм, триумфально забравший четыре статуэтки «Оскар», в том числе за лучший фильм. Экранизация романа Кормака Маккарти — культового прозаика, много писавшего о жизни простых американцев. Один из героев картины, сварщик Льюэллин Мосс после перестрелки наркокартелей на свою беду находит чемодан с деньгами. Он становится мишенью безжалостного киллера. Наёмный убийца Антон Чигур — настоящее зло, которое творит жестокость, потому что может. По следу Чигура идёт шериф Белл — тот самый «старик» из названия картины. Постепенно к шерифу приходит горькое осознание: страна в упадке, люди сильно обеднели, старые идеалы окончательно ушли в прошлое. И как-то восстановить справедливость Белл не в силах.

Неонуар без привычной стилистики, но с той же философией: мир хаотичен, зло иррационально, моральные законы не работают. Здесь нет классического героя — детектива в окружении роковых женщин. Жестокость преступников невозможно объяснить. Финал подталкивает к экзистенциальному размышлению: а насколько жизнь вообще подчиняется логике?

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана