Семейные истории редко бывают простыми. За праздничными ужинами, уютными фотоальбомами и тёплыми объятиями часто прячутся старые обиды, несбывшиеся мечты и непростые решения. Подготовили подборку фильмов, в которых семьи далеки от идеала, но именно в их сложности есть правда и любовь.
«Минари» (2020)
Семья корейских иммигрантов с двумя детьми переезжает в тихий Арканзас. Отец покупает участок и решает стать фермером, веря в свою «американскую мечту». Но жизнь на новой земле оказывается непростой: адаптация, сомнения в себе и кризис веры бьют не только по финансам, но и по отношениям.
Отец мечтает доказать свою состоятельность и балансирует между бизнесом и близкими. Мать, уставшая от нестабильности и быта без удобств, хочет надёжный дом, а не ферму. Их сын Дэвид болеет, и забота о нём становится фоном всех решений. Бабушка, приехавшая из Кореи, с одной стороны, сближает всех, с другой — нарушает привычный порядок. Из этих линий складывается тихое, честное кино о хрупкости и силе семьи. Фильм получил Гран-при жюри и приз зрительских симпатий на «Сандэнс»-2020.
«Она сказала „Да!“» (2025)
Летнее драмеди стало режиссёрским дебютом Кристин Скотт Томас, звезды «Английского пациента». В центре сюжета — три очень разные сестры: строгая карьеристка Кэтрин в исполнении Скарлетт Йоханссон, эффектная и импульсивная Виктория, которую играет Сиенна Миллер, и тихоня-домоседка Джорджина, роль которой досталась Эмили Бичем.
Девушки собираются на свадьбу матери (Кристин Скотт Томас), в очередной раз сказавшей «Да» новому ухажёру. Но за праздничным столом обостряются старые обиды, всплывают тайны и происходят неожиданные признания. Свадьба становится местом, где ссорятся, мирятся, влюбляются и понимают, что значит быть семьёй. Фильм получил тёплый приём на фестивале в Торонто и стал возвращением Йоханссон к независимому кино. В российский прокат картина выходит 21 августа 2025 года.
«История о супружестве» (2019)
Развод — не всегда драма со скандалами. Иногда это честный разговор двух людей, которые когда-то сильно любили друг друга и хотят расстаться по-человечески. Театр режиссёра Чарли (Адам Драйвер) и актёрская карьера Николь (Скарлетт Йоханссон) долгие годы были частью их совместной жизни — пока не стали поводом для отчуждения. Она хочет свободы и возвращается в Лос-Анджелес, он остаётся в Нью-Йорке.
В центре истории стоят бракоразводный процесс, борьба за право остаться родителями и сохранить достоинство. Картина Ноа Баумбаха — не столько о крахе семьи, сколько о взрослении, боли потери и сложной любви, которая остаётся, даже когда всё остальное уходит.
«Капитан Фантастик» (2016)
Вигго Мортенсен играет радикального отца, который растит шестерых детей вдали от цивилизации: без школы, технологий и медицины, посреди леса. Их дни расписаны: тренировки, охота, чтение Маркса, квантовая физика, несколько языков. А вместо Рождества — день рождения Ноама Хомского. Дети умны, физически крепки и совершенно не похожи на «обычных» сверстников.
Но реальный мир настигает их, когда умирает мать и семья вынуждена отправиться на её похороны. Впервые дети попадают в общество, где их образ жизни выглядит странно и даже опасно. Там, где отец ощущает свободу и развитие, окружающие видят запущенность и угрозу. Постепенно идеология главного героя даёт трещины: младшие члены семьи хотят сами выбирать свою дорогу, и их взгляды не всегда сходятся с родительским. Это фильм о тонкой грани между свободой и контролем и о том, как даже самая искренняя любовь может быть авторитарной.
«Обыкновенные люди» (1980)
Семья Джарретов со стороны кажется идеалом: это обеспеченные и образованные люди, которые живут в тихом пригороде. Но всё меняет трагедия. Старший сын гибнет в аварии на лодке, а младший, Конрад, чудом выживает, переживает попытку суицида и возвращается домой после госпитализации. Вот только в доме не осталось и следа прежней близости.
Отец старается сохранить контакт с сыном, но не понимает, как помочь. Мать эмоционально холодна и не способна выразить сочувствие, словно винит юношу за то, что он остался жив. Между ними царит глухое молчание, замаскированное под вежливость. Чувство утраты, вина и невозможность услышать друг друга медленно, но неизбежно разъедают отношения в когда-то идеальной семье. Картина получила «Оскар» за лучший фильм и режиссуру.
«Прощание» (2019)
Билли — молодая девушка китайского происхождения, выросшая в США. Она узнаёт, что у её бабушки в Китае диагностирован рак, но по местной традиции семья решает не сообщать об этом самой больной. Вместо признания родные устраивают фиктивную свадьбу одного из внуков — как повод собрать всех вместе и в последний раз увидеть бабушку под видом праздника. Билли разрывается между двумя культурами — американской открытостью и китайской сдержанностью. Она не понимает, как можно лгать любимому человеку, но не в силах и разрушить семейный план, ведь для остальных это проявление заботы.
«Прощание» — кино не только о смерти и лжи, но в первую очередь о том, как мы проявляем любовь. Через скрытую боль, через молчание, через совместный обман, который становится формой привязанности. Это тёплый фильм о семье, где у каждого своя правда и где даже ложь может быть выражением любви.
«Его три дочери» (2023)
Отец на грани смерти, и три взрослые дочери вновь собираются под одной крышей. У каждой из них свои раны, своё детство, свои претензии друг к другу. Напряжение растёт не только между дочерьми и отцом, но и между сёстрами. Сюжет развивается как камерная, почти театральная драма: в тесной квартире всплывают старые споры, рождаются честные разговоры и появляется шанс понять друг друга.
Наташа Лионн, Элизабет Олсен и Кэрри Кун создали трёх ярких, сложных и по‑разному уязвимых героинь. Без громких трагедий и надрыва кино точно показывает, как устроены настоящие семьи, где все друг друга любят, но не всегда умеют это выразить.
«Сентиментальная ценность» (2025)
После смерти бывшей жены известный, но давно исчезнувший из поля зрения режиссёр Густав (Стеллан Скарсгард) внезапно возвращается в жизнь своих двух взрослых дочерей. Много лет назад он оставил семью ради карьеры и теперь хочет восстановить отношения необычным способом — предлагая старшей дочери Норе (Ренате Рейнсве) сыграть в новом фильме её собственную мать.
Для Норы, актрисы с уже сложившейся карьерой, это предложение звучит как эмоциональное вторжение. Она отказывается. Тогда Густав даёт роль молодой американке (Эль Фаннинг) — и запускает болезненный процесс осмысления прошлого. Конфликт развивается не в громких скандалах, а в тихой борьбе за право владеть воспоминаниями и рассказывать семейную историю.
Режиссёр Йоахим Триер выстраивает ироничную и очень личную драму, в которой театр, кино и реальная жизнь болезненно переплетаются. Это фильм о родителях, которых уже не изменить, и о выросших детях, которым всё ещё хочется быть понятыми. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля 2025 года, а критики назвали её самой зрелой и тонкой работой Триера.