Рано забеременевшие девушки порой сталкиваются с давлением и осуждением со стороны окружающих. И это ничуть не помогает принять сложное решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь. Режиссёры осмысляют этот момент в жизни женщины в самых разных форматах: в нашей подборке есть и трогательное драмеди, и лёгкий ромком, и криминальная драма.
«Джуно» (2007)
Режиссёр: Джейсон Райтман
Пару месяцев назад Джуно переспала с влюблённым в неё одноклассником Поли. Она успевает об этом забыть, когда внезапно обнаруживает, что беременна. В свои шестнадцать Джуно нравится панк-рок, играть на гитаре и тусоваться с подругой. Она не хочет отказываться от жизни обычного подростка и думает, что ребёнок заслуживает другой семьи. Героиня решает отдать его на усыновление. По объявлению в газете девушка находит обеспеченную пару приёмных родителей.
При всей серьёзности темы «Джуно» сохраняет лёгкость. Герои много шутят и стараются не драматизировать. «Я слышала, что беременность иногда приводит к… детям», — говорит героиня Поли. У Джуно есть поддержка взрослых — отца с мачехой и будущих родителей ребёнка. «Это жизнь, и такое иногда случается», — как бы говорят они.
Далее описание содержит спойлер
Во время просмотра невольно ждёшь, что героиня изменит решение об отказе от ребёнка. Тогда бы картина стала трогательной, но стандартной историей о материнстве. Но создатели решили иначе. Поэтому в итоге это фильм о дружбе и о том, что путь к счастью бывает разным.
«Событие» (2021)
Режиссёрка: Одри Диван
Франция, 1963 год. Анна, девушка из простой семьи, изучает филологию в университете и мечтает о писательской карьере. Ей предстоит финальный бросок — выпускные экзамены. Но всё идёт наперекосяк, когда она узнает о беременности: родив ребёнка, она распрощается со всеми мечтами. Но Анна слишком долго к ним шла. Аборты в стране запрещены, и единственный выход — сделать это нелегально и с риском для жизни.
«Событие» стало международной сенсацией и в 2021 году получило главный приз Венецианского кинофестиваля. Его сняли по одноимённому роману Нобелевской лауреатки Анни Эрно. В книге авторка описывает собственный опыт. Роман физиологичен и полон деталей, безжалостных и точных. Режиссёрка Одри Диван переносит их на экран.
Анну ждут отчаяние, попытки найти деньги, полушёпотом продиктованный адрес санитарки, которая «может решить проблему». Вместо наркоза — приглушающее крик полотенце между зубов. И вязальная спица, которой героиня попытается вызвать кровотечение, потому что предыдущий способ не срабатывает.
Фильм — куда больше, чем личная драма о выборе между карьерой и материнством. Это ещё и срез французского общества начала 60-х (аборты разрешат только в 1975-м), и разговор о свободе, насилии и классовых предрассудках. Врач в больнице разговаривает с Анной свысока. А потом заявляет: знай он, что она учится в престижном вузе, обращался бы с ней лучше. Потому что забеременевшая вне брака студентка — не то же самое, что работница завода в таком же положении. Героиня также сталкивается с домогательствами. Знакомым мужчинам кажется, что заниматься с ней сексом «безопасно», ведь она уже беременна. Бойфренд бросает Анну и даже не интересуется её самочувствием. Ей придётся бороться за право на себя, своё тело и своё будущее.
«С любовью, Рози» (2014)
Режиссёр: Кристиан Диттер
Рози и Алекс — лучшие друзья с детства. Они планируют вместе покорять мир. А для начала — перебраться из родной Англии в США и закончить там крутой университет. Герои симпатизируют друг другу, но никто так и не делает первый шаг. Школьный выпускной становится для них роковым. Рози проводит ночь с другим парнем и вскоре узнаёт о беременности. Она не решается сказать об этом Алексу, и тот уезжает один. Следующие двенадцать лет героиня воспитывает дочь и старательно избегает друга. Она счастлива в нынешних отношениях, но однажды они с Алексом встречаются вновь.
«С любовью, Рози» — классический ромком. В нём есть все полагающиеся жанру «ингредиенты» — милые шутки, предсказуемые повороты, сентиментальные песни и двое героев, которые пытаются ответить на вечный вопрос: «Это любовь или?..». Помимо романтики, здесь много говорят о дружбе. Рози везёт на близких людей. Именно они едут с ней в больницу, когда героиня оказывается в самой неловкой и дурацкой ситуации в своей жизни — во время первого секса в ней застревает презерватив. Именно они поддерживают её в решении идти за мечтой и открыть маленький бизнес. И наконец, друзья убеждают её бороться за любовь.
«Никогда, редко, иногда, всегда» (2020)
Режиссёрка: Элиза Хиттман
В штате Пенсильвания, где живёт семнадцатилетняя Отем, подросток не может сделать аборт без согласия родителей. В местном кризисном центре её пытаются уговорить не прерывать беременность, и героиня понимает: ждать помощи неоткуда. Нужно ехать туда, где аборты разрешены. Вместе с кузиной Скай она отправляется в Нью-Йорк, для чего им приходится опустошить кассу магазина, где работает Скай. Так начинается вынужденное путешествие — опасное и выматывающее.
Эта тихая драма стала одним из хитов Берлинского кинофестиваля 2020 года и получила Гран-при. А на «Сандэнсе» её наградили призом жюри «за выдающийся неореализм». Фильм действительно продолжает традиции реализма — рассказывает о простых людях, попавших в непростую ситуацию. И делает это тонко, внимательно и психологично. Отем приезжает в стылый дождливый Нью-Йорк, где, кажется, ей нет места. В ожидании приёма в клинике они со Скай бродят по улицам, переходам и по кругу катаются в метро (а куда ещё пойдёшь, если денег в обрез?). Окрики работников вокзалов («Здесь нельзя спать!»), липкие взгляды незнакомцев, вор, стащивший кошелёк, — всё складывается в будничную и очень щемящую картину. Здесь нет надрыва и кричащего социального посыла. Режиссёрка предпочитает фиксировать жизнь. И это расскажет не меньше — о травме, насилии, сестринстве и независимости.
«Четыре месяца, три недели и два дня» (2007)
Режиссёр: Кристиан Мунджиу
Румыния, 1987 год, на дворе — коммунистический режим диктатора Чаушеску. Власть строго контролирует тела людей. Семьи без детей выплачивают специальный налог, а прерывание беременности считается преступлением. Студентке Габите предстоит нелегальный аборт. Соседка по общежитию Отилия устраивает ей встречу с предприимчивым санитаром Бебе. Подруги собирают деньги: санитар запрашивает заоблачную для них сумму. Процедура должна состояться в номере дешёвой гостиницы.
«Четыре месяца, три недели и два дня» не зря сравнивают с культовым позднесоветским фильмом «Курьер». И там и там коммунизм доживает свои последние дни. Молодые герои видят, во что он превратил общество, и им это совсем не нравится.
Фильм Мунджиу — не столько об опыте, через который проходили сотни тысяч женщин. Он о насилии в целом. О невыносимой жизни в тисках тоталитарной системы. И о том, что система делает с людьми. Кто-то превращается в циника и начинает искать свою выгоду — как наладивший подпольный бизнес Бебе. А кто-то пытается сопротивляться и борется за себя — как Габита и Отилия. Они полны мрачного оптимизма, ведь отступать им некуда.
В 2007 году картина получила главный приз на Каннском кинофестивале — большая редкость для малобюджетного авторского фильма. Так мир узнал о «новой волне» румынского кино — жёсткого, социального и очень реалистичного.
«Вера Дрейк» (2004)
Режиссёр: Майк Ли
1950-е, Англия, полуголодное послевоенное время. Аборты вне закона. Вера — горничная в состоятельных домах, у неё простая рабочая семья. Ни муж, ни двое взрослых детей не знают, что у героини есть ещё одна работа. Она помогает женщинам прерывать беременность. Денег за это Вера не берёт, хотя живёт очень скромно и ухаживает за престарелой матерью. Однажды одна из девушек едва не умирает, и Вере грозит тюрьма.
«Вера Дрейк» собрала целый урожай наград и номинаций — от «Золотого льва» в Венеции до «Золотого глобуса». Критики хвалили картину за гуманизм: Вера — пример бескорыстия и эмпатии. Она бедна и прекрасно понимает, как отчаянно нуждаются в помощи такие же, как она. И не только в практической. «Не беспокойся, ты будешь в порядке, дорогая», — говорит она подопечным. Тем, кто порой за всю жизнь не слышал доброго слова.
Помимо маленькой истории большого человека, это ещё и умное социальное кино. Зрителю придётся задаваться вопросами — насколько справедливо отнёсся суд к простой рабочей женщине? Был бы приговор таким же суровым, будь на неё месте женщина из среднего класса?
«Дитя» (2005)
Режиссёры: Люк Дарденн, Жан-Пьер Дарденн
Соне восемнадцать лет, а её бойфренду Бруно — двадцать. У обоих — неблагополучное прошлое и очень бедное настоящее. И всё-таки, узнав о беременности Сони, они решают стать родителями. При этом взрослыми герои себя не чувствуют. Они дурачатся, ходят на тусовки и не думают о будущем. «Работа — это для дураков», — заявляет Бруно. Он предпочитает зарабатывать мелким мошенничеством. Но прокормить семью из трёх человек оказывается сложно. Тогда герой втайне от Сони совершает немыслимое — продаёт сына на чёрном рынке усыновлений. Этот поступок рушит их отношения с возлюбленной. Осознав ошибку, Бруно выкупает ребёнка обратно. Но Соня отказывается его прощать.
Дарденны — признанные мастера «многослойного» кино. В «Дитя» кто-то разглядит социальную историю — критику общества, которому наплевать, как живут за чертой бедности. Кто-то — безумную историю любви. А кто-то вполне справедливо увидит в фильме почти христианский сюжет о раскаянии. При этом режиссёры не настаивают ни на одной из трактовок и предлагают каждому выбрать свою.
«Племя» (2014)
Режиссёр: Мирослав Слабошпицкий
Сергей попадает в интернат для слабослышащих, где ему предстоит закончить 11-й класс. Обстановка здесь — что-то среднее между колонией и детским домом. Внутри интерната действует группировка, которая грабит окрестных жителей и заставляет воспитанниц заниматься проституцией. Чтобы выжить, Сергей пытается стать в банде своим. И внезапно влюбляется в Аню — одну из проституированных девушек. Всё «заработанное» на кражах он отдаёт ей — чтобы та занималась с ним сексом. Аня копит деньги, чтобы уехать из маленького провинциального городка в сказочную и недостижимую Италию. Но их приходится потратить на аборт.
«Племя» снято полностью на жестовом языке, а все главные роли сыграли глухие актёры. Тишина в кадре оглушает и не даёт забыть ни на секунду о том, как невыносима жизнь героев. Это жестокий построенный на иерархиях мир, в котором побеждает сильный. Иначе — смерть. Женщины в иерархии интерната стоят ниже всех. Их согласия никогда не спрашивают и даже явный отказ игнорируют. И это в порядке вещей. Как и буднично сделанный в ванной аборт — одна из самых тяжёлых сцен фильма. И став частью такой системы, трудно не потерять человечность. Именно это постепенно происходит с главным героем.