Смотреть
2 сентября 2023

8 очень разных фильмов про раннюю беременность

Рано забеременевшие девушки порой сталкиваются с давлением и осуждением со стороны окружающих. И это ничуть не помогает принять сложное решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь. Режиссёры осмысляют этот момент в жизни женщины в самых разных форматах: в нашей подборке есть и трогательное драмеди, и лёгкий ромком, и криминальная драма.

«Джуно» (2007)

Режиссёр: Джейсон Райтман

Пару месяцев назад Джуно переспала с влюблённым в неё одноклассником Поли. Она успевает об этом забыть, когда внезапно обнаруживает, что беременна. В свои шестнадцать Джуно нравится панк-рок, играть на гитаре и тусоваться с подругой. Она не хочет отказываться от жизни обычного подростка и думает, что ребёнок заслуживает другой семьи. Героиня решает отдать его на усыновление. По объявлению в газете девушка находит обеспеченную пару приёмных родителей.

При всей серьёзности темы «Джуно» сохраняет лёгкость. Герои много шутят и стараются не драматизировать. «Я слышала, что беременность иногда приводит к… детям», — говорит героиня Поли. У Джуно есть поддержка взрослых — отца с мачехой и будущих родителей ребёнка. «Это жизнь, и такое иногда случается», — как бы говорят они.

Далее описание содержит спойлер

Показать текст Скрыть текст

Во время просмотра невольно ждёшь, что героиня изменит решение об отказе от ребёнка. Тогда бы картина стала трогательной, но стандартной историей о материнстве. Но создатели решили иначе. Поэтому в итоге это фильм о дружбе и о том, что путь к счастью бывает разным.

«Событие» (2021)

Режиссёрка: Одри Диван

Франция, 1963 год. Анна, девушка из простой семьи, изучает филологию в университете и мечтает о писательской карьере. Ей предстоит финальный бросок — выпускные экзамены. Но всё идёт наперекосяк, когда она узнает о беременности: родив ребёнка, она распрощается со всеми мечтами. Но Анна слишком долго к ним шла. Аборты в стране запрещены, и единственный выход — сделать это нелегально и с риском для жизни.

«Событие» стало международной сенсацией и в 2021 году получило главный приз Венецианского кинофестиваля. Его сняли по одноимённому роману Нобелевской лауреатки Анни Эрно. В книге авторка описывает собственный опыт. Роман физиологичен и полон деталей, безжалостных и точных. Режиссёрка Одри Диван переносит их на экран.

Анну ждут отчаяние, попытки найти деньги, полушёпотом продиктованный адрес санитарки, которая «может решить проблему». Вместо наркоза — приглушающее крик полотенце между зубов. И вязальная спица, которой героиня попытается вызвать кровотечение, потому что предыдущий способ не срабатывает.

Фильм — куда больше, чем личная драма о выборе между карьерой и материнством. Это ещё и срез французского общества начала 60-х (аборты разрешат только в 1975-м), и разговор о свободе, насилии и классовых предрассудках. Врач в больнице разговаривает с Анной свысока. А потом заявляет: знай он, что она учится в престижном вузе, обращался бы с ней лучше. Потому что забеременевшая вне брака студентка — не то же самое, что работница завода в таком же положении. Героиня также сталкивается с домогательствами. Знакомым мужчинам кажется, что заниматься с ней сексом «безопасно», ведь она уже беременна. Бойфренд бросает Анну и даже не интересуется её самочувствием. Ей придётся бороться за право на себя, своё тело и своё будущее.

«С любовью, Рози» (2014)

Режиссёр: Кристиан Диттер

Рози и Алекс — лучшие друзья с детства. Они планируют вместе покорять мир. А для начала — перебраться из родной Англии в США и закончить там крутой университет. Герои симпатизируют друг другу, но никто так и не делает первый шаг. Школьный выпускной становится для них роковым. Рози проводит ночь с другим парнем и вскоре узнаёт о беременности. Она не решается сказать об этом Алексу, и тот уезжает один. Следующие двенадцать лет героиня воспитывает дочь и старательно избегает друга. Она счастлива в нынешних отношениях, но однажды они с Алексом встречаются вновь. 

«С любовью, Рози» — классический ромком. В нём есть все полагающиеся жанру «ингредиенты» — милые шутки, предсказуемые повороты, сентиментальные песни и двое героев, которые пытаются ответить на вечный вопрос: «Это любовь или?..». Помимо романтики, здесь много говорят о дружбе. Рози везёт на близких людей. Именно они едут с ней в больницу, когда героиня оказывается в самой неловкой и дурацкой ситуации в своей жизни — во время первого секса в ней застревает презерватив. Именно они поддерживают её в решении идти за мечтой и открыть маленький бизнес. И наконец, друзья убеждают её бороться за любовь.

«Никогда, редко, иногда, всегда» (2020)

Режиссёрка: Элиза Хиттман

В штате Пенсильвания, где живёт семнадцатилетняя Отем, подросток не может сделать аборт без согласия родителей. В местном кризисном центре её пытаются уговорить не прерывать беременность, и героиня понимает: ждать помощи неоткуда. Нужно ехать туда, где аборты разрешены. Вместе с кузиной Скай она отправляется в Нью-Йорк, для чего им приходится опустошить кассу магазина, где работает Скай. Так начинается вынужденное путешествие — опасное и выматывающее.

Эта тихая драма стала одним из хитов Берлинского кинофестиваля 2020 года и получила Гран-при. А на «Сандэнсе» её наградили призом жюри «за выдающийся неореализм». Фильм действительно продолжает традиции реализма — рассказывает о простых людях, попавших в непростую ситуацию. И делает это тонко, внимательно и психологично. Отем приезжает в стылый дождливый Нью-Йорк, где, кажется, ей нет места. В ожидании приёма в клинике они со Скай бродят по улицам, переходам и по кругу катаются в метро (а куда ещё пойдёшь, если денег в обрез?). Окрики работников вокзалов («Здесь нельзя спать!»), липкие взгляды незнакомцев, вор, стащивший кошелёк, — всё складывается в будничную и очень щемящую картину. Здесь нет надрыва и кричащего социального посыла. Режиссёрка предпочитает фиксировать жизнь. И это расскажет не меньше — о травме, насилии, сестринстве и независимости.

«Четыре месяца, три недели и два дня» (2007)

Режиссёр: Кристиан Мунджиу

Румыния, 1987 год, на дворе — коммунистический режим диктатора Чаушеску. Власть строго контролирует тела людей. Семьи без детей выплачивают специальный налог, а прерывание беременности считается преступлением. Студентке Габите предстоит нелегальный аборт. Соседка по общежитию Отилия устраивает ей встречу с предприимчивым санитаром Бебе. Подруги собирают деньги: санитар запрашивает заоблачную для них сумму. Процедура должна состояться в номере дешёвой гостиницы.

«Четыре месяца, три недели и два дня» не зря сравнивают с культовым позднесоветским фильмом «Курьер». И там и там коммунизм доживает свои последние дни. Молодые герои видят, во что он превратил общество, и им это совсем не нравится.

Фильм Мунджиу — не столько об опыте, через который проходили сотни тысяч женщин. Он о насилии в целом. О невыносимой жизни в тисках тоталитарной системы. И о том, что система делает с людьми. Кто-то превращается в циника и начинает искать свою выгоду — как наладивший подпольный бизнес Бебе. А кто-то пытается сопротивляться и борется за себя — как Габита и Отилия. Они полны мрачного оптимизма, ведь отступать им некуда.

В 2007 году картина получила главный приз на Каннском кинофестивале — большая редкость для малобюджетного авторского фильма. Так мир узнал о «новой волне» румынского кино — жёсткого, социального и очень реалистичного.

«Вера Дрейк» (2004)

Режиссёр: Майк Ли

1950-е, Англия, полуголодное послевоенное время. Аборты вне закона. Вера — горничная в состоятельных домах, у неё простая рабочая семья. Ни муж, ни двое взрослых детей не знают, что у героини есть ещё одна работа. Она помогает женщинам прерывать беременность. Денег за это Вера не берёт, хотя живёт очень скромно и ухаживает за престарелой матерью. Однажды одна из девушек едва не умирает, и Вере грозит тюрьма.

«Вера Дрейк» собрала целый урожай наград и номинаций — от «Золотого льва» в Венеции до «Золотого глобуса». Критики хвалили картину за гуманизм: Вера — пример бескорыстия и эмпатии. Она бедна и прекрасно понимает, как отчаянно нуждаются в помощи такие же, как она. И не только в практической. «Не беспокойся, ты будешь в порядке, дорогая», — говорит она подопечным. Тем, кто порой за всю жизнь не слышал доброго слова.

Помимо маленькой истории большого человека, это ещё и умное социальное кино. Зрителю придётся задаваться вопросами — насколько справедливо отнёсся суд к простой рабочей женщине? Был бы приговор таким же суровым, будь на неё месте женщина из среднего класса?

«Дитя» (2005)

Режиссёры: Люк Дарденн, Жан-Пьер Дарденн

Соне восемнадцать лет, а её бойфренду Бруно — двадцать. У обоих — неблагополучное прошлое и очень бедное настоящее. И всё-таки, узнав о беременности Сони, они решают стать родителями. При этом взрослыми герои себя не чувствуют. Они дурачатся, ходят на тусовки и не думают о будущем. «Работа — это для дураков», — заявляет Бруно. Он предпочитает зарабатывать мелким мошенничеством. Но прокормить семью из трёх человек оказывается сложно. Тогда герой втайне от Сони совершает немыслимое — продаёт сына на чёрном рынке усыновлений. Этот поступок рушит их отношения с возлюбленной. Осознав ошибку, Бруно выкупает ребёнка обратно. Но Соня отказывается его прощать. 

Дарденны — признанные мастера «многослойного» кино. В «Дитя» кто-то разглядит социальную историю — критику общества, которому наплевать, как живут за чертой бедности. Кто-то — безумную историю любви. А кто-то вполне справедливо увидит в фильме почти христианский сюжет о раскаянии. При этом режиссёры не настаивают ни на одной из трактовок и предлагают каждому выбрать свою.

«Племя» (2014)

Режиссёр: Мирослав Слабошпицкий

Сергей попадает в интернат для слабослышащих, где ему предстоит закончить 11-й класс. Обстановка здесь — что-то среднее между колонией и детским домом. Внутри интерната действует группировка, которая грабит окрестных жителей и заставляет воспитанниц заниматься проституцией. Чтобы выжить, Сергей пытается стать в банде своим. И внезапно влюбляется в Аню — одну из проституированных девушек. Всё «заработанное» на кражах он отдаёт ей — чтобы та занималась с ним сексом. Аня копит деньги, чтобы уехать из маленького провинциального городка в сказочную и недостижимую Италию. Но их приходится потратить на аборт.

«Племя» снято полностью на жестовом языке, а все главные роли сыграли глухие актёры. Тишина в кадре оглушает и не даёт забыть ни на секунду о том, как невыносима жизнь героев. Это жестокий построенный на иерархиях мир, в котором побеждает сильный. Иначе — смерть. Женщины в иерархии интерната стоят ниже всех. Их согласия никогда не спрашивают и даже явный отказ игнорируют. И это в порядке вещей. Как и буднично сделанный в ванной аборт — одна из самых тяжёлых сцен фильма. И став частью такой системы, трудно не потерять человечность. Именно это постепенно происходит с главным героем.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Алексей Сухарев стал ведущим бренд-стилистом Ozon
«Я не феминистка, я, вообще-то, умею готовить». Тиктокерша раскритиковала феминизм, не понимая его значения
Тональный кушон Dear Dahlia с SPF50+ для ровной и защищённой кожи
Съёмочная группа «Мегалополиса» обвинила Фрэнсиса Форда Копполу в харассменте
Комфорт и немного шика: 4 тренда обуви весны-лета — 2024
Риз Уизерспун раскрыла сюжет спин-оффа «Блондинки в законе»