Захватывающий сюжет о противостоянии тьмы и света и талантливый каст почти гарантируют, что фильм станет сверхпопулярным. Но «Голодные игры» показывают, что бывает по-другому. Объектом всеобщего почитания (или хейта), как это, к примеру, случилось с «Сумерками» и «Бегущим по лезвию», эта антиутопия о выживании в жестоком государстве так и не стала. Нам стало интересно, почему так вышло, — ведь, казалось бы, у «Голодных игр» есть и крутой продуманный мир, и героиня, которая не может не вдохновлять.
О чём франшиза «Голодные игры»
Франшиза основана на одноимённой тетралогии подростковых романов Сьюзен Коллинз. Действие разворачивается в недалёком постапокалиптическом будущем. Государство Панем поделено на двенадцать дистриктов, которыми железной рукой из столицы Капитолий управляет правительство.
Власти контролируют жителей с помощью Голодных Игр — ежегодных соревнований, в которых обязаны участвовать подростки от 12 до 18 лет. По правилам, от каждого дистрикта жребий выбирает по два человека — трибута, которые будут сражаться с другими трибутами. В живых останется только один — он и станет победителем. Игры служат напоминанием о бунте против правительства, подавленном больше семидесяти лет назад. Жестокое зрелище стало самым ожидаемым событием каждого сезона, которое, как популярное телешоу, смотрит вся страна.
В первой части шестнадцатилетняя Китнисс Эвердин с матерью и младшей сестрой живёт в самом бедном и отдалённом дистрикте 12. На очередных Играх Китнисс вызывается добровольцем вместо сестрёнки. Оставив дома семью и влюблённого в неё лучшего друга Гейла, героиня едет в Капитолий, чтобы пройти подготовку, а затем отправляется на арену битвы. Вместе с ней в схватке участвует ещё один трибут 12-го дистрикта Пит, который тоже неравнодушен к героине. Девушке претит мысль убивать других участников Игр, но она обещала близким вернуться. Чтобы не становиться убийцей, Китнисс обманывает установленные властями правила, и правительству это совсем не нравится. Однако жители Панема принимают попытку самовольно изменить игру с воодушевлением, и по стране прокатываются бунты. В последующих частях франшизы Капитолий угрожает героине и пытается сделать её рупором пропаганды, но в стране растёт движение сопротивления, и Китнисс суждено стать его символом и душой.
Что могло помешать «Голодным играм» стать культовыми
Культовыми считаются проекты, которые приобрели очень громкую славу — о них слышали и те, кто никогда не интересовался кино и, даже не смотрев, знает сюжет. Часто у таких историй есть внушительная армия фанатов и не менее большое количество хейтеров — равнодушным остаться невозможно. Массового «помешательства» на «Голодных играх» Im a new hunger games fan and I really love the story but it’s kind of sad I never see any hunger games fans like I would with Harry Potter, Percy jackson or even twilight / Reddit , как на прочих подростковых франшизах, не было — ажиотаж обошёл их стороной. «Игры» приобрели популярность и завоевали своих поклонников. Но культовыми не стали Why ‘The Hunger Games’ Vanished From The Pop Culture Conversation / Reddit , и в этом история уступает How Twilight's Popularity Derailed the Hunger Games Film Adaptations / CBR , к примеру, «сумеречной» саге.
Звёздного статуса «Бегущего по лезвию» «Играм» достичь не удалось. В отличие от «Игр», «Бегущего» превозносят Blade Runner 2049 review – a future classic / The Guardian критики и обстоятельно изучают The Blade Runner Experience. The Legacy of a Science Fiction Classic / De Gruyter academic publishing исследователи, обожают Jaw dropping and richly rewarding...well worth running with / IMDb и разбирают на мемы blade runner 2049 / 9GAG зрители. При этом мемы вышли за пределы фанатского сообщества. Например, картинку с героем Гослинга в крови и с заклеенным носом почти наверняка видели даже те, кто не смотрел фильм. «Игры» — более локальная история.
Слишком чётко прописанный главный персонаж
Парадоксально, но проблема персонажа Лоуренс в «Играх» — в том, что у неё есть характер. Он прописан очень чётко: Китнисс заявлена сильной и отважной, от неё не ждёшь сюрпризов. Её «коллега» из «Сумерек» — наоборот, характера лишена. По сути, у Беллы нет ни одной запоминающейся черты, и сложно наверняка сказать, что она за человек. Её персонаж универсален, поэтому ассоциировать себя с ним гораздо проще. То же самое касается Кея из «Бегущего по лезвию 2049». То немногое, что мы о нём знаем, никак не помогает понять сущность героя. При этом Кей был загадкой даже для самого себя. На его попытках выяснить, кто он — репликант или человек, построен весь фильм. Разумеется, с ним хочется себя соотносить.
Не самая комфортная история
«Сумерки» — идеальная история, за которой можно уютно провести время, Escapism is nothing to be ashamed of / Irish Independent выпав из реальности и погрузившись в мир вампирской кровавой вражды и вечной сказочной любви. Сага освобождена от разговоров на тяжёлые темы: о войнах, бедности, экологических катастрофах и государственных репрессиях. «Голодные Игры», наоборот, в реальность возвращают, и за ними комфортно провести время не выйдет. Как и все антиутопии, «Игры» напоминают зрителю о проблемах общества, в котором мы живём, — особенно если проблемы острые.
Эскапизм в «тёмные» времена становится естественной защитной реакцией. Например, в конце 1920-х США захватил сильнейший в истории экономический кризис, который позднее назвали Великой депрессией. В стране резко сократились доходы, начались невиданная безработица и массовые самоубийства. Именно в этот период американцы спасались Escapism / StudySmarter массовой культурой: запоем смотрели ромкомы, мюзиклы и мелодрамы — те, где сложностей реальной жизни не существовало. Это помогало забыться.
Неблестящая работа с визуалом и слишком простая философия
Самая частая претензия критиков к «Играм» — в том, что авторы поскупились на впечатляющую выразительную картинку. Составитель «Нового биографического словаря кино» Дэвид Томпсон сравнивает франшизу с экранизацией «Властелина колец» и утверждает David Thomson on Films: Why I Hate ‘The Hunger Games’ / The New Republic , что его создатели отлично поработали с декорациями — настоящими величественными пейзажами и лесными гущами очень в духе Толкина. В «Играх», считает Томпсон, этого нет и в помине. Зрителя ждёт тусклый, непримечательный и неправдоподобный ландшафт: в лесу, где происходит битва, почти нет животных, и он похож скорее на рощу, чем на мрачные тёмные заросли.
Аналогичным образом не особо убедительно выглядят эпизоды смертельных сражений. Это не мощные батальные сцены из «Властелина», а смазанные невыразительные кадры, почти все — крупным планом. «Нравится режиссёрам это или нет, но это история о том, как дети убивают друг друга, а если вы не хотите показывать насилие, то зачем вообще браться за проект?» — недоумевает David Thomson on Films: Why I Hate ‘The Hunger Games’ / The New Republic Томпсон. Джастин Чанг из Vanity Fair тоже обращает внимание The Hunger Games / Variety на «бедные» визуальные решения, хотя частично оправдывает их низким возрастным рейтингом фильмов.
В признанном классикой «Бегущем по лезвию», как и в «Голодных играх», мало эффектных сцен битвы, но визуальная часть от этого не страдает. «Здесь безупречно создали этот бесконечно сумрачный постапокалиптический мир с серыми пейзажами, убежищами и выжженными радиационным сияниям пустошами», — пишет Blade Runner 2049 review – a future classic / The Guardian кинокритик The Guardian Марк Кермод. А ещё в «Бегущем» не только рассуждают о контроле над обществом, но и берутся за более тонкие материи. Например, задаются вопросом о том, что значит быть человеком. «Что такое чувствовать?» — спрашивает главный герой. «Игры» работают с философией попроще и говорят о любви и самоотверженности — причём достаточно скромным киноязыком. Поэтому на статус шедевра претендовать не могут.
Почему «Голодные игры» полюбились зрителям
Сильная литературная основа
Фильмы могут похвастаться зрительским успехом. Четыре картины собрали Box Office History for Hunger Games Movies / The Numbers в прокате чуть менее трёх миллиардов долларов, а киносайты пестрели положительными отзывами. Пользователи называли The Hunger Games. User Reviews / IMDb историю «живой, захватывающей, интригующей и острой» и аплодировали игре основного каста — Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс, Джоша Хатчерсона в роли Пита, сыгравшего наставника героев Вуди Харрельсона и Дональда Сазерленда в роли президента Панема Сноу. Критики хвалили «Игры» по этим же причинам и отмечали The Hunger Games / Variety точность экранизации (хотя и не считали фильмы выдающимися). А ещё говорили Happy Hunger Games: Young Love and Timeless Morality Overcome Fleeting Odds in Latest Rendition of Most Dangerous Game / Observer , что в ней есть всё, чтобы понравиться молодой аудитории: романтика, экшен, опасность, яркие злодеи, привлекательные главные персонажи и обязательная схватка добра со злом.
В успехе есть немалая заслуга литературного первоисточника Сьюзен Коллинз (кстати, сценарий написан при её участии). Серия книг разошлась YA Authors Reflect on the Impact of Suzanne Collins' 'The Hunger Games' / Shondaland мировым тиражом более 100 миллионов экземпляров, а права на перевод купили 54 страны. Крупные издания включали «Игры» в списки лучших бестселлеров CHILDREN'S BEST SELLERS: CHAPTER BOOKS: Sunday, November 2nd 2008 / The New York Times , создатели других популярных подростковых романов отдавали должное таланту писательницы. Например, авторка «сумеречной» саги Стефани Майер называла The Hunger Games by Suzanne Collins - review / The Guardian книги Коллинз «удивительными», а написавший фэнтези-серию «Перси Джексон» Рик Риордан настолько полюбил романы Коллинз, что советовал Rick’s Reading Recommendations / Rick Riordan их своим юным читателям.
Актуальная история о борьбе человека с системой
Сюжет «Голодных игр», как и других антиутопий, строится на противостоянии героя и системы, которая хочет его подавить. В этом история наследует популярным представителям жанра. Среди них — замятинский роман «Мы», где герой по имени Д-503 внезапно открывает в себе желание вырваться из-под контроля тоталитарного государства. Или, например, роман Оруэлла «1984», в котором главный персонаж работает на государственную пропаганду, искренне её ненавидя. Отчасти «Игры» перекликаются и с «Повелителем мух» Голдинга, где оказавшиеся на необитаемом острове дети, заигравшись во власть, убивают друг друга.
Придуманная правительством Панема система удивительно точно напоминает, как устроена любая репрессивная машина. Political Repression / Oxford Academic Её главная цель — контроль над обществом. И чтобы как-то его оправдать, людям Панема предлагают Игры. Это в буквальном смысле смертельное шоу — одновременно и развлечение, и идеальный инструмент контроля. Жуткие соревнования хорошо выполняют работу по расчеловечиванию. Власти намеренно стравливают участников — и вот уже трибуты видят друг в друге живую мишень, которую можно без колебаний убить. А когда большинство мишеней повержены, бывшие союзники превращаются во врагов. Видя это, президент Сноу потирает руки в своём дворце, параллельно перекрывая каналы связи между дистриктами — чтобы народ не вздумал устроить бунт. Сложно не заметить параллелей с тоталитарными политическими режимами прошлого и настоящего.
Особенно явно система Игр напоминает Германию 30–40-х. «Создатели подчеркнули „фашистскую“ политическую подоплёку истории», — пишет The Hunger Games: Film Review / The Hollywood Reporter критик The Hollywood Reporter Тодд Маккарти. Действительно, как и в нацистской Германии с её культом Health Nazis and the Cult of the Perfect Body: Some Polemical Observations / JSTOR сильного здорового тела, здесь воспевают физическую мощь: участники состязаются в ловкости, умении драться врукопашную, стрелять и лазить по деревьям. Отдельные сцены первой части франшизы и вовсе рифмуются с кадрами из «Олимпии» Лени Рифеншталь — вершины нацистского кино, фильма об Олимпийских играх 1936 года.
Как и в других, реальных, тоталитарных системах, в Панеме раскручивается маховик террора. Издевательски названные «миротворческими» войска расстреливают повстанцев, обсуждают публичные казни и пытают несогласных — так в одной из самых болезненных сцен всей франшизы измученный властями Пит на камеру признаёт свою «неправоту» и присягает Сноу. Насилие становится самым важным политическим инструментом. А ещё единственным надёжным социальным лифтом: победа в Играх (то есть убийство всех остальных трибутов) приносит жителю Панема славу и богатство. Это происходит с ментором Китнисс и Пита Хеймитчем: однажды выиграв состязания, он приближается к государственной элите.
Разговор о неравенстве, бездумном отношении к природе и критика поп-культуры
Пусть в фильмах об экологии нет ни слова (хотя в книгах Коллинз Китнисс напрямую это проговаривает), очевидно: Панем пришёл The Hunger Games Trilogy: an Ecocritical Reading / ResearchGate к состоянию постапокалипсиса после череды войн и других рукотворных катастроф. В результате пострадали и человек, и природа. Жители дистриктов живут впроголодь и вынуждены нелегально охотиться, на карте страны почти нет зелёных островков, а городские пейзажи — угрюмое нагромождение небоскрёбов.
Кроме того, с первых кадров в «Играх» говорят о неравенстве. Пока президент вкусно ужинает в своём роскошном дворце, люди в дистриктах вынуждены заниматься опасным трудом в угольных шахтах и голодать. В то время как трибуты борются и умирают на арене, верхушка власти наблюдает за этим из своих богатых домов. Они спокойны за себя и за своих детей. Им точно не грозит участь попасть на бойню: это удел простых панемцев.
Ещё один важный заложенный в историю смысл — критика современной развлекательной поп-культуры. Часть сцен пародирует бесчисленные вечерние шоу с преувеличенно пустыми разговорами, неискренним смехом и придуманными на потеху публике байками — всё ради зрелища. Насилие в мире Панема тоже превращается в зрелище, и его антураж очень похож на гладиаторские бои: та же «арена», те же колесницы, и даже костюмы героев стилизованы под времена императора Нерона. Зрители с жадностью смотрят, как участники Игр убивают друг друга, обсуждают и делают ставки на фаворитов. Прозрачный намёк, что это снижает Violence in the media: Psychologists study potential harmful effects / American Psychological Association чувствительность к жестокости и постепенно делает насилие нормой.
Героиня, которая бунтует против правил
Китнисс олицетворяет борьбу с этой построенной на насилии системой. Она отважна — и дело не только в том, что, участвуя в Играх, героиня хочет спасти семью. Девушка росла со знанием того, как несправедливо устроено общество: её отец погиб, работая в шахте, а сама она вместе с оставшимися в живых родными едва сводила концы с концами. Китнисс прекрасно понимала, кто в этом виноват, и готова была рискнуть собой — ради свободы людей Панема.
При этом авторы не идеализируют героиню: её не назовёшь милой или приятной в общении. Она колкая, язвительная и, по собственному признанию, «не умеет нравиться людям». А главное, Китнисс не чужды сомнения. Выиграв состязания, девушка вынуждена ехать в тур победителя, но говорить заготовленные речи с трибуны и изображать роман с Питом ей не по душе. Китнисс чувствует ответственность перед простыми панемцами, мучится угрызениями совести и ищет, как им помочь, не навредив своей семье. Эти качества заставляют сопереживать придуманному персонажу, ведь сомневаться и бояться — это очень по-человечески.
Захватывающий микс антиутопии, мелодрамы и приключений
«Голодные Игры» цепляют жанровым разнообразием. Хотя в основе истории лежит антиутопия, здесь полно вкраплений других жанров. Китнисс разрывается между двумя парнями, к которым испытывает чувства, — без элемента романтики смотреть «Игры» было бы не так интересно. А ещё история — вполне себе драма взросления. Героине пришлось очень быстро вырасти, принимать сложные решения и попутно разбираться со своими влюблённостями. И конечно, не обошлось без экшена, приключений и политических интриг — кровавых схваток героев с другими трибутами, сражений повстанцев и «миротворцев» и дворцовых переворотов. Этот микс даёт пищу для ума, остроту, эмоциональность и накал страстей — всё то, что очень привлекает зрителя.