31 марта исполнилось 25 лет первой части франшизы «Матрица». В честь юбилея фильма издание People поделилось The Matrix at 25: All the Stars Who Rejected Roles and More Facts About the Action Classic / People интересными фактами о создании этой знаковой картины сестёр Ланы и Лилли Вачовски. Например, оказалось, что прототипом Нео стал герой комикса, придуманного Вачовски, а из-за Сандры Буллок его чуть не сделали женщиной. Делимся любопытными фактам о создании культового фильма и объясняем, почему герой Киану Ривза — антипод токсично маскулинным героям.
- Первые наброски к «Матрице» Вачовски сделали в 1993 году, когда работали в издательстве Razorline, выпускающем комиксы. Лана и Лилли поработали над Ectokid / «Эктокидом» — серией комиксов о супергероях. Для него они придумали персонажа по имени Декстер Мунго, который мог свободно путешествовать по миру мёртвых, оставив при этом своё физическое тело в мире живых.
- Первая версия сценария «Матрицы» была завершена к 1994 году. После этого он переписывался больше 10 раз. Сёстры Вачовски заполняли блокнот своими идеями, из которых складывался сюжет будущего фильма. При написании сценария Лилли и Лана вдохновлялись поэмой Гомера «Одиссея», произведения Уильяма Гибсона и Филипа К. Дика, аниме, научно-фантастическими фильмами, философскими трактатами и так далее. А чтобы потом продать сценарий голливудским студиям, Вачовски преобразили текст в 600-страничный комикс, в котором детально описали каждую сцену.
- Киану Ривз был последним в списке актёров, которых рассматривали на роль Нео. Изначально Вачовски видели в этом образе Джонни Деппа, но с ним не хотела работать студия Warner Bros. В итоге на эту роль рассматривали Брэда Питта, Вэла Килмера, Николаса Кейджа, Уилла Смита и Леонардо Ди Каприо. Однако все они в итоге отказались, и образ Нео на экране воплотил Киану Ривз.
- На роль Тринити претендовали Сандра Буллок, Сальма Хайек, Рози Перес, Джада Пинкетт-Смит и певица Джанет Джексон. Причём ради Сандры Буллок продюсеры были готовы изменить сюжет фильма и сделать Нео женщиной. Но Сандру сценарий не заинтересовал, и продюсеры не стали ничего в нём менять. На роль Тринити они утвердили Керри-Энн Мосс.
- Для съёмки сцены, в которой Нео уклоняется от пуль, понадобилось 99 камер, 750 тысяч долларов и два года работы. По словам Ланы Вачовски, все постоянно спрашивали у неё и сестры, как они вообще собираются это снять. Режиссёры же просто продолжали работать над этим.
- У зелёного текстового кода, который появляется в начале фильма, есть «вкусный» секрет. Этот специальный шрифт разработал Саймон Уайтли. Код включал в себя японские иероглифы, арабские цифры и буквы западной латиницы. В одном из интервью Уайтли признался, что при создании кода вдохновлялся японской кулинарной книгой своей жены.
People пишет, что у сестёр Вачовски получилось создать вневременной фильм, который будут продолжать смотреть и исследовать новые поколения зрителей. Кинообозревательница «Горящей Избы» Саша Подольникова считает, что «Матрица» навсегда вошла в культуру сразу по нескольким причинам.
Думаю, «Матрица» навсегда вошла в культуру по нескольким причинам. Во-первых, она появилась в конце 90-х, когда только и разговоров было что о виртуальной реальности. Интернет развивался, всех безумно интересовало, куда он приведёт человечество. Во-вторых, это очень постмодернистское кино. Можно сказать, «Матрица» вывела постмодернистскую теорию в массы. Благодаря фильму мир так увлёкся этой идеей: а что если наша реальность не то, что кажется? Что, если она всего лишь сумма наших заблуждений? И если это так, то какая она, эта реальность? С «Матрицы» началась плеяда фильмов, которые как бы говорили: никакой объективной реальности нет, смиритесь. В этом смысле её влияние заметно в самых разных картинах — от «Ванильного неба» до «Первому игроку приготовиться».
Забавно, что и сама по себе «Матрица» как история буквально состоит из отсылок к мировой культуре (разного уровня сложности). Здесь и супергеройские нарративы, и французская философия, и немецкий киноэкспрессионизм 20-х, и античная драма. По сути — это такая большая мозаика из готовых элементов, которые зритель волен расставить как хочется. В общем, с какой стороны ни посмотри, «Матрица» — воплощение постмодернизма.
Ну и конечно, благодаря «Матрице» в мейнстримное кино вошла мода на замедленную съёмку и качественные спецэффекты. В Голливуде окончательно поняли: тщательная разработка визуала окупается. Даже в 2024 году визуальные эффекты в фильме выглядят достойно.
А ещё герой Киану Ривза — своеобразный антипод токсично маскулинным героям. Вместе с персонажем Ди Каприо в «Титанике» он потихоньку приучил зрителя к мысли, что мужчине на экране не обязательно всю дорогу быть сильным и побеждать. Помните сцену, где Тринити целует лежащего при смерти Нео и оживляет его? Думаю, она отлично показывает этот сдвиг гендерных ролей. «Матрица» высказывает интересную и свежую для того времени мысль: женщина может быть сильной и решительной, а мужчина — слабым и уязвимым.
Напомним, в оригинальную кинофраншизу «Матрица» вошли четыре фильма. Релиз последней части «Матрица: Воскрешение» состоялся в 2021 году.