Эти девушки решаются на смелые эксперименты и преодолевают свои страхи через перформансы — возможно, вы слышали про погребение заживо Оли Кройтер или отказ от контроля за своим телом Кати Бондарь. Некоторых художниц можно увидеть в эти выходные на фестивале современного искусства EverArt Weekend.
Оля Кройтор
Оля — художник-перформансист. В своих представлениях девушка погружает себя в стрессовые ситуации: целый час проводит примотанной к дереву полиэтиленом на уровне выше человеческого роста («Кокон», 2016), на протяжении девяти дней по пять часов вытирает пол своими волосами за посетителями государственной галереи на Солянке («Очищение», 2011), несколько часов лежит погребённая заживо в стеклянном гробу («Без названия», 2020). Оля говорит, что через перформансы переосмысляет и преодолевает страхи и каждый раз ощущает себя новым человеком.
Самый известный перформанс Оли, за который она получила премию Кандинского (одну из главных наград в области современного искусства) — «Точка опоры». Во время него девушка несколько часов простояла на четырёхметровом деревянном столбе. Это символизировало попытки найти точку опоры в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Юлия Иосильзон
Своей живописью Юлия призывает проще относиться к жизни, больше мечтать и не бояться делать. Девушка вдохновляется жизненными мелочами, которые заставляют улыбаться — например, мамиными сырниками. Её работы немного похожи на детские иллюстрации: среди героев её картин можно даже разглядеть персонажей мультфильма «Ну, погоди!».
Помимо живописи Юлия занимается шелкографией, фотографией и режиссурой. По её словам, искусство — это её жизнь: что бы она ни делала, в какую сферу бы ни подалась, всё так или иначе связано с искусством.
Катя Бондарь
Катя общается с аудиторией через язык тела: девушка с детства занималась танцами, затем начала изучать перформативное искусство. По словам Кати, искусство для неё — возможность рассказать правду. В своих перформансах она затрагивает темы, которые волнуют лично её. А волнует её многое: сны, социализация, культура потребления, политика, место современного человека в мире.
Один из самых известных перформансов, в которых Катя принимала участие, — MY-BODY-IS-YOUR-BODY. Девушка отдала своё тело в распоряжение аудитории: пользователи через специальную программу транслировали Кате команды, которые она должна была выполнять.
Апполинария Броше
Апполинария создаёт скульптуры из металла, дерева, глины, черпая вдохновение из русской культуры, литературы и сказок. Свою первую скульптуру — берёзу с человеческими глазами — Апполинария создала, увидев в городе Берёзки в Пермском крае очень странный, по её словам, берёзовый лес — голые стволы без веток с зарубками, напоминающими глаза.
В творчестве Броше часто встречается мотив детства, и в её работах как будто есть какое-то волшебство. Между тем девушка вкладывает в скульптуры серьёзный подтекст, акцентируя внимания на проблемах окружающей среды.
Вика Кошелева
Вика родилась в семье художников и рисует чуть ли не с младенчества. Своему стилю в изобразительном искусстве она придумала название сама — «киберэкспрессионизм». Её работы выставлялись в Третьяковской галерее, галерее «Триумф», на международном фестивале искусств в городе Маскат и Cite Des Arts в Париже.
По рассказам Вики, она вдохновляется культурными процессами, которые происходят в обществе, городами, в которых живёт, и людьми, особенно женщинами самых разных характеров и типажей.
Ксения Драныш
Ксения позиционирует себя не только как художницу: ей нравятся различные виды искусства и она использует их как инструменты в зависимости от настроения. Девушка пишет картины, делает скульптуры, снимает видеоперформансы, придумывает одежду, а иногда участвует в съёмках в качестве модели.
В 2014 году Ксения запустила фэшн-проект DURDONA, в котором выпускает одежду и аксессуары. Под именем DURDONA Ксения создала коллекцию цветных шуб из искусственного меха, коллекцию шёлковых платков и платье-манифест с изображением женщин, которые её вдохновляют.
Устина Яковлева
В своих работах Устина совмещает современное и народное искусство. В арт-объектах она использует декоративно-прикладные техники (вышивание, плетение, ткачество) и создаёт абстрактные пейзажи и морских существ. Гигантские медузы, созданные Устиной вручную, имели большой успех на биеннале современного искусства в Екатеринбурге в 2019 году.
Lisokot (Варя Павлова)
Перформансы Вари Lisokot вдохновлены фольклором, советским наследием и детскими воспоминаниями. Главный инструмент девушки — голос: в 2016 году она выпустила дебютный альбом «Туман», где в большинстве произведений нет никакого звукового сопровождения, кроме её голоса.
Варя создаёт басни, в которых пытается переосмыслить песенное наследие Советского Союза. С помощью костюмов, масок и декораций девушка устраивает перформансы, которые называет «подготовленной импровизацией»: у неё есть схематичный сценарий с логичной структурой, но всё, чем она его заполняет, происходит под влиянием момента.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.