Ещё при объявлении актёрского состава «Русалочка» вызвала общественный резонанс — многих возмутило, что на главную роль утвердили темнокожую актрису, в то время как образ Ариэль прочно ассоциируется с красноволосой светлокожей девушкой. Создатели таким образом хотели адаптировать картину под новые реалии. Журналистка и читательница «Избы» Анастасия Василаки посмотрела фильм и рассказывает, удалось ли им это сделать.
Атмосфера в новой «Русалочке»
Действие фильма в отличие от оригинальной сказки разворачиваются не в Дании, а на пёстрых Карибских островах. Композиционно его можно разделить на две части — жизнь Ариэль в подводном мире и в мире людей. Что примечательно, вторая часть оказалась более яркой и красочной.
В мультфильме 1989 года Disney показал впечатляющий, сказочный подводный мир. Режиссёр Роб Маршалл же сделал его более мрачным, населив зубастыми рыбами и создав ощущение недружелюбной атмосферы. Он решил подойти более реалистично к представлениям о морском дне — показал тёмное царство, откуда и хочет сбежать Ариэль.
Единственная яркая сцена — момент, когда краб Себастьян поёт о ценности и красоте подводного мира. В кадре — медузы, косяки рыб, кораллы… Возникает ощущение, что именно здесь и сконцентрировали все возможности компьютерной графики. Другие сцены такой красочностью не отличаются.
Роб Маршалл опытен в создании мюзиклов. Под его авторством вышли «Мэри Поппинс возвращается», «Чем дальше в лес», «Энни». Так что «Русалочку» можно похвалить за музыкальную составляющую — картина изобилует драматичными песнями. Проникновенный вокал Холли Бейли — несомненно сильная сторона.
Музыкальной особенностью также становится рэп-партия птицы Скаттл, подруги Ариэль. Она выбивается из общего музыкального ряда и создаёт эффект неожиданности, но впечатление совсем не портит.
Герои новой «Русалочки»
Ариэль смотрит на мир людей, каждый раз удивляясь всему, что видит. Кого-то из зрителей может очаровать её лёгкая наивность. Кого-то, наоборот, — напрячь постоянная растерянность в глазах. В целом актёрскую игру Холли Бейли можно назвать нейтральной. Она пытается передавать эмоции глазами, но почти никак не задействует тело, а мимика кажется как будто неживой. Из-за этого невозможно поверить в историю на сто процентов. Её реабилитируют сцены сильных эмоциональных переживаний — моменты, когда судьба героини кардинально переворачивается или близка к разрушению.
Возможно, Холли Бейли просто потерялась на фоне Мелиссы Маккарти в роли Урсулы и Хавьера Бардема, играющего Тритона. Бардем всего одним взглядом способен показать истинную ярость, всепоглощающую вину и волнение за судьбу дочери.
Урсула Маккарти — это воплощение харизмы и разрушительной силы. В новой версии она обретает статус тёти Ариэль. Её действиями руководит жажда мести. В героине впечатляет всё: от щупалец, постоянно находящихся в движении, до саркастических шуток, на которых, кажется, держится весь фильм. Создатели поработали и над её логовом: скелеты врагов, светящиеся склянки с зельями, пылающий огонь и вечно мельтешащие подручные…
Это яркий контраст с тёмной и пустынной пещерой Тритона, в которой обитает только он и Себастьян. Лишь один раз к нему всего на пару секунд заглядывает слуга. Нет источников света, нет и ярких акцентов. Этим подчёркивается одиночество героя. Понятно, почему ему так сложно отпустить от себя Ариэль — единственную из дочерей, которая находится рядом.
Двоякое впечатление вызывает анимация любимых героев — Себастьяна и Флаундера. Персонажи несомненно обладают характерами, но их воплощение заставляет задуматься, не было ли других вариантов перенести персонажей в 3D. Себастьяну добавили глаза-антенки, а Флаундера сделали плоским. Органично выглядит только чайка Скаттл.
Любовная линия в новой «Русалочке»
В отличие от мультфильма, в фильме больше раскрывается предыстория Эрика. Он оказывается зависимым от решений своей приёмной матери, королевы Карибских островов. Хотя ему велят поддерживать статус принца, его душа стремится в море, к приключениям. Он не хочет отрекаться от будущего престола, но видит себя человеком мира. Эрик чувствует: будущее — в налаживании связей. Эти взгляды и очаровывают Ариэль, когда она слышит его разговор на корабле. Как и она, Эрик мечтает о свободе, познании мира и путешествиях.
Развитию отношений героев в новой «Русалочке» уделяется больше времени. Они вместе катаются на лошадях, танцуют, смотрят на звёзды. У них больше взаимодействий, и химия выглядит искренне и естественно.
Станет ли новая «Русалочка» хитом
Остаётся загадкой, на какую аудиторию ориентирован ремейк. Внимание маленьких детей не удержат тёмные морские воды и странная графика водных обитателей. Более взрослым не хватит юмора и сильной актёрской игры.
Если рассматривать фильм как попытку внести значительные перемены в образы любимых героев, то фильм удачен. Однако экранизация будто не попадает в запросы тех, кто хотел бы поностальгировать по любимой истории: новая Ариэль способна очаровать, но влюбить в себя — немногих. Но и совершенно новой трактовкой фильм назвать не получается. Канва сюжета осталась той же. Изменения минимальны — проработаны причины действий героев и некоторый бэкграунд.
«Русалочка» радует расовым разнообразием. Помимо главной героини, зритель видит темнокожую королеву — приёмную мать принца. Сёстры Ариэль разных рас и национальностей. Это неотъемлемая часть развития современности — сейчас общество волнуют новые проблемы, о которых раньше говорить было не принято. Вопрос в том, что именно закладывал режиссёр в такое расовое разнообразие. Была ли это задумка показать, что цвет кожи героев никак не влияет на сюжет? Или же проблема как раз в том, что вписаны такие яркие примеры немного грубовато?
Не все зрители оценили перемены в сюжете. В Китае и Южной Корее картина провалилась. И всё же важно помнить, что оригинальный мультфильм Disney никуда не исчезнет с появлением новой адаптации. При желании «Русалочку»-2023 можно рассматривать как альтернативную историю всем известного сюжета. Судя по тому, как хорошо фильм приняли в США, можно сказать, что в будущем нас ждёт ещё больше интерпретаций привычных историй.