В США поисковик Google под видом клиник для абортов выдаёт рекламу кризисных центров беременности. Причём чаще такую рекламу видят американки с низким доходом. К такому выводу пришли эксперты Tech Transparency Project (TTP) в своём исследовании. Они считают, что Google делает это специально. Об этом сообщает The Guardian.
TTP решили проверить Google на добросовестность и создали фейковые аккаунты для жительниц Атланты (Джорджия), Майами (Флорида) и Финикса (Аризона). В профилях они указали низкий, средний и высокий уровни дохода. После они вводили запросы «клиника аборта рядом со мной» или «я хочу сделать аборт».
В Финиксе 56% рекламы, которую видели женщины с низким доходом, вели к ложным клиникам для абортов. При этом аккаунтам со средним уровнем заработка по такому же поисковому запросу попадался 41% таких клиник, а профилям с высоким доходом — 7%.
Сходный результат был и в Атланте. Женщинам с низким доходом показали 42% такой рекламы, а со средним и высоким — 18 и 29%.
В Майами итоги были обратными. Женщины с высоким доходом чаще других видели ложную рекламу. Исследователи не могут точно объяснить, почему результат оказался иным. Но предполагают, что это связано с особенностями правил проведения абортов в разных штатах. Так, в Аризоне и Флориде прервать беременность можно вплоть до 15-й недели, а в Джорджии — не позднее 6-й. Причём в Аризоне больше ограничений на 15-недельный срок, чем во Флориде.
Директорка TTP Кэти Пол считает, что такая политика может привести к плохим последствиям для женщин с низким доходом.
«Выдавая ложную рекламу женщинам с низким доходом, Google может помешать им найти настоящую клинику для абортов, чтобы безопасно и легально прервать беременность. Временное окно [когда можно сделать аборт] для некоторых из этих штатов критическое».
Кэти Пол
Кризисные центры для беременных помогают женщинам покупать подгузники и предоставляют бесплатные тесты на беременность. Однако, помимо этого, они также стараются убедить их сохранить плод. Для этого они прибегают к сомнительным тактикам: выдают себя за клиники абортов, отказывают женщинам выдать тесты, рекламируют ненадёжные исследования о влиянии абортов.
Исследование, опубликованное в «Международном журнале женского здоровья», показало, что кризисные центры нацелены именно на девушек с низким доходом. Это связано с тем, что у таких женщин нет возможности поехать в другие штаты, чтобы сделать аборт.
О том, что Google выдаёт рекламу ложных «клиник для аборта», стало известно в 2022 году после расследования того же TTP. Впоследствии сенатор от Вирджинии Марк Уорнер и представительница от Мичигана Элисса Слоткин дважды писали в компанию. Они призывали Google прекратить направлять желающих сделать аборт в такие кризисные центры.
В ответ компания пообещала маркировать ложные клиники, однако так этого и не сделала, показало исследование TTP.
«В ноябре мы отправили второе письмо, поскольку Google по-прежнему не отмечала вводящую в заблуждение рекламу. Несмотря на это и на обещание показывать только настоящие клиники аборта по таким запросам, исследование TTP доказывает, что нужно продолжать работать над этим».
Элисса Слоткин
В Google согласились прокомментировать ситуацию анонимно. Представитель компании сказал, что они не разрешают рекламодателям намеренно настраивать таргет на малообеспеченные группы. Кроме того, по его словам, в Google есть строгие правила использования местоположения для показа рекламы.
«Важно, чтобы люди, которые ищут ресурсы, связанные с абортами, знали, какие услуги на самом деле предоставляет рекламодатель. Поэтому мы требуем, чтобы любая организация, которая хочет попадать в запросы, связанные с абортом, была сертифицирована и чётко сообщала, предлагает она аборты или нет. В прошлом году мы обновили эту информацию, чтобы сделать её доступной для пользователей».
представитель Google