2024 год запомнится ужастиками, которые обсуждали на каждом углу. Зрители сочувствовали героине Деми Мур в «Субстанции» и до чёртиков пугались персонажа Николаса Кейджа в «Собирателе душ». Собрали неочевидные свежие хорроры, которые тоже стоят вашего внимания. В программе — лав-стори девушки-аутсайдера и восставшего из мёртвых парня, ток-шоу с нечистой силой, история о женщинах-птицах и не только.
«Я видел свечение телевизора»
Режиссёрка: Джейн Шёнбрун
Подросток Оуэн проводит свои дни в одиночестве. Друзей в школе у него нет. Однажды он знакомится с нелюдимой Мэдди, девушкой на два года старше. Та показывает ему любительский сериал «Розовое облако», на который парень быстро подсаживается. Главные героини шоу борются с суперзлодеем, который может искажать пространство и время. Когда Мэдди бесследно исчезает, сериал отменяют, а жизнь Оуэна рушится. Годы спустя он всё ещё живёт в родительском доме, работает в местном кинотеатре и страдает депрессией. Мэдди возвращается и рассказывает, что провела всё это время внутри «Розового облака».
Небанальная история с настойчивыми вайбами «Твин Пикса» пополам с «Очень странными делами». Пугающая в своей неоново-фиолетовой эстетике, заигрывающая с темами параллельных реальностей и зыбкости любых границ — границ гендера, собственной личности, экранных образов, которые вторгаются в нашу жизнь. Внимания картина явно недополучила, а жаль: она вполне может претендовать на звание главного инди-релиза года.
«Еретик»
Режиссёры: Скот Бек, Брайан Вудс
Две сестры-мормонки Барнс и Пакстон обходят маленький американский городок, чтобы привлечь горожан в свою церковь. После череды неудач девушки заходят в скромный домик на холме. Хозяин мистер Рид любезно приглашает зайти, из кухни гостеприимно пахнет черничным пирогом. Сейчас Рид позовёт супругу, она тоже будет рада побеседовать с сёстрами о Боге... Только оказывается, никакой супруги нет. Телефоны перестают ловить сигнал, двери дома заблокированы. Хозяин дома начинает задавать героиням странные вопросы, чтобы узнать, насколько глубока их вера. А потом и вовсе заявляет: всё происходящее вокруг не более чем симуляция.
Истовых поклонников жанра фильм скорее разочарует: слишком в лоб нам рассказывают главную идею. Ни тебе красивых ритуалов, ни ёмких визуальных метафор (черничный пирог — метафора сомнительная). Хью Грант в роли Рида старательно объясняет заблудшим душам, что любая религия-де — инструмент влияния на людские умы. Объясняет изобретательно, в нужных моментах нагоняет страх, в нужных — веселит. Впрочем, весь антураж с домом, миссионерками и неизбежным убийством выглядит необязательным. Но посмотреть ради редкого амплуа и актёрского обаяния Гранта, камерной, почти клаустрофобной атмосферы — почему нет?
«Лиза Франкенштейн»
Режиссёрка: Зельда Уильямс
Старшеклассница Лиза переживает потерю матери, два года назад погибшей от рук убийцы. Отец героини снова женился, и падчерица с мачехой терпеть друг друга не могут. В довершение всех бед парень, в которого Лиза влюблена, смотрит на другую. А партнёр по лабораторным работам, наоборот, пристаёт. Девушка находит убежище на старом кладбище, читая там книги. Одна могила особенно её притягивает. Лиза заводит привычку поверять ей свои тайны. Однажды в надгробие ударяет молния, и обитатель выбирается наружу. Зомби молод, хорош собой и абсолютно нем. Лиза решает сделать из него идеального бойфренда. И заодно проучить тех, кто обошёлся с ней плохо.
Коул Спроус и Кэтрин Ньютон — дуэт, который был нам очень нужен, хотя мы об этом не знали. Уж очень хороши их молчаливый викторианский красавец и потерянная тинейджерка из 1980-х. Чёрный юмор, травма, любовь и месть — что ещё нужно для подросткового хоррора? По части мести история остроумна. Например, в одной сцен зомби отрезает обидчику Лизы пенис, чтобы забрать себе, и они с возлюбленной смогли заняться сексом. Такой вот Франкенштейн.
«Нежить»
Режиссёр: Крис Нэш
Болтаясь в лесу, компания друзей находит на старой пожарной вышке медальон и забирает себе. В этот момент в нескольких сотнях метров из-под земли восстаёт труп мужчины. Друзья снимают неподалёку домик и, сидя у костра, рассказывают страшилки. Один из них вспоминает связанную с местностью легенду. Лет семьдесят назад здесь погиб мальчик по имени Джонни. Лесорубы зло пошутили над ребёнком с ментальными особенностями, заманив его на вышку и пообещав мешок сокровищ. Джонни упал с вышки, и с тех пор его дух блуждает по округе, убивая людей. Поговаривают, тех лесорубов вот прикончил именно он. Друзья не знают, что Джонни уже рядом и хочет забрать свой медальон.
Слэшер для поклонников франшизы «Пятницы 13-е» о маньяке в хоккейной маске с небольшими, но приятными пасхалками оттуда. Правда, у нашего Джонни маска пожарного. До уровня приключений Джейсона Вурхиза, фильм, пожалуй, недотягивает. Не хватает полноценной истории, стоящей за жутким образом маньяка (хотя частично историю сняли практически субъективной камерой). Кое-где страдает сценарная логика. Всё остальное на месте — изощрённые убийства, кровь и тревожное ожидание, кто умрёт последним.
«Кукушка»
Режиссёр: Тильман Зингер
Семинадцатилетняя Гретчен вынужденно переезжает с отцом, мачехой и сестрёнкой в тихий альпийский городок. Отец девушки получил здесь крупный строительный контракт. В отеле, где она работает на ресепшене, с гостями происходят необъяснимые вещи. На ровном месте постояльцев тошнит и колотит от судорог. Гретчен настораживает странная незнакомка в капюшоне, которая бродит по холлу. Героиня встречает детектива, который утверждает: эта женщина замешана в убийстве. Вскоре выясняется, что фигура в капюшоне не человек, а гуманоид-«кукушка». Бизнес-партнёр отца Гретчен, Кёниг, занимается их разведением. К ним принадлежит и сестра Гретчен, да и саму её хотят превратить в «кукушку».
Эклектичный боди-хоррор почти в традициях автора великой «Мухи» Дэвида Кроненберга. Но там, где у Кроненберга насекомые, у Зингера птицы. Некая новая улучшенная раса женщин, которые приведут человечество к новым вершинам. По крайней мере, так считает герр Кёниг в убедительном исполнении Дэна Стивенса. Любопытно смотреть, как благородный Мэтью Кроули из «Аббатства Даунтон» превращается в персонажа, исповедующего чуть ли не нацистские идеи. Звезда «Эйфории» Хантер Шафер замечательна в роли женщины, которая от этих идей страдает. Сложно не разглядеть в их борьбе сопротивление репродуктивному насилию. Не о том ли надрывно воет кукушка?
«Полночь с дьяволом»
Режиссёры: Камерон и Колин Кэрнсы
В канун Хеллоуина 1977 года ведущий некогда популярного шоу «Ночные совы» Джек решается на эксперимент. Возможно, это поднимет рейтинги. Герой посвящает спецвыпуск сверхъестественным явлениям. Он зовёт в студию экстрасенса, бывшего фокусника, парапсихолога и девочку, выжившую после массового самоубийства сатанистов. Во время эфира Джек получает предостережение от умершей за год до этого жены, но съёмки не останавливает. Процесс идёт не по плану, и в кадре в прямом смысле начинает твориться чертовщина.
Лихая пародия на несколько американских шоу 1970-х разом, для верности снабжённая эффектом подглядывания. Братья Кэрнсы с любовью стилизуют картинку под нужное время и выписывают на экране образ неудачливого ведущего. Джек — трогательный, отчаянный и уязвимый герой, к которому легко «подключиться». И на сделку с нечистью идёт не от хорошей жизни. Впрочем, намекают режиссёры, что такое телевидение, если не попытка приручить дьявола?
«Эбигейл»
Режиссёры: Тайлер Джиллетт, Мэтт Беттинелли-Олпин
Шестеро бандитов похищают Эбигейл, дочь криминального авторитета, с расчётом на выкуп. Но отец с этим не спешит, и налётчики зависают в огромном особняке в ожидании куша. Тем временем ребёнок оказывается непростым. Эбигейл — наследница вампира, маленькая опасная убийца. Скоро героиня докажет это на практике, одного за другим устраняя похитителей. Но может быть, кому-то удастся уцелеть?
Смотрибельность фильма складывается из нескольких компонентов. Дэн Стивенс в роли нехорошего человека — бывшего копа, которого выгнали из органов за коррупцию. Прекрасная Алиша Вейр (всамделишная танцовщица!) в образе вампирёныша. Её Эбигейл страдала от родительского безразличия, и это толкнуло девочку на кривую дорожку. Наконец, хорошая работа со звуком и визуалом. Настолько, что хруст костей и хлюпание разорванного мяса в этой кровавой бане чувствуешь кожей. Основан фильм на ужастике «Дочь Дракулы» 1936 года. Правда, сходство у сюжетов очень приблизительное. В старой версии мы имеем дело со взрослой вампиршей-соблазнительницей, а здесь — с невинным с виду ангелочком. Что ж, у детей тоже бывают тёмные тайны.