По мнению Джарона Ланье — учёного в области биометрических и виртуальных технологий, кошки — идеальная ролевая модель для пользователей интернета.
Эти животные всегда отличались независимым характером даже по отношению к хозяевам. В то же время соцсети чаще пытаются сделать пользователей похожими на послушных собак, которые реагируют на контент, как на бесшумный свисток. В книге «10 аргументов удалить все свои аккаунты в социальных сетях» Джарон Ланье описывает, как новые способы коммуникации манипулируют нами и искажают реальность.
Аргумент первый: мы теряем свободу воли
Благодаря соцсетям информация и общение стали доступными как никогда. Но в такой открытости есть своя опасность. Нас досконально изучают через аккаунты и смартфоны. Каждую секунду, пишет Ланье, алгоритмы поглощают всю возможную информацию, и это не только поисковые запросы.
Алгоритм считывает, как быстро вы переключаете внимание с одних вещей на другие, какие выражения принимает ваше лицо, с какой скоростью вы читаете и что делаете, прежде чем решиться на покупку.
Изучая поведение пользователей, алгоритм корректирует условия показа рекламы не только для вас, но и для тысяч других людей, более или менее совпадающих с вами в привычках и предпочтениях.
Соцсети изменяют поведение пользователей для собственной выгоды, применяя метод кнута и пряника через социальное давление. Вы замечали, как радуетесь, когда получаете лайк или одобрительный комментарий под своим постом? В этот момент в организме происходит выброс дофамина — гормона радости, который порождают эти действия. Это наш «пряник».
Но чаще алгоритм воздействует на пользователей через отрицательные эмоции. Страх и гнев легче возникают и дольше сохраняются. Нам становится плохо, когда никто не замечает наш пост или новую фотографию. Мы боимся, что выглядим в глазах окружающих недостаточно крутыми и привлекательными. И этот страх — мощный инструмент влияния. Как итог, многие отказываются от своего мнения и видения мира, публикуя приемлемый для большинства контент.
Аргумент второй: нас превращают в моральных уродов
Одна из главных задач соцсетей — заставить пользователя проводить в них как можно больше времени. Для этого нужно взрастить зависимость от беспрерывного потребления контента и общественного внимания. Она делает людей беспокойными, их внимание сосредотачивается на том, как раздобыть больше лайков, подписок и других поощрений.
«Любопытная черта личности зависимого — то, что он начинает искать себе источник страданий, так как страдания — часть цикла расчесывания раны. Азартный игрок зависим не от выигрышей, а от игры, в которой у него больше шансов проиграться, чем обогатиться. Наркоман зависим не от кайфа, а от головокружительной разницы между эйфорией и ломкой»
В каждом из нас сидит внутренний тролль, считает Ланье. Онлайн-пространству легко выпустить его наружу. Зависимые от внимания уверены, что вынуждены себя так вести. А если вы не ругаетесь со всеми подряд в комментариях, то, возможно, тщательно следите за тем, чтобы у вас было больше подписчиков, чем подписок. И это тоже проявление агрессии, построенное на иллюзии, что статусным людям нельзя быть слишком дружелюбными.
Ланье сравнивает наше общение в соцсетях с поведением волков. По одиночке у нас больше свободы. Мы больше радуемся, самостоятельно думаем и импровизируем. Но в стае взаимодействие становится самым ценным, что есть в мире. Там мы одержимы иерархическими принципами: набрасываемся на слабых, строим глазки сильным, записываем равных в «свои» или во «враги».
Аргумент третий: удалить соцсети — лучший способ противостоять безумию
«Некоторые сравнивают соцсети с табачной индустрией. Мне больше нравится аналогия с краской, которая содержит свинец. Когда выяснилось, что свинец вреден, никто не заявил: „Дома больше не нужно перекрашивать“. Был принят новый стандарт, согласно которому краски не должны содержать свинца. Умные люди просто дождались появления в продаже более безопасных красок»
Писатель дал название алгоритму, который сейчас отравляет соцсети так же, как свинец в своё время краску, — ОБЛОМ, или «Одураченный Блогер Легко Обогащает Менеджера» (в оригинале на английском BUMMER — Behaviors of Users Modified, and Made Into an Empire for Rent). С его помощью просчитывают, как человек поведёт себя в определённой ситуации, и пытаются влиять на него.
ОБЛОМ состоит из нескольких компонентов:
- привлечение внимания, ведущее к превосходству моральных уродов;
- бесцеремонное вмешательство в жизни всех и каждого;
- агрессивное навязывание информации;
- максимально незаметное управление поведением людей;
- обогащение на том, что моральным уродам позволяют исподтишка обманывать людей;
- толпы фальшивок и общество обманщиков.
Каждая из составляющих этого алгоритма вносит вклад в общее безумие. По мнению Ланье, атмосфера онлайн-общения пропитана духом хамства. Чтобы добиться внимания аудитории в сети, многие ведут себя вызывающе. Их контент цепляет, его обсуждают.
Аргумент четвертый: мы начинаем сомневаться в правде
Вы покупаете товар по многочисленным положительным отзывам, но их оставляли несуществующие люди. Под видеозаписями на YouTube пишут фальшивые комментарии. Блогеры покупают накрутки на видеоролики или ботов для подписок, чтобы создать иллюзию популярности и авторитета. С каждым годом становится всё сложнее отличить реального человека от фальшивки.
Ещё серьёзнее проблема фейковых новостей. Не все проверяют источник информации. Кликбейтные заголовки и конспирологические теории играют на отрицательных эмоциях (всё те же страх или гнев). Паранойя — самый эффективный способ привлечь внимание.
«Я помню, как в детстве видел людей, искалеченных полиомиелитом. Те, кто сохранял способность ходить, были счастливчиками. А когда вы в последний раз видели человека, переболевшего полиомелитом? Вакцинация практически избавила нас от этой болезни. Это было лучшим изобретением человечества. Но я знаю образованных людей, которые отказались прививать детей, потому что прочитали, что это вызывает аутизм. Я пытался найти с этими родителями общий язык, и тогда они показывали мне свои ленты новостей в соцсетях с мемами, надуманными страшилками и кликбейтами»
Аргумент пятый: соцсети лишают ваши слова смысла
То, что вы говорите, не имеет смысла без контекста. Но вы не знаете контекста другого человека, а потому нет надёжных способов понять, как ваш контент будет выглядеть для него. Что бы вы ни сказали в своем аккаунте, алгоритм, фальшивки и реальные люди могут использовать это в абсолютно противоположном контексте.
В соцсетях вас начинает определять не имя, а число подписчиков, лайков, кликов и других цифр. Это напоминает фантастические антиутопии, когда человеку присваивают номер вместо имени.
Те, кто гонится за цифрами, стараются не рисковать и подавать контент так, чтобы алгоритм их заметил. От это зависят и СМИ. Новости пишут так, как нужно. А главная цель текста — повысить вовлеченность и привлечь рекламодателей. В итоге новости оценивают не по качеству информации, а по количеству просмотров.
Аргумент шестой: в нас убивают способность к сопереживанию
Люди во многом полагаются на социальное восприятие. Мы чутко отслеживаем реакции друг друга. Если окружающие беспокоятся, вы сами начнёте нервничать. Но если мы видим разное и живём в обособленном мире, то сигналы, отправленные друг другу, теряют смысл.
Алгоритм, поразивший соцсети, стал источником возникновения «информационных пузырей». Определенные каналы и паблики выдают определенную информацию. Основываясь на наших предпочтениях, алгоритмы решают, что нам увидеть и прочитать. А это значит, вы не знаете, что видят другие — для них программы генерируют другие результаты.
Из-за этого сложнее понимать другую точку зрения, потому что своя считается единственно верной. Других альтернатив алгоритм пользователю просто не показывает. По мнению Джарона Ланье, так он убивает способность людей к эмпатии.
Аргумент седьмой: нас делают несчастными
Помимо чувства разобщённости соцсети породили нерационально завышенные стандарты красоты и жёсткие требования к социальному статусу. Вы смотрите на идеальные профили блогеров, друзей и попадаете в иллюзию, что красивая и интересная жизнь есть у кого угодно, только не у вас. А процветание культа моральных уродов к тому же делает вас уязвимыми к нападкам троллей.
Интернет-среда становится токсичной. Вы попадаете в гонку за признанием, несмотря на то, что на самом деле вы никогда к этому не стремились. Кажется, что, получив его, можно избавиться от чувства несчастья и подавленности. Но на самом деле негативные эмоции только усугубляются.
«ОБЛОМ делает меня частью унизительного соревнования, в рамках которого меня постоянно судят и осуждают. Почему вы не выложили столько же классных фото, сколько ваш друг? Почему у вас меньше подписчиков?»
Возможно, вы меньше занимаетесь сексом, потому что листаете анкеты сайта знакомств и водите пальцем по экрану вместо того, чтобы ходить на свидания. Или проводите меньше времени с семьёй, потому что тратите его, стараясь показать в соцсетях, какая у вас замечательная семейная жизнь. А может, старательно ретушируете свою фигуру на фотографии для публикации в соцсетях, добавляя её к тысячам «идеальных» снимков.
Аргумент восьмой: соцсетям не выгодно наше экономическое достоинство
На заре интернета программисты, которые его создавали, мечтали сделать новое пространство доступным абсолютно для всех. Поэтому поисковики, социальные сети, энциклопедии стали бесплатными с момента запуска.
При этом оставался вопрос: как предпринимателям получать в интернете выгоду от своей деятельности? Решением стала бизнес-модель на основе рекламы. Компромисс, который должен был дать пользователям практически неограниченный доступ к любой информации в обмен за просмотр маленького рекламного ролика, со временем стал способом манипуляции.
Из-за этого возникла иллюзия, что алгоритм, которому Джарон Ланье дал название ОБЛОМ — единственный вариант. Никто не станет платить за использование соцсетей и поисковиков. При этом мы постоянно добровольно подписываем соглашения, которые сводятся к простой фразе: «Позвольте нам шпионить за вами, а вы получите бесплатные услуги».
Когда компаниям-владельцам соцсетей начнут платить пользователи, а не скрытые третьи лица, они станут действовать в интересах этих самых пользователей, считает Джарон Ланье.
«Мы не можем жить в обществе, где общение между двумя людьми возможно исключительно при финансировании третьим лицом, желающим ими манипулировать».
Аргумент девятый: соцсети исключают политическую конкуренцию
Соцсети стали манипулятивным инструментом на политической арене. В нужное время загадочные авторы наводняют ленты странными сообщениями о нарушениях, которые якобы совершила какая-то группа людей. И вот в интернете и за его пределами уже разворачивается травля.
В качестве примера Ланье привёл одну из глобальных социальных катастроф в отношении прав человека — положение народа рохинджа в Мьянме. Как оказалось, гонения и убийства рохинджа совпали с появлением в Facebook* и WhatsApp постов с ложными обвинениями и сообщениями о похищении детей. Посты стали вирусными, что вызвало волнения в некоторых регионах Индии.
«Через год после выборов в США обнаружилось, что Facebook* предлагал Клинтон и Трампу предоставить команду специалистов по работе с сайтом, которые помогли бы использовать платформу соцсети максимально эффективно. Предложение тогда приняли только сотрудники Трампа».
Алгоритмы социальных сетей изучают аккаунты политических идеалистов и систематизируют их причуды. Всё это происходит без каких-либо злых целей, пишет Ланье, просто система так запрограммирована. Но в итоге получается список идеалистов, которых можно атаковать «мусорными» постами. Из-за них идеалисты раздражаются, их способность общаться с людьми, которые не разделяют их взгляды, снижается.
Аргумент десятый: соцсети ненавидят вашу душу
Ритуал вступления в социальные сети — похороны свободы воли. Вы передаёте большинство своих прав некоей далёкой компании и её клиентам. И они будут решать, кого вам предлагать в друзья, чем интересоваться, и что делать. Вам приходится соглашаться с нелепыми конспирологическими теориями, чтобы избежать нападок троллей, придерживаться такого взгляда на мир, который учитывает группа людей, с которой вас уравняли алгоритмы. То, что вы считаете важным, может быть опровергнуто тем, что наберёт большее количество лайков.
Из-за влияния алгоритма социальные сети становятся новой формой религии. Они также требуют поклонения от адептов и выполнения определенных ритуалов, чтобы получить поощрение.
Алгоритм внушает, что без него не будет доступа в интернет, но это неправда, считает Ланье.
В апреле 2018 года Джарон Ланье выступил на конференции TED, где рассказал, как, по его мнению, нужно изменить интернет.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.