Смотреть
24 августа 2021

10 выдающихся режиссёрок ХХ века

Женщины, чьи работы меняли и развивали кинематографическое искусство.

Женщины в кинематографе были с самого начала. Они не только играли в кино, но и сами снимали фильмы. Женщины-режиссёры придумывали интересные технические решения для своих картин и использовали новаторские выразительные средства. Рассказываем про десять режиссёрок из Европы, США и России, фильмы которых стоит знать.

Алис Ги-Блаше

Француженка Алис Ги-Блаше считается первой женщиной-режиссёром в мировом кинематографе. В 1894 году она устроилась секретарём в парижскую компанию Gaumont, которая изначально занималась продажей оптического оборудования, а потом превратилась в киностудию. В 1896 году Алис сняла свой первый фильм — художественную короткометражку «Капустная фея». На тот момент ей было 28 лет. 

Она снимала во Франции для Gaumont, затем переехала в США, где основала собственную кинокомпанию Solax. Ги-Блаше была одной из первых, кто использовал в съёмке крупные планы и ручную камеру. Она работала в самых разных жанрах: от вестернов до комедий, сняла несколько боевиков с героинями женского пола, которые самостоятельно выполняли трюки. А в 1912 году Ги-Блаше сделала фильм «Дурак и его деньги», в котором впервые все актёры были афроамериканцами. Сегодня историки кино пишут, что Алис Ги-Блаше сняла от 600 до 1000 немых короткометражных фильмов.

В начале 1920-х годов кинокомпания Solax начала терпеть убытки, Алис пришлось вернуться во Францию. Однако найти место в киноиндустрии она уже не смогла, а заслуги перед компанией Gaumont быстро забылись

Что посмотреть

«Капустная фея» (1900)

«Жизнь Христа» (1906)

«Дурак и его деньги» (1912)

Лоис Уэбер

Лоис Уэбер была ведущей режиссёркой и сценаристкой в раннем Голливуде, однако начинала свою карьеру она как актриса. В 1905 году она впервые снялась в фильме кинокомпании Gaumont. Примерно в то же время она познакомилась с актёром Филлипсом Смолли, за которого позже вышла замуж. Вместе они начали пробовать себя в режиссуре. Первый немой короткометражный фильм Уэбер вышел в 1911 году. Уже к середине 1910-х годов Лоис Уэбер стала самой высокооплачиваемой режиссёркой студии Universal и снимала полнометражные часовые фильмы, продюсировала, писала сценарии и иногда снималась сама. А в 1916 она стала первой женщиной, принятой в Ассоциацию режиссёров.

Уэбер не боялась шокировать публику и цензоров, поэтому в картине «Лицемеры» впервые появилась обнажённая женщина. Хотя в основном она создавала художественные фильмы с социальной проблематикой: распространение наркотиков, смертная казнь, бедность. Уэбер не побоялась поднять вопрос контроля рождаемости и абортов в фильме «Где мои дети?». В Пенсильвании, родном штате режиссёрки, картину запретили к просмотру как неприличную. Но в других штатах ленту показали, и она стала самым прибыльным проектом студии Universal за 1916 год.

Однако в 20-е годы зрители стали меньше смотреть социально ориентированные фильмы. И уже в 30-е годы Уэбер работала в Universal лишь как сценаристка. 

Что посмотреть

«Саспенс» (1913)

«Лицемеры» (1915)

«Где мои дети?» (1916)

Дороти Арзнер

Арзнер начала работать в Голливуде в начале 1920-х годов: сначала была стенографисткой, потом писала сценарии. Затем довольно быстро она стала монтажёром и редактором дочерней компании Paramount, где подготовила 52 фильма. В 1922 году она работала над картиной «Кровь и песок» с секс-символом эпохи немого кино Рудольфо Валентино в главной роли — лента стала хитом. После этого Арзнер была постоянным монтажёром у режиссёра Джеймса Круза. 

Вскоре другая кинокомпания Columbia предложила Арзнер написать и срежиссировать фильм. Однако Paramount не захотела её отпускать и разрешила Арзнер в 1927 году снять собственный крупнобюджетный фильм. А уже в 1929 году Арзнер выпустила свой первый звуковой фильм «Безумная вечеринка». В этой работе она произвела так называемый микрофонный бум. Раньше на площадке использовались лишь стационарные микрофоны, поэтому актёры были статичны во время разговоров. Арзнер придумала подвесить микрофон на удочке вне зоны видимости камеры, чтобы актёры могли передвигаться в кадре.

Арзнер сняла 11 полнометражных фильмов в Paramount с 1927 по 1932 год, затем ушла со студии и стала независимой режиссёркой. Даже в свободном плаванье она снимала успешные в прокате картины до начала 40-х годов. Но Арзнер боялась, что успеху её работ помешает предвзятое отношение критиков к женскому полу. Поэтому она не указывала своё имя в открывающих ленту титрах.

Что посмотреть

«Сара и сын» (1930)

«Весело катимся в ад» (1932)

«Невеста была в красном» (1937)

Ида Лупино

Ида Лупино родилась в 1918 году в семье театральных актёров в Лондоне, но свою карьеру она построила в Голливуде. Начинала свой творческий путь она как актриса. Её кинодебют состоялся в 1931 году. Во взрослом возрасте она снималась в драмах, триллерах, мелодрамах, играла убийцу, проститутку, женщину, влюблённую в коллегу своего супруга. Она была успешной и востребованной актрисой.

В 1949 году вместе со своим вторым мужем она основала продюсерскую компанию и начала писать сценарии. Они были посвящены сложным темам: изнасилование, незаконнорождённые дети, двоежёнство. В этом же году она попробовала себя в качестве режиссёрки. Ей пришлось завершить съёмки картины, которую продюсировала её компания, потому что у режиссёра случился инфаркт. Лента провалилась в прокате, не окупив бюджет. Но это не помешало Лупино продолжить свои попытки в режиссуре. В 1953 году она сняла картину «Попутчик» — первый нуар от женщины-режиссёра. Ида Лупино продолжила снимать в этом жанре, но и не прекратила сниматься в кино- и телепроектах.

В 1950 году Лупино была принята в Гильдию режиссёров Америки. Она стала там второй женщиной после Дороти Арзнер. А ещё за свои заслуги в кинематографе и на телевидении она была удостоена сразу двух звёзд на Голливудской Аллее славы.

Что посмотреть

«Попутчик» (1953)

«Двоеженец» (1953)

Аньес Варда

Имя Аньес Варды тесно связано с французской «новой волной» в кинематографе. Её ленты предшествовали творчеству таких знаменитых представителей «новой волны», как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо.

Варда изучала историю искусств и работала фотографом в театре. В интервью 2009 года она признавалась, что в молодости совсем не смотрела фильмы: «Может быть, я бы не снимала кино, если бы видела много других работ. Возможно, это остановило бы меня». Её новаторство состояло в том, что Варда пересекала границу художественного и документального в своих работах. Её драматические фильмы 60-х годов «Клео с 5 по 7», о женщине в ожидании результатов исследований на рак, и «Счастье» об измене, сделали из Аньес знаковую фигуру для феминизма. Ещё она успела поработать за пределами Франции, несколько лет жила в Лос-Анджелесе, сняла голливудский фильм о хиппи и несколько документальных картин. 

Аньес Варда продолжала снимать и в новом тысячелетии. В возрасте 89 лет она выпустила документальный фильм «Лица, деревни». Он был номинирован на «Оскар-2017», но не получил его. В тот же год сама Аньес Варда удостоилась почётного «Оскара» за вклад в киноискусство.

Что посмотреть

«Клео с 5 до 7» (1962)

«Счастье» (1965)

«Без крыши, вне закона» (1985)

Лилиана Кавани

Итальянская режиссёрка и сценаристка Лилиана Кавани начинала свою карьеру на телевидении. Она готовила документальные телефильмы о нацистском режиме и о роли женщин в итальянском Сопротивлении во время Второй мировой войны. В 1966 году вышел её первый художественный фильм «Франциск Ассизский», который был показан на Венецианском кинофестивале. А через два года она сняла фильм «Галилей», который вызывал негодование религиозной общественности. Ватикан даже попытался помешать прокату картины. 

В своих работах Кавани всегда размышляла на темы политики и истории. Хотя многие её фильмы вызывали широкий резонанс, самой известной из них остаётся психологическая драма «Ночной портье». Это история о том, как в послевоенное время в гостинице встречаются бывший нацист и заключённая концлагеря. Эпизод, в котором исполнительница главной роли Шарлотта Рэмплинг танцует полуобнажённой в фуражке солдата СС, навсегда остался в истории мирового кинематографа.

Что посмотреть

«Галилей» (1968)

«Ночной портье» (1974)

«Шкура» (1981)

Вера Хитилова

Вера Хитилова известна как «первая леди чешского кино». Она была ключевой участницей чешской «новой волны». До того как снимать кино, Вера Хитилова изучала философию и архитектуру. Она бросила учёбу, чтобы зарабатывать деньги, стала фотомоделью и девушкой-хлопушкой на киностудии. Затем поступила в киношколу. Её выпускная работа «Потолок» (1962) — феминистская история о том, как модели эксплуатируются в индустрии моды. Позже она сняла документальный фильм «Мешок блох» о женском образовании в Чехословакии. Свою творческую карьеру Хитилова начала, когда страна находилась под советской властью, политический климат серьёзно повлиял на её работы.

Самая известная работа Хитиловой — сатирическая лента «Маргаритки», её  второй полнометражный фильм. Эта история о двух девушках, которые творят шалости и сеют хаос по всей Праге. Картина привлекла внимание критиков нелинейным монтажом, психоделическими образами и чередованием цветных и чёрно-белых кадров. Лента была положительно принята и зрителями, однако после негативных высказываний одного из депутатов-коммунистов в 1967 году фильм был запрещён к показу в кинотеатрах страны. Он якобы демонстрировал распутное поведение.

В более поздних картинах Хитилова перешла от сюрреалистических образов к реализму. В 1989 году она сняла один из первых фильмов о СПИДе. Но её поздние работы, выпущенные после падения коммунистического режима, уже не имели большой популярности.

Что посмотреть

«О чём-то ином» (1963)

«Маргаритки» (1966)

Лариса Шепитько

В 16 лет Лариса Шепитько с первого раза поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. В 1962 году она сняла дипломную работу «Зной». Картина по мотивам повести Чингиза Айтматова стала первой экранизацией творчества этого автора. Фильм сразу же попал на несколько международных кинофестивалей. Второй полнометражный фильм Шепитько «Крылья», рассказавший о послевоенной жизни советской лётчицы, был также с успехом принят за рубежом, но вызвал споры у критиков и зрителей в СССР. Ещё одна картина режиссёрки «Ты и я» попала в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля. 

Фильм «Восхождение» — экзистенциальная драма в обстоятельствах военного времени — считается главной работой Шепитько. В СССР ленту хотели запретить к показу и обвиняли в наличии христианских мотивов. Однако и в этот раз международная аудитория и критики положительно приняли работу советской режиссёрки: в 1976 году она получила Гран-при Берлинского кинофестиваля, а в 1978-м — приглашение войти в состав его жюри.

В 41 год Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе во время съёмок очередного фильма. Работа над картиной была на подготовительном этапе. Муж Шепитько, режиссёр Элем Климов, всё же закончил картину и выпустил её под названием «Прощание». 

Что посмотреть

«Крылья» (1966)

«Ты и я» (1971)

«Восхождение» (1976)

Кира Муратова

Кира Муратова — советская и украинская режиссёрка. Она получила известность благодаря картинам, снятым во второй половине ХХ века. Однако Кира Муратова продолжала создавать сложные и важные фильмы и в ХХI веке. Она год училась на филолога в МГУ, но затем поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. С 1961 года начала работать на Одесской киностудии и уже через год выпустила первый фильм  совместно с мужем — режиссёром Александром Муратовым. 

Её первой самостоятельной работой стал фильм «Короткие встречи». В нём Муратова сама исполнила главную роль, а её партнёром стал Владимир Высоцкий. В следующих её картинах снимались такие известные советские актёры, как Олег Табаков и Нина Русланова. Свои лучшие роли в фильмах Муратовой сыграла Рената Литвинова, которая называла её своим учителем.

Работы Муратовой ценили в Европе. За ленту «Астенический синдром» она получила в 1990 году «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Критики обращали внимание на универсальность тем в фильмах Муратовой, но вместе с тем отмечали в них внимание к деталям быта и тонкостям советской повседневности.

Что посмотреть

«Короткие встречи» (1967)

«Астенический синдром» (1989)

«Настройщик» (2004)

Татьяна Лиознова

Советская режиссёрка, сценаристка и педагог Татьяна Лиознова начала свой путь в кино с обучения во ВГИКе в 1943 году. Её хотели отчислить с первого курса из-за недостатка жизненного опыта, но 19-летняя девушка сумела убедить преподавателей, что сможет снимать серьёзное кино, и продолжила обучение. 

После нескольких успешных, но не слишком заметных режиссёрских работ Лиознова сняла в 1967 году картину «Три тополя на Плющихе». Мелодрама с культовыми советскими актёрами Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым получила первую премию на международном кинофестивале в Аргентине. За первый год ленту посмотрели более 26 миллионов зрителей. 

А в 1973 году вышла главная работа в карьере Лиозновой — 12-серийный чёрно-белый фильм о советском разведчике Штирлице «Семнадцать мгновений весны». Картина стала культовой, Лиознова получила за неё Госпремию, а исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов стал народным артистом СССР.

Что посмотреть

«Три тополя на Плющихе» (1967)

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

«Карнавал» (1981)

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
В РФ покажут фильм «Расскажи мне кино», пропитанный «чувством ностальгии по детству»
Нидерландские учёные поставили диагнозы диснеевским принцессам. Например, у Белоснежки депрессия
Гарнир из подкаста и скроллинг на десерт: чем может быть полезно в жизни дофаминовое меню
16 подарочных наборов косметики для подруги, мамы и себя
«Вопрос скользкий». Московский омбудсмен давно знает о существовании многоженца, рассказавшего о 30 детях
Почему в Госдуме отказались наказывать депутата за слова о «работающей рожалке»