Смотреть
25 марта 2021

6 женщин в российском кино, которых стоит знать. И нет, это не актрисы!

Талантливые режиссёры, операторы и авторы сценариев.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
женщина российского кино: обложка

Слышим «женщина в российском кино» — вспоминаем одну из сотен актрис. Но мир кинематографа не ограничен одной профессией. И если имена мужчин-режиссёров и сценаристов мелькают в медиа часто, то женские нередко остаются за кадром. Восстанавливаем справедливость и рассказываем о шести талантливых женщинах, которые создают классные фильмы (некоторые из них даже претендуют на «Оскар»!).

Наталия Мещанинова, сценаристка и кинорежиссёр

До того как заняться игровым кино, Наталия снимала документальные фильмы. Она училась у сценаристки, режиссёра и призёрки десятка фестивалей Марины Разбежкиной. Наверное, поэтому Наталия так честно и мастерски рассказывает истории разных людей, будь то школьники или взрослые пары на грани развода. Фильмы Мещаниновой изображают жизнь как есть и порой довольно жестоки. Если герой — то всегда с объёмным и сложным характером, если диалог — то реальная разговорная речь, если любовь — то с откровенными эротическими сценами.

Наталия дебютировала в игровом кино в 2010 году. Она стала сорежиссёром нашумевшего сериала «Школа»: вместе с Валерией Гай Германикой снимала драму о буднях московских подростков. Первой самостоятельной работой стала лента «Комбинат „Надежда“». Там Наталия снова рассказывает о молодом поколении — на этот раз Норильска. Откровенный фильм попал в программу международного кинофестиваля в Роттердаме. 

Мещанинова интересна и как сценаристка. Среди её ярких работ, например, телесериал «Красные браслеты» — ремейк испанского проекта о детях, которые живут и взрослеют в больнице. История о молодости и смерти разворачивается в процедурных и операционных. Несмотря на ряд тяжёлых сцен, сериал вселяет надежду.

Ещё один знаковый проект Наталии — «Аритмия», за сценарий к которой Мещанинова и её напарник Борис Хлебников стали лауреатами премии «Ника».

Лента рассказывает пронзительную историю молодой пары, которая подала документы на развод, но вынуждена какое-то время жить вместе. Фильм, кстати, по-настоящему раскрыл талант ещё одной женщины в российском кино, Ирины Горбачёвой, исполнившей главную роль.

Сейчас Наталия работает над вторым сезоном сериала «Обычная женщина». Это криминальная драма о том, что даже самые счастливые с виду люди скрывают тёмные тайны.

Любовь Мульменко, сценаристка 

Любовь начинала как драматург. Её первыми работами в театре стали документальные спектакли «Так-то да» и «Алконовеллы». А дебютной работой в кино стал сценарий к фильму «Комбинат „Надежда“». За него она была номинирована на премию «Ника» как «Открытие года». 

В это же время Любовь работала ещё над двумя фестивальными картинами. Мелодраму «Ещё один год» показали на Роттердамском кинофестивале. Она получила премию в области сценарного мастерства «Слово». А жюри «Кинотавра» отметило сценарий фильма «Как тебя зовут». Это честная история о двух подругах, которые приезжают в Крым, чтобы познакомиться с отцом одной из них. В картине, кстати, дебютировала Саша Бортич. 

Последний яркий фильм Любови — чувственная драма «Верность». Главную роль в ленте об изменах сыграл Александр Паль. Гильдия киноведов и кинокритиков России номинировала фильм на премию «Белый слон» за лучший сценарий.

Любовь никогда не берётся за работу над фильмом, в котором есть чёткое разделение на плохое и хорошее. Так как в прошлом она занималась документальным театром, то вдохновляется реальным опытом: своим или чужим. Например, в фильмах «Ещё один год» и «Верность» звучат отголоски её собственных прошлых отношений.

А для того чтобы вписать действие в локации, о которых Любовь мало что знает, ей нужно обязательно там побывать. Например, чтобы сделать реалистичнее некоторые сцены в «Комбинате „Надежда“», Мульменко пробралась на медпункт реального завода. Такое внимание к деталям подкупает.

Елена Ванина, сценаристка 

Елена Ванина начинала как журналистка. Она работала репортёром на питерском «Пятом канале», писала репортажи для «Афиши.Мир» и была заместителем главного редактора «Афиши». Но ещё ей хотелось попробовать себя в сценарном мастерстве. Поэтому, когда Роман Волобуев предложил Ваниной совместный проект, она согласилась. В итоге вместе они сделали триллер «Завтра», действие которого разворачивается в альтернативной современной Москве, где к власти неожиданно пришла новая партия.

Сегодня Елена чаще всего работает над сценариями к сериалам. Ей одинаково хорошо удаётся рассказывать и смешные, и жуткие истории.

Один из первых проектов Ваниной «Лондонград. Знай наших» о молодых людях, которые организовали в Лондоне агентство по решению проблем россиян, стал хитом. В The Guardian его назвали «не портретом россиян глазами Лондона, а портретом Лондона глазами его русских жителей», намекая на живость происходящего. Ещё одна важная работа Елены — приключенческий сериал «Квест», герои которого борются за жизнь, выполняя задания таинственного кукловода.

Одной из ярких премьер 2020 года стала острая комедия про чиновника «Последний министр».

Сериал заслужил похвалу критиков. Также его выдвинули на премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший комедийный сериал». 

В этом году должен выйти ещё один проект, вновь написанный совместно с Романом Волобуевым. На этот раз действия развернутся в постапокалиптическом будущем.

Ксения Середа, оператор 

Ксения — одна из пятнадцати девушек, состоящих в Ассоциации женщин кинооператоров России. Она работает с абсолютно разными форматами. Среди её проектов есть фестивальные драмы, комедийные сериалы и коммерческое кино.

Президент «Кинотавра» Александр Роднянский называет её одним из ярчайших примеров феминизации русскоязычного кинематографа. Профессия оператора всегда считалась мужской. Но Ксения доказывает, что это лишь стереотип и женщины в российском кино могут многое.

Ксении 26 лет, и к этому возрасту ей есть чем похвастаться. Она работала над картиной Кантемира Балагова «Дылда», которая получила награду на Каннском кинофестивале в 2019 году. В её фильмографии также есть несколько совместных проектов с режиссёром Сашей Горчилиным: документалка «#КОМУНАРУСИЖИТЬХОРОШО» и фильм «Кислота» о поколении, рождённом в 1990-х. Ксения также снимала сериал Жоры Крыжовникова про ВИЧ-положительного актёра «Звоните ДиКаприо!».

Зарубежные СМИ включили Середу в список самых перспективных кинематографистов мира.

А создатели сериала по мотивам видеоигры Last of us размышляют над тем, чтобы пригласить её оператором пилотного эпизода.

По словам Ксении, работа с новым режиссёром помогает ей попробовать что-то новое. На съёмках «Дылды» она внимательно выстраивала кадр — рассматривая обстановку, зритель узнаёт о сюжете не меньше, чем из игры актёров. Работая с Жорой Крыжовниковым, Середа комбинировала съёмку профессиональной камерой и телефоном. Девушка не боится ни новых вызовов, ни рутинной работы.

В своих интервью Ксения не раз говорила, что никогда не ставит перед собой задачу снять красивый в общепринятом смысле, вылизанный кадр. Именно за эту смелость мы так любим её работы.

Надежда Васильева, художник по костюмам 

Надежда Васильева в профессии с 1990 года. Среди её работ есть не только российские, но и международные проекты. Например, она сотрудничала с польским режиссёром Ежи Гофман. Вместе они работали над фильмом «Прекрасная незнакомка» по роману Алексея Толстого «Возмездие».

Свою первую победу в премии «Ника» Надежда получила, одевая героев фильма «Замок». Это экранизация романа Франца Кафки, которую снял Алексей Балабанов.

Надежда, кстати, была художником по костюмам почти во всех его фильмах, в том числе в картинах «Брат» и «Брат-2». Да, знаменитый свитер Данилы Багрова — её работа.

Васильева дотошно подходит к созданию костюмов. Например, продумывая костюмы для исторических картин, использует ткани, которые были в ходу в ту или иную эпоху. Для работы над фильмом «Конёк-Горбунок» ей пришлось искать по всему миру особые лён и ситец, которые не производят в России. Вещи, которые потом становятся костюмами, она также нередко находит на блошиных рынках, в антикварных лавках или у знакомых. Например, одежду для фильма «Груз 200» Надежда позаимствовала у соседей по даче.

Одна из самых масштабных работ, которая принесла ей премию «Ника» во второй раз, — историческая драма «Матильда». На изготовление костюмов для этой картины понадобилось больше полутора лет. Все наряды — а это больше 700 оригинальных костюмов — шились с нуля. Они получились настолько красочными, что перекочевали на выставки — в Екатерининском дворце и в ГУМе.

Анна Меликян, режиссёр 

Анна родилась в Баку, выросла в Ереване, а в 17 лет эмигрировала в Москву. Её фильмы — это невероятная любовная лирика. «Про любовь» и «Звезда» — меланхоличные романтические истории, действие которых разворачивается в Москве. 

Анна редко выпускает новые картины, но каждая из них обязательно обращает на себя внимание критиков. В её копилке множество международных премий: от «Золотого абрикоса» в Ереване до американского «Сандэнса». А лента «Русалка» в 2008 году даже выдвигалась на «Оскар» от российского комитета. Правда, в число номинантов всё же не вошла.

В своей последней нашумевшей работе «Фея», которая вышла в разгар карантина, Анна говорит о национализме, активизме и русской духовности. В центре сюжета геймдизайнер Евгений в исполнении Константина Хабенского. Циничный герой считает, что контролирует абсолютно всё в своей жизни. Но случайное знакомство с активисткой Таней заставляет его иначе взглянуть на свою судьбу.

Фильм вызвал противоречивые отзывы критиков. Одни называли его «самым нестандартным российским кино», другие говорили о сумбурности, наивности и самоповторах.

На главные женские роли Анна берёт малоизвестных фактурных актрис — Тинатин Далакишвили в «Звезде», Марию Шалаеву в «Русалке» и Екатерину Агееву в «Фее». Женские персонажи Меликян наивно-мечтательные, немного с чудинкой, а от этого особенно привлекательные. Кажется, будто они прибыли в этот мир из совершенно другой реальности. Оттого следить за ними особенно интересно.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий