Дорама «Алхимия душ» вышла в 2022 году и стала самым громким релизом за последние несколько лет. Над сценарием работали сёстры Хон — мастерицы фэнтези, умеющие создавать харизматичных главных героинь. В какой-то степени «Алхимия душ» — глоток свежего воздуха для индустрии корейских сериалов. Это захватывающая сказка о том, как свет и тень дополняют друг друга.
О чём дорама «Алхимия душ»
Государство Дэхо не существует ни на картах, ни в истории. Здесь живут как простые смертные, так и люди, обладающие магией. Наксу — сильный маг, владеющий боевыми искусствами. Среди местных жителей она известна как безжалостная убийца в тени. Во время очередной битвы Наксу получает смертельное ранение. Она не желает так просто умирать, поэтому применяет запретное колдовство — алхимию душ. Она пытается переселить свою душу в тело случайной служанки, но переселяется в слепую девушку. Энергия Наксу настолько сильна, что к телу возвращается зрение.
Теперь Наксу зовут Мудок. Её продают в дом кисэн — так в древней Корее называли куртизанок. Там она знакомится с молодым человеком по имени Чан Ук. Он сразу понимает, что Мудок — Перевёртыш душ и что её душа на самом деле принадлежит Наксу. Ук — наследник одной из четырёх самых могущественных магических семей, но совершенно не обладает никакими способностями. Его энергетическое ядро заблокировали ещё в детстве. По Дэхо ходят слухи, что он не является сыном своего отца, а родился в результате измены. Никто не знает, что в его появлении на свет замешана алхимия душ.
Чан Ук предлагает Мудок сделку — она станет его наставником и поможет восстановить энергетическое ядро, а он за это вернёт ей былую силу. Мудок соглашается, и Ук забирает её из дворца кисэн как свою служанку.
Кто такие сёстры Хон и что отличает их дорамы
Родные сёстры Джон Ын и Миран Хон — одни из главных сценаристок Южной Кореи. Их имена прочно ассоциируются с жанрами мистики и фэнтези. Но несколько знаковых для дорамной индустрии ромкомов в их фильмографии тоже найдётся.
Карьера сестёр началась в 2005 году с выхода дорамы «Восхитительная Чунхян». Это современная интерпретация корейской народной сказки о девушке по имени Чунхян, которая даже под страхом смерти не смогла предать своего возлюбленного. В дораме она предстаёт своенравной непоседливой школьницей, которая, несмотря на успехи в учёбе, не против нарушить парочку правил. Джон Ын и Миран переработали образ героини, сделав её более деятельной. Место действия перенесли в Сеул нулевых, но разбавили историю из настоящего вставками из оригинальной сказки — зрителям периодически показывают времена правления династии Чосон, что кажется довольно необычным решением.
Дорама очень полюбилась азиатским зрителям и открыла для сестёр путь в индустрию.
Главные героини затмевают главных героев
Кадр из дорамы «Алхимия душ»
Джон Ын и Миран много внимания уделяют женским образам. Их героини зачастую отличаются сильным характером и независимостью и ничуть не уступают в харизме мужским персонажам. Например, Манволь из «Отеля „Дель Луна“», хозяйка таинственного отеля, обслуживающего призраков, — эталонная антигероиня дорамного мира. Сёстры Хон в одном из интервью рассказали, что при создании «Отеля» вдохновлялись сказкой «Красавица и чудовище». В роли чудовища в данной истории выступает именно Манволь.
Хон же одними из первых воплотили на экране образ девятихвостого лиса кумихо — ещё в далёком 2010 году, в дораме «Моя девушка — кумихо». Озорная и обаятельная лисичка Михо, отчаянно желающая стать человеком, может посоревноваться за звание культовой с Ли Ёном из дорамы «История девятихвостого лиса».
«Алхимия душ», последняя на сегодняшний день вышедшая дорама сестёр Хон, продолжает традицию сильных и ярких героинь. Мудок — именно такая. Она самодостаточная и не превращается в «даму в беде», даже несмотря на то, что лишилась магических способностей. Она хитрая, смекалистая, изворотливая. Временами — жестокая. По мере развития сюжета её характер смягчается, но до самой последней серии она остаётся собой.
Хеппи-энд не гарантирован
Ещё одна особенность дорам сестёр Хон — умение жонглировать жанрами. Они мастерски сочетают фэнтези, романтику, комедию и драму, приправляя щепоткой ужасов. В дорамах «Хваюги», «Мастер солнца» и «Отель „Дель Луна“», в которых герои взаимодействуют с призраками, много действительно пугающих сцен — и сам вид призраков, и то, как они внезапно подкрадываются.
Что касается драмы — порой её уровень настолько запредельный, что в счастливый конец для героев верится с трудом. Романтика всегда получается какой-то выстраданной. В «Хваюги» он и она не могут быть вместе, потому что один должен обязательно убить другого. В «Моя девушка — кумихо» сюжет, на первый взгляд, кажется лёгким, но конфликт поистине драматичный: если Михо станет человеком, то её возлюбленный умрёт. А в «Отеле „Дель Луна“» зрителям с первой серии говорят: миссия главного героя — проводить Манволь в загробный мир.
Обычно драматизм накаляется во второй половине дорамы. В «Алхимии душ» фирменный почерк сестёр отлично иллюстрирует последняя серия первого сезона. Зрителей буквально прокатила на эмоциональных горках: признания в любви, планы на будущее, несколько юмористических сцен и — бам! — финал, в котором как и героев, так и зрителей ждёт море слёз.
Нередко бывает, что дорамы сестёр Хон не заканчиваются хеппи-эндом в классическом понимании. После просмотра остаётся ощущение светлой грусти.
Чем хороша дорама «Алхимия душ»
Любовь без романтики
кадр из сериала «Алхимия душ»
Дорамы сестёр Хон часто ругают за то, что в них недостаточно романтики. Герои почти не целуются и редко говорят о чувствах. В первом сезоне «Алхимии душ» отношения Мудок и Чан Ука развиваются медленно. Первое признание в чувствах выглядит неуклюже — они почти сразу ругаются. Так же как и первый поцелуй — внезапный, короткий и без характерной для дорам кинематографичности. Но в этом есть смысл.
Во-первых, любовь — это необязательно про широкие жесты и тактильность. Чувства главных героев выражаются в другом: они по-своему заботятся друг о друге, поддерживают в любых ситуациях и доверяют, несмотря ни на что. В искренность их чувств верится больше, чем в чувства многих дорамных пар с обилием сладких романтических сцен.
Во-вторых, Наксу в прошлом — безжалостная убийца. Она годы взращивала в себе хладнокровие и ни к кому не привязывалась. Было бы странно, если бы она неожиданно стала девочкой-ромашкой, любящей гулять за ручку и забывающей обо всём из-за влюблённости. Она сдержанно, но при этом трогательно проявляет свою любовь. И от этого романтическая линия кажется настоящей.
Во втором сезоне интриги и приключения отодвигаются на второй план, уступая место отношениям. Появляется больше разговоров о чувствах и любовных терзаний. Тем не менее это не раздражает — нет перегибов. Характер героини поменялся в силу обстоятельств — она стала более романтичной. Но помимо Чан Ука, в её жизни есть ещё проблемы, которые она старается решать.
Становление героев
За тридцать серий Чан Ук проходит большой путь от избалованного беспомощного дворянина до взрослого охотника за Перевёртышами душ. И изменения эти происходили очень органично — уже к концу первого сезона можно понять, что между парнем, которого зрители увидели в начале дорамы, и тем, кем он стал ещё до трагедии, — большая пропасть. Он повзрослел, перестал действовать импульсивно и превратился в надёжного товарища, который пойдёт на многое ради близких.
Наксу тоже изменилась, но не кардинально. Она обзавелась друзьями и, хотела того или нет, научилась сострадать. Если в начале дорамы она планировала вернуть себе силы и, если нужно, уничтожить тех, кто встанет на пути, то в итоге сначала была готова отказаться от могущества, а потом и вовсе пожертвовать собой ради всеобщего блага.
Что может смутить
Некоторые линии не «додавили»
Конфликт дорамы строится вокруг алхимии душ и того, насколько она опасна. Некоторые герои задаются вопросом, можно ли её применять во имя спасения любимых. А некоторых терзают моральные дилеммы, когда приходится выбирать между Перевёртышем и угрозой всему миру. Но именно эти два аспекта затрагиваются косвенно, мимоходом, хотя именно они встают во главу угла в финале обоих сезонов. Чан Ук лишь раз вскользь упомянул, что, может быть, стоит использовать такую силу во благо? А его близкий друг Со Юль, положительный во всех отношениях, мучил сам себя: не знал, стоит ли рассказывать всем, что Мудок — это Наксу. Но терзания его были только на словах, создателям не удалось это как следует показать.
Самое большое разочарование — это сама Наксу. Все жители Дэхо на протяжении двух сезонов говорят о том, насколько она опасна. Одно её имя внушает страх, и оставлять её в живых — нельзя. Но опасность Наксу так и не показали. Лишь в первой серии была сцена сражения с её участием, и то она проиграла. Дальше Мудок, несмотря на стальной характер, всё равно была беспомощной и не могла показать всю свою мощь. В финальной битве она также не была задействована. А хотелось бы хотя бы парочку флешбэков, где безжалостная убийца показывает, насколько она безжалостна.
Второй сезон
кадр из дорамы «Алхимия душ»
О том, что у «Алхимии душ» будет два сезона, стало известно ещё во время выхода первой части. Создатели объяснили это тем, что историю сложно уложить в 20 серий. И судя по тому, что «Алхимия душ 2: Свет и Тень» вышла спустя несколько месяцев после финала первого сезона, так и задумывалось с самого начала.
Для фанатов стало большим шоком замена главной актрисы. Во втором сезоне появляется девушка с лицом Наксу, какой она была в начале первого сезона. И это выглядит органично, так как зрители уже видели актрису. Проблема в том, что это было двадцать серий назад. Ну и Мудок получилась уж очень характерной. Возможно, если бы в первом сезоне показывали обеих героинь — одну в настоящем, а другую в прошлом, то поклонники приняли бы замену менее болезненно. Хотя надо отдать должное актрисе — в некоторых сценах мимикой и взглядом она очень похожа на Мудок. Но дело даже не в замене актрисы.
Десять серий не выглядят как что-то действительно необходимое. Да, раскрывается несколько важных моментов, которые объясняют завязку первого сезона. Например, почему Наксу и Чан Уку суждено было встретиться или почему Наксу обменялась душами именно с Мудок. Но в целом это можно было рассказать за две серии. Как, собственно, и получилось. Оставшиеся восемь оставили под выяснение отношений. И честно, обоснование, почему главная героиня теперь выглядит именно так, кажется притянутым за уши.
Второй сезон «Алхимии душ» по качеству не уступает первому: и по тому, насколько захватывающим получился сюжет, и по красоте декораций. Герои, даже третьестепенные, остались те же. И как отдельная история в той же вселенной он смотрится хорошо. Но ощущение целостности, одного общего произведения, между сезонами нет. Тем не менее смотреть «Алхимию душ» в двух частях стоит, если вы любите красивые сказки.
Почему «Алхимию душ» сравнивают с китайскими фэнтези-дорамами
В Корее существует жанр дорам, который называется фьюжн-сагык. Это истории, действия которых разворачиваются в исторических декорациях — в период Трёх государств, в Корё или во времена правления династии Чосон, но с магической составляющей. Хрестоматийный пример — дорама «Лунные влюблённые — Алые сердца: Корё», в которой девушка из современного мира попадает в древнее корейское государство. В «Алхимии душ» действие происходит в выдуманной стране.
Китайские дорамы жанра санься основаны на китайском фольклоре, даосизме и боевых искусствах. Героями чаще всего являются боги, демоны или бессмертные. Реже — обычные люди, которые обязательно взаимодействуют с разными магическими существами. В центре сюжета — противостояние света и тьмы. Часто романтические линии строятся именно на борьбе противоположностей и обязательно на перерождении. Место действия таких дорам — выдуманные миры, в которых у власти стоят Императоры, а герои носят исторические костюмы. Много экранного времени уделяется эпичным битвам.
В «Алхимии душ» всё это есть. Если мыслить категориями санься, то магов Дэхо смело можно отнести к клану бессмертных. Противостояние света и тьмы — противостояние «правильной» магии и алхимии душ. Чан Ук и Наксу — влюблённые из разных «лагерей»: Чан Ук должен уничтожать Перевёртышей душ, кем Наксу и является. Боевым сражениям создатели тоже уделили внимание. Правда, масштабностью они вряд ли могут сравниться с китайским фэнтези.
С другой стороны, сёстры Хон при создании новых дорам часто вдохновляются предыдущими работами. Они уже пробовали себя в историческом жанре с опорой на боевые искусства. В 2008 году сёстры написали сценарий к экранизации романа о Хон Гильдоне — народном герое корейской культуры, похожем на Робин Гуда.
На территорию обмена телами Хон тоже заходили. Их дорама «Большой» — история о восемнадцатилетнем школьнике, который попал в аварию, и, пока его собственное тело лежало в коме, душа переселилась в тело тридцатилетнего врача. Ну а тема того, что один из влюблённых должен убить другого, поднималась в «Хваюги». Так что «Алхимия душ» — это своего рода квинтэссенция их предыдущего опыта.