28 августа в России на большие экраны выходит культовое аниме «Призрак в доспехах». В этом году картине исполняется 30 лет. История об «очеловечивании» искусственного интеллекта сегодня выглядит особенно актуальной. Рассказываем подробнее о её создании, тайных смыслах и влиянии на современную научную фантастику.
Экранизация манги «Призрак в доспехах» стала влиятельнее первоисточника
В основе фильма лежит одноимённая манга Масамунэ Сиро, вышедшая в 1989 году. Место действия — вымышленный японский мегаполис будущего. Технологии здесь настолько развиты, что люди научились интегрировать их в своё тело, вплоть до того, что могут кибернизировать мозг. Это даёт возможность переселять сознание человека в полностью спроектированное, усовершенствованное туловище. Так случилось с девушкой по имени Мотоко Кусанаги — командиром Девятого отдела общественной безопасности, который борется с киберпреступностью. Её новое расследование — найти опасного преступника по кличке Кукловод.
За адаптацию манги взялся режиссёр Мамору Осии. До «Призрака в доспехах» в его фильмографии было две знаковые для мира аниме работы: «Яйцо ангела» и «Полиция будущего». Мамору во многом изменил атмосферу первоисточника, сделав её более мрачной. В его исполнении история из боевика с яркими характерными персонажами, экшен-сценами и политическими интригами превратилась в серьёзный разговор о том, что значит быть человеком на самом деле.

кадр из аниме «Призрак в доспехах»
Поменял Осии и характер главной героини. В манге она предстаёт довольно эмоциональной и саркастичной, а в аниме — холодной и сдержанной. Это сделало персонажа более зрелым и показало двойственность натуры Кусанаги: она уже не человек в общепринятом смысле, но и не машина.
Кинокритик Крис Стакман, автор книги «Anime World. От „Покемонов“ до „Тетради смерти“: как менялся мир японской анимации», подчёркивает, что манга «Призрак в доспехах» до сих пор «является ориентиром для многих художников, пытающихся показать грязный реализм футуристического будущего». Но аниме за авторством Осии превзошло её своей глубиной и философским подходом к теме искусственного интеллекта.
А бельгийский критик Нильс Маттейс и вовсе поставил «Призрака в доспехах» Осии в один ряд с «Солярисом» Андрея Тарковского и «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Он их проектами, которые не просто превзошли оригинал по популярности среди аудитории, но и наполнили его новыми смыслами.
Аниме «Призрак в доспехах» — философская притча под маской киберпанк-боевика
Один из заявленных жанров аниме «Призрак в доспехах» — боевик, но в картине мало экшен-сцен. Есть парочка эпизодов погонь и перестрелок, но в основном повествование неспешное, почти медитативное. Одной из культовых сцен считается трёхминутное путешествие Мотоко по городу. Осии подробно показывает городские пейзажи, Гонконгом, и людей, которые занимаются своими делами. В сцене нет ни диалогов, ни посторонних звуков — только главная музыкальная тема, под которую в самом начале зрителям показывали создание Мотоко-киборга.
В этой же сцене происходит два ключевых события, отражающих вопросы, которыми задаётся фильм. За несколько минут до этого Мотоко размышляла, может ли она считать себя человеком и что делает человека живым. А затем она видит в кафе девушку, как две капли похожую на неё. Следом — манекена на витрине магазина, с которым у неё внешне тоже много общего. Если сила людей в их уникальности, то кто же тогда она?
Мотоко довольно часто появляется на экране полностью обнажённой. И это важная деталь. В манге Сиро делал то же самое. Но там нагота героини служила способом развлечь мужскую аудиторию — женский персонаж был сексуальным объектом. Героиня и одевалась откровенно, подчёркивая фигуру.
Мотоко в исполнении Осии как будто вообще не думает о своей привлекательности. Для неё тело — это просто тело. Она раздевается во время боевых действий, чтобы включить функцию камуфляжа. И, как Крис Стакман, обнажённое тело Мотоко не сексуальное, а скорее анатомическое. Это просто оболочка, те самые доспехи для сознания.

Кадр из аниме «Призрак в доспехах»
Отношение Мотоко к собственному телу влияет на понимание сюжета. Это ещё один кирпичик в фундамент разговора о связи человека и искусственного интеллекта. Аниме спрашивает: где проходит грань между человеческим и сгенерированным? И есть ли она вообще? А неожиданный финал, где происходит столкновение со «злодеем», и вовсе удивляет развязкой: оказывается, зрителю под видом киберпанк-боевика показали буддийскую притчу.
Все они [кинокомпании] знают, что я очень хорош в экшен-сценах, но я стараюсь не использовать их слишком много, поэтому каждый раз, когда я снимаю фильм, они все разочаровываются. Но я делаю это намеренно. Да, если я сниму фильм с большим количеством экшена, он будет намного успешнее тех фильмов, которые я снимаю сейчас. Продюсеры часто говорят: «Вместо того чтобы использовать все эти философские фразы, почему бы тебе не превратить это в сцену с экшеном?» Но я этого не делаю. Я намерен продолжать снимать такие фильмы.
Без аниме «Призрак в доспехах» не было бы «Матрицы» и «Аватара»
В своё время «Призрак в доспехах» Осии произвёл впечатление на многих авторов контента. Один из хрестоматийных примеров — режиссёры Вачовски. , что, посмотрев «Призрака», они захотели снять то же самое, только с людьми, и получилась «Матрица». Вачовски действительно позаимствовали у «Призрака» несколько элементов. В первую очередь тот самый зелёный код, который Осии использует во вступительных титрах. А ещё общение между персонажами через отверстия в шее — Мотоко таким образом подключалась к киберпространству и базе данных.

Кадр из аниме «Призрак в доспехах»
влияние «Призрака» и на режиссёра Джеймса Кэмерона и его «Аватар», в котором по сюжету люди могут переносить своё сознание в тела инопланетной расы. И на «Суррогаты» Джонатана Мостоу — историю о людях, которые общаются друг с другом через андроидов. И на «Искусственный разум» Стивена Спилберга — картину о близком сожительстве людей и роботов, поднимающую те же вопросы, что и «Призрак в доспехах».
Спилберг, кстати, настолько впечатлился «Призраком», что всё-таки решил снять свою версию с актёрами. Его студия приобрела права на экранизацию, и в 2017 году вышел одноимённый фильм. Правда, за режиссурой Руперта Сандерса. Главную роль исполнила Скарлетт Йоханссон. Но встретили картину : критики сошлись во мнении, что получился обычный голливудский блокбастер, лишённый сложных хитросплетений манги и философской глубины аниме.








Станьте первым, кто оставит комментарий