3 марта «Анора» триумфально завоевала пять статуэток «Оскар». В том числе за лучший фильм, режиссуру и главную женскую роль. В восторге были далеко не все. Среди реакций — и недоумение, и откровенное неприятие. Рассказываем, почему этот фильм на самом деле заслужил победу и что она значит для индустрии.
Как зрители реагировали на триумф «Аноры»
«Анора» рассказывает о нескольких днях из жизни Эни (Майки Мэдисон), бруклинской танцовщицы стриптиза. Волей случая она знакомится с сыном российского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн). Парень предлагает стать его девушкой на неделю. А потом, желая насолить отцу и остаться в США подольше, и вовсе женится на Эни. Но сказки о принце и Золушке не выходит. Родители Вани (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) мчатся в Штаты, чтобы аннулировать брак.
Картина выиграла в пяти номинациях — «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая главная женская роль», «лучший монтаж» и «лучший оригинальный сценарий». Если последние две публика «Аноре» кое-как простила, то первые три вызвали возмущение.
Кто-то посчитал сюжет фильма недостойным такой важной кинопремии, невысоко оценив игру Майки Мэдисон.
«Проститутский фильм выиграл, девка обошла Деми Мур, а её имя даже не вспомним в след. году».
«Сам фильм просто ужасен. Признать его лучшим фильмом — это просто позорище!»
«„Анора“ — будто „Красотка“ для зумеров. Болела за „Субстанцию“, жаль, она не взяла».
Кто-то сокрушался, что победа досталась не «Субстанции» Корали Фаржа. Пользователи подчёркивали, что жизнь повторила искусство. Как и в «Субстанции», юная конвенционально привлекательная девушка обошла взрослую женщину.
«Не Мур. ***** Они серьёзно? Майки?»
Telegram
«Ну отдали бы актрису Деми Мур…..»
«чёртова молодуха обогнала её.»
Telegram
Впрочем, выбор киноакадемии получил и поддержку.
«Это не проститутский фильм, а кино о крушении американской мечты, девушку зовут Майки Мэдисон, она не девка, а классная актриса запредельного уровня».
«А мне понравился фильм. Майки там отлично сыграла, но да, Деми была все же великолепна:) Но Майки однозначно запоминается, думаю, она одна из новых звёздочек Голливуда»,
«„Анора“ — один из лучших фильмов. В нём масса отсылок, юмор, игра именами, прекрасный визуал, были подняты многие острые социальные темы (положение женщины и т. д.)».
Почему за победу «Аноры» стоит порадоваться
Она даёт надежду независимому кино
кадр из фильма «Анора»
«Анору» сняли ‘Anora’ won top prize at Cannes. How did Sean Baker direct it? / KCRW за шесть миллионов долларов. По голливудским меркам это совсем немного. Сравним сумму с бюджетами недавних громких проектов. В «Оппенгеймер» (семь наград «Оскар» в 2024 году) вложили “This Can’t Be Safe. It’s Got to Have Bite”: Christopher Nolan and Cast Unleash ‘Oppenheimer’ / The Hollywood Reporter 100 миллионов. На «Барби» выделили ‘Barbie’ Still Gorgeous With Best YTD $162M Opening; ‘Oppenheimer’ Detonates $82M+ In Incredible $300M+ U.S. Box Office Weekend – Monday AM Update / Deadline 142 миллиона. Фильм забрал лишь одну статуэтку, но разговоров о нём было не меньше, чем об «Оппенгеймере». За производством этих фильмов стояли крупные студии с многомиллиардным оборотом.
Справедливости ради, основных конкурентов «Аноры» — «Конклав», «Субстанцию», «Бруталиста», «Совершенного незнакомца» — снимали не студии-гиганты. Однако их бюджеты были в несколько раз больше. А чем выше бюджет, тем больше шансов на хорошую промокампанию, больше технических ресурсов, чтобы сделать качественное кино. В конце концов, легче пригласить в проект топовых артистов. В «Аноре» всего этого не было. Был интернациональный каст из не слишком известных актёров, очень много энтузиазма и команда, готовая “There’s Only One Life, and I Believe in Tarantino’s Idea of a Strong, Solid Filmography”: Sean Baker on His Oscar-Winning Anora / Filmmaker Magazine безостановочно перемещаться по Нью-Йорку и снять фильм за несколько недель. Потому что на дольший срок денег бы не хватило.
Шону Бэйкеру к такому не привыкать. Его «Проект Флорида» (2017) — история о проституированной матери-одиночке — стоил два миллиона долларов. «Красная ракета» (2021) о злоключениях бывшего порноактёра — чуть больше миллиона. В нулевых, на заре карьеры, Бэйкер снимал фильмы на собственные средства и обходился 'Prince of Broadway' Director Sean Baker on No-Budget Filmmaking, Improvisation, and Long Release Cycles / nofilmschool несколькими тысячами долларов. Не видел проблемы в том, чтобы самому встать за камеру, если нечем оплатить операторскую работу. Или целиком снять кино на IPhone — в том числе из соображений экономии. Так вышло с «Мандарином» (2015) — драмеди о двух проституированных женщинах-подругах.
В руках режиссёра и команды шестимиллионный бюджет стал целым состоянием, которым, видимо, распорядились мудро. Сначала фильм с успехом показали в Каннах (картина выиграла главный приз), потом номинировали на важные кинопремии: от «Золотого глобуса» до BAFTA. Тогда стало ясно: эта маленькая независимая история — серьёзный претендент на «Оскар».
Поэтому легко понять чувства Шона Бэйкера, когда он получал награду и с волнением в голосе призывал всех поддерживать инди-проекты. С крупными студийными картинами и без престижных статуэток всё будет в порядке. У них уже есть имя. Их будут обсуждать в медиа, зрители пойдут на них в кинотеатры. Но есть те, кто много и тяжело работает, те, у кого нет огромного капитала. Их истории тоже должны быть рассказаны. Им особенно нужно наше внимание.
Вспомним победу на «Оскаре» чудесного «Лунного света» (2017) — драмы о взрослении темнокожего парня из бедного мигрантского района. Не получи она статуэтку за лучший фильм, малобюджетная картина скромно затерялась бы среди больших работ вроде «Ла-Ла Лэнда». Эта победа «выдала» режиссёру Барри Дженкинсу кредит доверия. Семь лет спустя Дженкинс заполучил контракт с Disney и снял «Муфасу» — продолжение «Короля Льва». Точно так же Пон Джун Хо в 2019 году за 11 миллионов снял «Паразитов» — чёрную сатиру на капитализм. Южнокорейский фильм неожиданно наградили ворохом «Оскаров». Уже через пять лет Warner Bros доверила режиссёру бюджет в десять раз больше — для научно-фантастического блокбастера «Микки 17» с Робертом Паттинсоном. Да, «Оскар» может быть социальным лифтом.
Это очень человечная история о проституированных людях
кадр из фильма «Анора»
Вовлечённые в секс-индустрию люди нечасто появляются на экранах с полноценными сюжетными линиями. Бэйкер уже делал их главными героями в фильмах «Красная ракета», «Проект Флорида» и «Мандарин». Режиссёр давал понять, как тяжела жизнь персонажей, но не превращал их истории в социальную рекламу. Отказывался ставить в позицию бедных-несчастных. Герои-маргиналы у него всегда действовали — ловили удачу за хвост.
Именно это делает Эни, хватаясь за сына олигарха как за шанс на лучшую жизнь. Он её личная американская мечта. Но мечта, увы, несбыточна, в сказку вмешивается жизнь. И это достойно сочувствия — а Бэйкер всегда рассказывает о героях с безмерными нежностью и сочувствием.
Эни долго не расстаётся с иллюзией на счастье. Почти половина фильма проходит в угаре весёлых вечеринок, походов в бутики и спонтанных вылазок в Лас-Вегас. Из-за этого «Анору» ошибочно обвиняют в романтизации проституции. Но у нас есть вторая половина, где от иллюзии ничего не остаётся. Она тает с каждой новой сценой, в которой героиня мечется по городу в поисках инфантильного мужа. Это не «Красотка» для зумеров — это анти-«Красотка». Простая, но очень талантливо сделанная.
В голливудском кино появится больше зарубежных актёров — хороших и разных
В «Аноре» по-настоящему международный каст. Здесь снялись россияне Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков, актёры армянского происхождения Карен Карагулян и Ваче Товмасян. Заметно, что создатели отнеслись к национальной идентичности бережно.
Идентичность проникает в персонажей и становится частью характеров. Чего только стоят диалоги на английском, русском и армянском. Очень разные, то тихие, едва слышные, то шумные и энергичные, но всегда естественные. Звучащие в кадре аутентичные голоса — часть обаяния фильма (дубляж, разумеется, всё испортил). И конечно, их обладатели, которые привнесли в историю что-то своё. Например, образ грубоватого неловкого русского парня с большим сердцем. А как этот образ полюбился зарубежному зрителю — и говорить не нужно. «Анора» однозначно откроет двери таким парням.
Немного об «Оскаре»
«Оскары» раздаёт американская киноакадемия. В неё входят актёры, режиссёры, художники-постановщики, режиссёры монтажа и звука. Все они люди со своими субъективными предпочтениями. На решение могут повлиять и мировые события, крупные скандалы, актуальная повестка. Например, пиар-катастрофа вокруг явного фаворита оскаровской гонки «Эмилии Перес» сместила ‘They chucked her under the bus – then reversed it back over her’: has the Emilia Pérez backlash gone too far? / The Guardian фильм с пьедестала. В итоге при 13 номинациях у «Эмилии» всего две победы. Поэтому спор, достоин ли тот или иной фильм награды, будет вечным. Как и спор, насколько он важен для искусства. Победила «Анора» потому, что у неё не было сильных конкурентов? Или потому, что фильм говорит о табуированной теме проституции? А может быть, это кино невероятной художественной ценности? В ближайший год мы увидим немало дискуссий.