Весь мир следит за развитием ситуации в Афганистане: 16 августа 2021 года члены группировки «Талибан» (террористическая организация, запрещённая в России) заняли Кабул, а президент страны бежал. Талибы собираются возродить Исламский Эмират Афганистан. Это государство существовало в 1995—2001 годах.
Члены «Талибана» известны своими радикальными мерами по отношению к женщинам. Во времена господства этой группировки женщинам запрещалось работать, получать образование и даже выходить на улицу без сопровождения мужчин. Чтобы выжить, женщины переодевали своих дочек в мальчиков. Этот феномен называется бача-пош — девочка надевает мужскую одежду, ведёт себя как мужчина и пользуется всеми привилегиями своего положения. Правда, всего несколько лет.
Права женщин в Афганистане по-прежнему сильно ограничены. Исследователи выяснили, что в этой стране пропасть между мужчиной и женщиной больше, чем в любой другой. Поэтому практика бача-пош существует и по сей день. Рассказываем, зачем это нужно и насколько травматично для девочек.
Бача-пош — это кто?
С персидского языка бача-пош переводится «одетая как мальчик». В семьях, где нет сыновей, одну из дочерей в период до наступления полового созревания переодевают в мальчика и с тех пор считают молодым мужчиной.
Среди жителей Афганистана ребёнок мужского пола считается подтверждением значимости семьи и её социального положения. И наоборот: известен случай, когда в 2017 году 45-летняя женщина стала изгоем общества только потому, что у неё шесть детей женского пола.
«После того как я родила шестую девочку, все члены моей семьи перестали со мной разговаривать. После родов меня даже избил муж».
в интервью репортёрам Института освещения войны и мира
В стране не одобряют, когда женщина работает вне дома, поэтому отсутствие сына влечёт экономические трудности для семьи. Ребёнка мужского пола воспринимают как наследника и будущее семьи.
Если в семье есть дочь, то, чтобы защитить семью от бедности и социальной стигмы, девочку коротко постригают (или прячут волосы под головной убор) и одевают в традиционный мужской наряд. С этого момента она бача-пош — и получает мужское имя, под которым её будут знать на улице. Многие окружающие знают, что ребёнок на самом деле женского пола, но обычно не подают виду.
Теперь бача-пош может помогать отцу, сопровождать мать и сестёр на улице и пользоваться остальными привилегиями мужского положения: заниматься спортом, поздно возвращаться домой и не касаться работы по дому.
При такой трансформации мнения девочки чаще всего не спрашивают. Однако известны случаи, когда девушки сами решали переодеться в мужскую одежду, чтобы быть наравне с мужчинами.
Мужские права девочка получает не навсегда. По мере её взросления семье становится всё сложнее скрывать пол ребёнка, и в период полового созревания бача-пош снова превращают в девочку. Тогда она вынуждена надеть закрытую одежду, не выходить из дома и вести себя, как и остальные женщины. Через некоторое время девочку ждёт замужество, чаще всего — с родственником.
Бывшие бача-пош — не самые желанные жёны. Они воспитывались как мальчики, поэтому не привыкли отводить взгляд при разговоре с мужчиной. К тому же бача-пош не так хорошо умеют выполнять домашнюю работу, как остальные афганские девушки. Их этому попросту не учили, потому что главная обязанность бача-пош — заработать денег для семьи.
В некоторых афганских семьях устоялся такой круговорот бача-пош: младшая дочь становится мальчиком после того, как её старшая сестра достигает подросткового возраста.
Как появилась эта практика
Достоверно не известно, как и когда зародилась эта традиция. Американская исследовательница Нэнси Дюпри рассказала The New York Times о том, что видела фотографию женщины в мужской одежде, которая охраняла гарем Хабибуллы-хана — эмира Афганистана, жившего в начале ХХ века.
Эту точку зрения поддерживает и бывшая бача-пош Укмина Манури. В автобиографической книге она написала:
«... чтобы охранять гарем, он поручил одной из своих дочерей одеться в мужскую одежду. Раньше за женщинами эмира следили евнухи, кастрированные и безобидные мужчины. Он разработал новый план. Что может быть лучше женщины, чтобы следить за другими женщинами? А что может быть лучше мужского мундира, чтобы властно руководить любовницами короля? Его младшая дочь, таким образом, занимала место евнуха до самой смерти отца, который был убит на охоте. Говорят, что после этого она отказалась снова носить женскую одежду и убежала под видом мужчины. Больше о ней никто не слышал».
бывшая бача-пош
Распространённой эта практика стала с 1996 года, во времена, когда в Афганистане началось господство Талибана — террористической организации, запрещённой в России. Её участники запретили женщинам работать, получать образование и даже самостоятельно передвигаться по улицам в одиночку. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей, не могли обеспечить себе жизнь, поэтому их дочери стали одеваться в мужскую одежду. Так они спасали семью от голода.
В афганском художественном фильме «Усама» показана история, характерная для того времени. Его героиня — женщина, работавшая в госпитале и потерявшая место с приходом Талибана. Так как у неё нет родственников мужчин, а работать без мужского сопровождения больше нельзя, героиня переодевает свою дочь в мальчика и называет его Усамой. Работать теперь может только Усама, и для женщин это единственный способ выжить.
Бача-пош рисковали, когда переодевались в мужчин. Талибы осуждали эту практику и «наказывали» непокорных женщин.
Но оказалось, что бача-пош продолжают появляться и вне режима Талибана. Называют несколько причин почему:
- В патриархальном обществе сын повышает социальный статус семьи.
- Есть поверье: если нарядить младшую дочь мальчиком, то следующий ребёнок будет мужского пола.
- Так как в Афганистане неравенство между мужчиной и женщиной по-прежнему велико, некоторые девочки сами принимают решение стать бача-пош, чтобы хоть недолго пользоваться привилегиями мужского положения.
Сколько бача-пош в Афганистане
Официальной статистики по этому вопросу нет. Однако в 2019 году было проведено исследование, в котором опросили 1396 афганских женщин. 99 опрошенных — это 7% от выборки — сказали, что в их семьях были бача-пош. Причём 60% из этих 99 женщин сами принимали мужскую гендерную роль. Вероятно, количество бача-пош может расти.
Бывшая бача-пош Укмина Манури в автобиографической книге говорит, что в её деревне было 15 переодетых девочек. Укмина не упоминает, насколько велика была деревня, но этот отрывок показывает, что бача-пош — обычное явление для Афганистана.
Как живут бача-пош и их семьи
Когда девочка становится мальчиком, ей открывается новый мир. Ребёнок освобождается от «традиционных женских дел» и получает больше свободы. Бача-пош может без опаски выходить на улицу в одиночку, получать образование, водить машину, работать и заниматься спортом. В 2012 году вышел документальный фильм Bacha Posh: You will be a boy, my daughter. Лента рассказывает о том, как живётся четырём бача-пош разных возрастов.
Одна из них — девятилетняя Шабина. На улице её знают как Захида. Ребёнок не слишком рад новому амплуа, но признаётся, что другого выбора просто нет.
«В Афганистане девочкам тяжело живётся, а я не хочу потерять её. Когда она так одета, никто не скажет, что она девочка. Все думают, что она мальчик, и это защищает её лучше всего».
в комментарии для фильма Bacha Posh: You will be a boy, my daughter
14-летняя бача-пош Мариам каждый день занималась теннисом и на момент съёмок фильма считалась лучшей женщиной-игроком в Афганистане. Это парадокс: для общества это мальчик, но в спорте озвучивают биологический пол. Так происходит из-за того, что государство официально не признаёт существование бача-пош, и их права не регулируются законом.
Семья Мариам всеми силами старается вернуть подростка к традиционному женскому обличию. Их позиция такова: «Она изменится либо по собственному желанию, либо силой».
Бывает, что девушки сами решают стать бача-пош, и семья их поддерживает. Например, федеральное агентство новостей публиковало репортаж о Фатиме, в семье которой есть мальчики, поэтому у девушки не было острой необходимости переодеваться в мужчину. Несмотря на это, она носит мужскую одежду с 16 лет. Отец поддерживает это решение, но окружающие часто относятся с недоверием: некоторые даже пытаются дотронуться, чтобы проверить, парень перед ними или девушка. Фатима дружит в основном с парнями, а вот девушки её дразнят. К внешнему виду Фатима относится философски:
«Знаете, я не считаю себя бача-пош. Это не совсем правильно. Я — это просто я. Я одеваюсь так, чтобы у меня было право выбора и независимость, чтобы можно было самостоятельно решать, когда и что мне делать и куда ходить. А вообще-то это просто одежда».
Как это отражается на психике
Мы поговорили с психотерапевтом, чтобы узнать, как обычай, когда родственники переодевают девочку в мальчика, может отразиться на её психике.
Девочка, которую все родные стали считать мальчиком и одевать в мужскую одежду, вероятно, чувствует себя сильно дезориентированной, напуганной и преданной близкими. Важно понимать, что история про бача-пош — это не про пол или гендер и тем более не про одежду. Это история про насилие. Про бесправность и дегуманизацию, про патологическую систему, в которой можно «взять» ребёнка, как вещь, и сделать из него «нечто», служащее интересам взрослых. Как именно это делается — уже вторично.
Внешний вид — это физически видимая часть нашей личности. Мы хотим, чтобы другие люди, особенно значимые, видели именно нас, а не кого-то другого. Через внешность, в том числе с помощью одежды, мы показываем себя. Ощущение «невидимости», того, что все смотрят вроде бы на тебя, но видят кого-то, кем ты не являешься — ужасно. Сам мир говорит тебе: «Тебя не существует! Такой, каким ты на самом деле являешься, ты никому не нужен! Нужна твоя „оболочка“ в „правильной“ для семьи и общества одежде».
Диссоциация, «омертвение» всех чувств, утрата связи с телом и эмоциями — это самое частое, что происходит в случае тяжёлых травматических воздействий. А практика бача-пош, несомненно, является именно таким воздействием. Внешне при этом может казаться, что с человеком всё хорошо: он спокоен, дела делает, не скандалит. Даже сам человек может начать считать так же и передавать травму дальше. Например, повторять сотворённое с ним со своими собственными детьми.
Другой вариант, при сохранении чувствительности, — это внутренний ад, при котором ребёнок или подросток понимает, что происходит нечто ужасное и калечащее, но не может этого избежать. Скорее всего, это будет рождать суицидальные мысли и стремления, а в некоторых случаях расстройства психики.
Обратный переход, который происходит с бача-пош в подростковом возрасте, ощущается как второй удар по ещё не зажившей ране. Люди — очень адаптивные существа, особенно в детстве, и во имя выживания могут приспособиться почти что к любым условиям. И вот когда произошла некая адаптация, снова происходит «разрушение мира». Ретравматизация иногда бывает более пагубной, чем первичная травма, и чаще всего именно ретравматизация закрепляет выученную беспомощность и ощущение дегуманизированности.
У травмированного человека могут возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство или депрессия. Могут быть и другие реакции психики.
Бача-пош берут на себя «мужскую роль», которая считается социально одобряемой в Афганистане. Они одеваются как мальчики, ведут себя как мальчики и выполняют работу, которую девочкам делать запрещено. Однако, когда они достигают половой зрелости, они вынуждены заново «строить» женскую идентичность.
Идут споры о том, помогает ли практика бача-пош преодолеть неравенство или лишь наносит психологический ущерб женщинам. Афганские активистки считают, что настоящая проблема заключается не в самой практике, а в гендерном неравенстве и отношении к женщине в целом.
Примечание: исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена.