Несносное, наглое, жутковатое привидение, обожающее терроризировать всех вокруг, возвращается. Почти сорок лет спустя после выхода первой части Битлджус вновь готов навести шороха и среди живых, и среди мёртвых. Саша Подольникова посмотрела продолжение приключений самого известного в мире биоэкзорциста и считает, что фильму Тима Бёртона удалось избежать «проклятия сиквела».
О чём фильм «Битлджус Битлджус»
С событий первого «Битлджуса» минуло 36 лет. Лидия Дитц по-прежнему на короткой ноге с потусторонним миром и даже монетизировала свои способности. Теперь она ведущая собственного шоу «Дом с привидениями». Лидия разведена и растит дочь-подростка Астрид, и особого взаимопонимания между ними нет, прямо как когда-то между ней и её мачехой Делией. В остальном у героини всё неплохо: высокие рейтинги шоу, заботливый красавец-бойфренд (он же продюсер «Дома с привидениями») Рори. Но вот однажды во время съёмок Лидия видит в зале призрак Битлджуса. С тех пор всё идёт наперекосяк.
Семейная трагедия заставляет Лидию забрать дочь из школы-интерната и вместе с Делией временно поселиться в том самом доме на холме, где она жила в юности. Когда Астрид находит на чердаке оставшийся от прежних хозяев макет города, Лидия предостерегает дочь: ей ни в коем случае нельзя называть имя Битлджуса. Похоже, этот эксцентричный и малоприятный призрак всё ещё обитает внутри макета и только и ждёт, когда его вызовут из могилы.
Поначалу Астрид скептически относится к рассказам матери. Верить в привидений? Какая ерунда! Но оказывается, девушка унаследовала способности Лидии общаться со сверхъестественным. Во время прогулки Астрид знакомится с парнем Джереми, который оказывается призраком. Он просит героиню помочь ему вернуться в мир живых, а взамен обещает ей воссоединение с отцом Ричардом. Тот пропал без вести во время поездки по Южной Америке, и его тело так и не нашли. Лидия узнаёт, что Джереми не так прост, и отправляется спасать Астрид, которая может навсегда сгинуть в загробной жизни. Но одной ей не справиться, и на помощь приходит Битлджус. Разумеется, не задаром. Герою нужно избавиться от преследований бывшей жены, которая вот уже несколько столетий жаждет мести.
Сценарная команда полностью обновилась. Майкла Макдауэлла, придумавшего большую часть оригинального сюжета (принёсшего ему несколько профессиональных премий) не стало в 1999 году. На смену Макдауэллу пришли продюсер «Уэнсдей» Альфред Гоф, создатель «Тайн Смолвилля» Майлз Миллар и сценарист Сет Грэм-Смит, известный пародийными вампирскими и зомби-историями. Неплохой задел для жутковатой сказки.
К своим ролям вернулись Вайнона Райдер, сыгравшая Лидию, Кэтрин О’Хара (Делия) и, конечно, главный актёр Бёртона Майкл Китон (он четырежды снимался у режиссёра, сыграв в числе прочего Бэтмена). Среди новых лиц — Дженна Ортега в роли Астрид, Джастин Теру в роли бойфренда Лидии, который оказывается совсем не белым и пушистым, и Моника Беллуччи в образе бывшей жены Битлджуса, страстно желающей прикончить благоверного. Бонус — маленькая роль Уиллема Дефо, детектива-призрака, который воображает себя не то спецагентом, не то крутым копом.
Каким получился фильм «Битлджус Битлджус»
Фанаты могут выдохнуть: автор не растерял творческого запала и по-прежнему исследует любимую тему с интересом. А любимая тема у Бёртона, конечно, — смерть. Кажется, мало кто работает со смертью с такими вниманием, нежностью и озорством, как это делает создатель «Битлджуса». Там, где у других с гибелью героя его линия заканчивается, у Бёртона всё только начинается (вспомним «Труп невесты» и «Сонную лощину»). Так происходит и со вторым «Битлджусом», приготовившим зрителю вереницу колоритных персонажей, которые с нетерпением ждут начала новой загробной жизни, вызывая одновременно и ужас, и искреннюю улыбку. Кого-то жалит беззубая змея, кому-то очень любопытному откусывает голову акула, а кому-то голову отрывает собственная жена. Кто-то усох до состояния скелета и всё равно с наслаждением продолжает дымить сигаретой. Кто-то, будучи лет двести как в могиле, не прочь завести интрижку на одну ночь. Смерть и жизнь в одном флаконе, логика и абсурд, макабрический юмор как он есть. В этой типично бёртоновской атмосфере расцветает история Лидии и Астрид, в которой смерть становится стартом захватывающей эпопеи с перемещениями между мирами живых и усопших.
И до чего приятно вернуться в знакомый сеттинг этих самых миров. В дом на холме, в «комнату ожидания» для мертвецов, напоминающую инфернальный МФЦ с недружелюбными уставшими сотрудниками, очередями и талончиками. В кладбищенский склеп, из которого так удобно выпрыгнуть, к знакомому порталу в загробный мир, нарисованный мелом на двери, на спутник Сатурна с ползающими по планете песчаными червями. Всё воссоздано с любовью. А главное, в этот старый-новый сеттинг естественным образом вписались новые герои. Дженна Ортега как будто всегда играла Астрид (однозначно, актриса принесла с собой шлейф героини из «Уэнсдей»). Гармонично выглядит и появление Моники Беллуччи. Линия её Делорес не вполне закончена, и характеру не хватило объёма. Но Беллуччи сделала для героини всё, что могла, показав прекрасную и разъярённую женщину, вставшую на дорогу отмщения. Женщину, разумеется, давно мёртвую, и не без участия Битлджуса. Искренне жаль, что сцен с Делорес в фильме немного, но и те, что есть, восхищают. Взять хотя бы ту, где расчленённая Делорес по кускам собирает себя обратно, скрепляя части тела чем-то вроде скоб — чистый Франкенштейн.
Как и в предыдущем фильме, приключения происходят не просто ради приключений (хотя экшена, в продолжении, пожалуй, даже побольше). В замысловатую картинку в мрачных тонах режиссёр ненавязчиво «зашивает» посыл о чувствах. Несмотря на несколько романтических линий на том и этом свете, главная любовь здесь — матери и дочери, которых сближает пережитое. Но и негодника Битлджуса, конечно, не стоит сбрасывать со счетов. Битлджус кажется эдаким трикстером, нагловатым, болтливым, подначивающим окружающих на странные поступки. В то же время он, говоря булгаковским языком, «часть силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо». «Хорошие» герои от его жутких проделок не страдают, а мерзавцы — очень даже. И сиквел эту черту раскрывает гораздо полнее. Мало того, здесь намекают, что, возможно (но не точно), Битлджус умеет любить. Не зря создатели вводят в сюжет бывшую жену героя, которую он встретил во времена эпидемии чумы и от которой немедленно потерял голову. Да, потом их отношения, мягко говоря, разладились, но как хорошо всё было вначале! И это не единственный любовный интерес нашего трикстера. Впрочем, Бёртон не был бы Бёртоном, позволь он романтике взять верх. Нет, режиссёр остаётся верен себе и в самые трогательные моменты не забывает напустить жути. За это мы его и любим.
Станьте первым, кто оставит комментарий