Смотреть
25 февраля 2023

Сказка-быль: что такое автофикшен и чем он ценен для читателей и писателей

В сборнике «Невидимые голоса», который вышел в издательстве Popcorn Books, собраны рассказы современных писателей и писательниц о буллинге, зависимостях, потере близких. Авторы нередко выбирают жанр автофикшен, чтобы рассказать о своей боли, и темах, которые их волнуют.

Что такое автофикшен

«Честный», «новый», «запутанный», даже «вирулентный»  — такие определения дают автофикшену. На деле можно сказать так: это «голос» авторов без преград. Автофикшен сочетает в себе автобиографию и художественность. Он помогает писать о том, что чувствовал когда-то писатель или что испытывает сейчас. В этом жанре позволительно немного приукрасить, пофантазировать. Но всегда есть вариант рассказать, как всё было на самом деле. Автофикшен про новую искренность без преувеличений и маскировки чувств под «синие шторы».

Почему писатели прибегают к автофикшену

Возможность прожить свою боль

В автофикшене можно не выдумывать героя и предлагаемые обстоятельства: у авторов есть их жизнь. Достаточно сказать: «Это я. И вот что со мной случилось, могло бы случиться, случится однажды».

Автофикшен помогает писателю прожить боль, которую он испытал. Читатель начинает разворачивать травму, описанную в книге, как многослойную обёрточную упаковку. Иногда автор транслирует точку зрения через нескольких персонажей, которые вместе складываются в образ писателя и его прожитый опыт. Можно сказать, что автофикшен — это форма терапевтического жанра.

«Лето. Мама оставляет меня. Я забрасываю её землёй до тех пор, пока не исчезаю вместе с солнечным светом. Теперь я иллюстрирую книги, представляешь. И наконец-то я — это я»

«Чёрное пятно», Марина Козинаки

Сочетание выдуманного с реальным

Одна из авторов «Невидимых голосов» Ольга Брейнингер сказала: один из самых сложных шагов, чтобы написать автофикшен, — шаг «через себя». Жизнь и персона автора должны перейти из субъекта в объект текста. 

Автофикшен отличается от автобиографии большим пространством для манёвра: созданный объект можно назвать как угодно, присвоить ему любые качества, выставить нужные декорации. Смерть может стать чёрным пятном, болезнь — одушевлённым «теловым», который сидит внутри, разговаривает и не даёт жить. Автофикшен одаривает авторов вседозволенностью: можно сделать со своей болью всё что захочется.

«Порой он щекочет меня паучьими мохнатыми лапами, порой липнет к коже холодом, словно змеиное тело. Порой победоносно визжит, и это хуже всего»

«Теловой», Ирина Родионова

Способ говорить о тяжёлом

Бессилие, невозможность помочь любимому человеку, пережитое насилие, буллинг — события настолько страшные, что их не хочется помнить и носить в себе. И кажется, единственный способ избавиться от мыслей — написать о них.

«Я посмотрела на пимпочку и про себя улыбнулась: вот она. Кнопочка блокиратора на месте, важно торчала из двери. Я рванулась к ней, Пашино предплечье напряглось на секунду, потом отпустило, я дёрнула автоблокиратор и вывалилась на дорогу, долбанув дверью соседнюю машину… Открылась.»

«Автоблокиратор», Яна Москаленко

Сохранение и передача опыта

Для многих авторов текст — это опыт сохранения. Не напишешь — забудешь, а забывать нельзя. Нужно запомнить, как провёл в глуши несколько месяцев, чтобы побороть зависимость. Запомнить, что война — это страшное, ужасное, самое гадкое, что может произойти. Сохранить болезненное воспоминание о встрече с насилием и рассказать: насилие есть, но оно не должно быть частью жизни, его надо искоренить.

Каждый раз, когда авторы пишут о себе и своём опыте, происходит небольшое исследование травмы. Результатами этих исследований позволяет делиться автофикшен.

«Опавший лист вдруг взлетел с земли и вернулся на ветку. Не сразу я понял, что это был вовсе не лист, а мотылёк. На моих глазах мёртвое вдруг стало живым, и тогда я подумал, что всё ещё можно исправить. Пусть от проблем нельзя убежать — сдаваться нельзя»

«Сезон Кабанов», Саша Карин

Что значит автофикшен для читателя

Не стоит забывать, что автофикшен — это всё ещё художественный жанр. Это не автобиография, где все факты правдивы, а автор равен герою. Автофикшен создаёт между ними дистанцию. Точки соприкосновения реальности и текста существуют, но всё пространство между ними может быть наполнено фантазией.

Для читателя автофикшен становится магически притягательным: читатель соглашается вступить в игру, правдивость которой даёт импульс уже к познанию собственной реальности. И авторы, и читатели в современном мире прежде всего ищут искренность. Это, пожалуй, основная тема, которая волнует всех.

Текст подготовила Полина Курант.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
I’ll Be There for You! O‘stin посвятил мини-коллекцию сериалу «Друзья»
Любовь в древнем Китае: 6 безумно романтичных дунхуа
«Одноклассники» запустили свой дейтинг-сервис: какие у него функции?
Юбилейный фестиваль РОЗАФЕСТ 2025 x СБП представил свою полную программу
Флоренс Пью может стать принцессой Disney
От Сейлор Мун до трусов: почему тесты «Горящей избы» — больше чем просто развлечение