Перезарядка и отдых от рутины периодически нужны всем. Вместе с компанией «Самолёт» рассказываем, как выбрать пространство в городе, которое поможет решить эти задачи.
Что такое третье место
Этот термин в конце 1980-х ввёл Третье место: общественное пространство в полном смысле слова / Курьер ЮНЕСКО в оборот американский социолог Рэй Ольденбург. Он выделил в городе несколько пространств, в которых протекает жизнь человека. Дом — первое место, работа или учёба — второе. Казалось бы, на этом всё. Но чтобы горожанин не сошёл с ума от рутины, единственным развлечением в которой является поездка в офис, должна существовать ещё одна локация. Такая, в которой получилось бы забыть о насущных проблемах, пообщаться, просто расслабиться и сменить обстановку. Это и есть третье место.
Ольденбург в своей работе в качестве примера приводил английские пабы и американские таверны. Но роль третьего места могут играть и другие точки: салоны красоты, фитнес-залы, скверы, книжные магазины.
Идеальный пример — кофейни с диваном, в которых регулярно встречаются герои американских ситкомов.
Главные задачи What Is A Third Place? (And Here’s Why You Should Have One) / The Good Trade третьего места — поддерживать психологическое равновесие и помогать человеку чувствовать себя хозяином своей жизни. Ведь именно он нашёл пространство, которое отвечает всем желаниям и потребностям! Ещё такие локации позволяют бороться с одиночеством, дают J. Joo. Customers’ psychological ownership toward the third place / Springer Nature ощущение принадлежности к какому-либо сообществу и даже способны стать частью личности человека. Плюс иметь место, в котором знают ваше имя и привычки, — это удобно и приятно.
Каким должно быть третье место
Такое пространство может быть не только реальным, но и виртуальным, например онлайн-игры или сообщества в соцсетях. Но где бы третьи места ни находились, основные характеристики Третье место: общественное пространство в полном смысле слова / Курьер ЮНЕСКО у них будут одинаковыми.
Здесь все равны
Третье место — не элитный клуб, куда пускают только по приглашениям. Оно существует, чтобы человек мог отдохнуть от жёстких корпоративных и семейных иерархий и ощутить, что его ценят за то, какой он есть здесь и сейчас.
Да, в таких местах могут быть завсегдатаи, но они не являются людьми с привилегиями. Их миссия — создавать атмосферу и сохранять локальные традиции. Это могут быть музыканты, постоянно выступающие в баре, или просто яркие «городские персонажи». Их присутствие не мешает главной задаче — созданию чувства принадлежности к группе для каждого, кто сюда приходит.
Не требует серьёзных расходов
Деньги за вход или дорогое меню способны сформировать социально однородный контингент из состоятельных людей. Но это не про третье место. Такое пространство должно быть потенциально доступно для всех горожан: в нём легко соседствуют бизнесмены и студенты, пожилые и молодые, мужчины и женщины.
В идеале в третьем месте вообще не нужно тратиться. Поэтому в качестве такой локации может выступать парк, библиотека или даже обычный двор многоквартирного дома.
Ближе познакомиться с концепцией третьего места в конце августа можно было в поп-ап пространстве «Центр жизни» от компании «Самолёт». Оно работало на площадке «Котельная» Хлебзавода №9. Гостям там предлагали пообщаться в дружелюбной обстановке и пройти бесплатный чекап: побеседовать с коучем-психологом и карьерным консультантом, проверить здоровье и физическую подготовку. В конце посетители получали рекомендации от специалистов.
Находится в доступном месте и открыто в удобное время
Работа и дом отнимают большую часть дня человека. Задача третьих мест — вписаться в свободные поля расписания. Если пространство закрыто в ваши выходные дни или никак не влезает в график, то считать его той самой точкой для разгрузки нельзя.
Третье место должно быть локальным. Если вы едете в клуб или на выставку через весь город на такси — это не оно. А вот если идёте в любимую кофейню за углом или выгуливаете питомца с другими собаководами в соседнем парке — то что нужно.
Обладает непринуждённой атмосферой
Третье место создано для отдыха, поэтому напряжённости и пафоса в нём быть не может. Если пространство или его гости заставляют стесняться себя или чувствовать неловкость, например из-за внешности, одежды, незнания каких-то книг или фильмов, — вы попали не туда. Подобное поведение нарушает основной уравнивающий принцип третьего места и вынуждает посетителей казаться не теми, кто они есть на самом деле.
Ещё один важный признак третьих мест — нейтральность. Они ни к чему не обязывают посетителей. Даже если речь идёт о точках с ярко выраженной функцией, например о пабе или кофейне. В них ходят не ради еды и напитков, а за общением.
Может казаться, что в подобных пространствах воцарилась социальная утопия, в которой все люди друг друга любят и безоговорочно принимают. Но это не так. Ольденбург называет третьи места «сортировочными узлами». Получив безопасные условия для общения, человек определяет, кто в группе ему нравится, а кто не очень, и сам выбирает, с кем сблизиться.
Располагает к разговорам и самовыражению
Попадая в третье место, вы интуитивно чувствуете себя в кругу приятелей. Кажется, просто хотели сходить вечером в бар, а в итоге перезнакомились и поболтали с кучей случайных людей обо всём на свете. Возможно, вы никогда с ними больше не увидитесь, но сценарий повторится через неделю уже с другим составом.
Такие пространства можно называть современными античными форумами. Здесь сталкиваются абсолютно разные люди и не боясь выражают самые смелые и парадоксальные мысли.
Рэй Ольденбург считает Третье место: общественное пространство в полном смысле слова / Курьер ЮНЕСКО разговоры основным занятием в третьем месте. Люди приходят туда, чтобы повеселиться и удовлетворить потребность в неформальном общении. Настроение беседы может быть любым — главное, чтобы она приносила удовольствие. Именно это мотивирует возвращаться в третье место снова и снова.
В «Центре жизни» можно было не только пройти чекап внутреннего состояния, но и поработать с ноутбуком или просто приятно провести время в лаундж-зоне, мини-кофейне и лимонадной станции от Mitzva Bar.
Ещё там проводили несколько необычных интерактивов. Например, на аудиоперфомансе «О себе» зрителям предлагали запечатлеть свои эмоции в послание на специальной металлизированной поверхности и позже получить его в оцифрованном виде. А в другой части «Центра жизни» гости могли смешать собственный коктейль с уникальным вкусом, отражающим внутреннее состояние его создателя.