Комментарии

«Я окончила школу в 11 лет, но не потому, что я гениальная». История обычной девушки с необычной биографией

Героиня нашего материала Камилла Самохина поступила в университет в 12 лет. И она уверена, что в этом нет ничего необычного (что‑о?!). Мы, конечно, с ней не согласны, поэтому решили записать её историю, чтобы выяснить, как так вышло и чем потом занимаются люди с ТАКИМ бэкграундом.

Начнём твою историю немного издалека. Кем ты хотела стать в детстве?

Кем я только не хотела стать. У меня в детстве были девчачьи такие дневники с вопросами о себе. Я их просто обожала, постоянно покупала. Но всегда заполняла только первую страницу. В первый год там было написано: «Меня зовут Камилла, мне шесть лет, я хочу быть балериной». На следующий: «Мне семь лет, я хочу быть шахматистом». И так почти ежегодно: балерина, шахматист, математик, танцор. Желания менялись постоянно.

А почему так происходило? Ты наблюдала за чем-то или находила примеры для подражания? 

Я много чем занималась. Хотела стать балериной, так как мама пробовала отдать меня на балет. Но меня не взяли, не помню, почему. Наверно, это даже хорошо. Потом я занималась шахматами десять лет. Отсюда желание стать шахматисткой. Математиком хотела стать по примеру родителей: они оба инженеры. А ещё я певицей хотела стать. Пять раз пробовала поступить в музыкалку, но меня не брали.

А что родители советовали по поводу будущей профессии? 

Мама и папа окончили Бауманку. Так что у нашей семьи была техническая направленность в знаниях. Они говорили, что с таким образованием можно выбрать любую профессию. Мама со мной занималась математикой, так что, наверно, мой дальнейший путь был предопределён.

И не было внутреннего сопротивления тому, что в тебе воспитывали больше математические способности? 

Нет, мне нравилось. Мама отличный репетитор, она умеет объяснять, так что я не занималась через силу. 

А когда ты всерьёз задумалась, кем хочешь стать? В старших классах? 

Я окончила школу в 11 лет. В этом возрасте было трудно представить будущую профессию. Хотелось быть инженером и математиком, как мама и папа, но что именно делать, где работать — не знала. 

Так продолжалось и в университете. Я поступила в МГТУ гражданской авиации на прикладную математику. Окончила в 16 лет, летом мне исполнилось 17. И почти все мои одногруппники не представляли, кем мы станем после выпуска. Прикладная математика очень обширная. Если ты учишься, грубо говоря, на экономике, то ты знаешь, что будешь экономистом. На педагогике — преподавателем. А на нашей специальности было сложно представить точную профессию, если только не хотелось заниматься наукой.

Как так получилось, что в 11 лет ты полностью освоила школьную программу?

Я училась экстерном: два класса за год. Смотри, как получилось. Мама занималась со мной с самого детства. Мы часто играли в школу. Я очень любила эту игру и в пять лет всех достала, упрашивая, чтобы меня отправили за настоящую парту. Мама нашла единственную школу, которая согласилась принять меня в пять лет. 

И вот я пришла в первый класс, но мне быстро стало скучно. Я уже умела читать, писать и решать какие-то уравнения. Делала по три контрольные за урок. Но не потому, что гениальная. Просто уже всё это узнала на занятиях с мамой. Так что родителям посоветовали перевести меня сразу в третий класс. 

Четвёртого в нашей программе не было, поэтому в пятый класс я пришла в семь лет, тогда как ребятам было по 11–12.

В школу я ходила до седьмого класса, а потом перешла на домашнее обучение с мамой. За полгода проходила программу учебного года, сдавала экзамены и переходила в следующий. Только девятый класс я проходила один год, потому что нужно было сдавать ГИА. Потом 10–11‑й, и в десять лет я окончила школу. У меня сестра такая же. Ей 14 лет, она учится на третьем курсе университета.

девушка вундеркинд: камилла самохина

Звучит просто восхитительно. А тебя не тяготило, что ребята вокруг были старше? Удавалось ли заводить друзей?

У меня были подруги в школе, но мы постепенно перестали общаться, так как я осваивала классы за полгода. Но я ещё ходила в кружки. У меня много друзей с шахматного класса. А в университете я училась все пять лет, там встретила лучших подруг, мы дружим уже лет 13, получается. Меня никто особо не обижал и не травил из-за возраста. Могли принести «Растишку», но это были добрые подколы. Преподаватели тоже не особо замечали, что я сильно младше. Да я сама не сказала бы, что выглядела сильно ребёнком. 

Ты сказала, что даже после вуза не знала, кем хочешь работать. Как тогда начинала свой путь в профессии?

Вообще я начала подрабатывать с 13 лет. Моя первая работа была в кол-центре. Это было ужасно. Я продержалась несколько дней. Очень напряжённая работа. Потом работала промоутером в фотостудии. Мы с подругой хотели немного подзаработать. Некоторое время работала шахматным судьёй. Я долго занималась, хорошо знала правила и могла разрешать сложные случаи, поэтому меня приглашали судить соревнования на детских турнирах. А ещё работала инструктором по необычным видам передвижений.

На первую серьёзную работу пошла после университета. Меня «выпихнула» мама. Мне тогда было 17 лет, я поступила на стратегический менеджмент, чтобы получить второе высшее. Решила с работой подождать, пока не исполнится 18. Но мама посоветовала всё-таки попробовать что-то найти.

Я искала долго. Как и подозревала, никто не хотел принимать 17-летнюю девушку. Официальное трудоустройство можно оформлять только с 18 лет, плюс несовершеннолетним нельзя работать полный день. Тогда я написала в резюме, что мне 22. 

Пришла в компанию на собеседование, прошла его и тогда рассказала, что мне на самом деле 17. Но меня всё равно взяли. Кстати, в качестве тестового задания на собеседовании мне нужно было обыграть мою будущую руководительницу в шахматы. Что я вроде как и сделала.

Это был Институт системного мониторинга. Меня приняли на должность аналитика. Это была прикольная работа. Я хорошо прокачалась в поиске и выполнении разных задач. У нас был забавный гендиректор. Очень увлекающийся человек, постоянно запускал новые проекты. «А давайте сделаем магазин скутеров» — и вот я уже делаю анализ рынка скутеров. «Давайте сделаем вертолётное такси» — уже гуглю цены на бензин для вертолёта. В какой-то момент обнаружила, что читаю в интернете, как поднимать вертолёт в воздух с плато в каньоне. Но потом он ушёл из компании, проект, в котором я работала, закрыли, и я решила найти более серьёзное место работы. 

девушка-вундеркинд: камилла самохина

Я устроилась системным аналитиком в другую компанию. Но получилось так, что я пришла во время перемен. Компания формировала новую структуру, и через три месяца на новой работе меня сделали руководителем отдела. Мне было 19 лет, а в подчинении три парня 25–30 лет. Они сильно удивились. 

Если посмотреть на ситуацию их глазами, руководителем поставили совсем молоденькую девушку. Как находила общий язык?

Я выбрала тактику честности. Понимала, что у них опыта больше и, возможно, кто-то из этих ребят лучше подходит на роль руководителя. Но случилось то, что случилось. Я проявляла уважение, открыто говорила, что чего-то не понимаю, советовалась с ними. И у нас сложились достаточно партнёрские отношения. Потому что я не корчила из себя что-то только из-за того, что я руководитель.

Потом я перешла в «Тинькофф», и работаю там до сих пор. Меня нашли через HH и позвали на собеседование. Я решала логические задачи, общалась с руководителями. В итоге меня взяли.

Я стала работать технологом. Можно сказать, что это аналитик, проектный менеджер и немного продуктолог в одном флаконе. Это человек, который везде сунется, что-то поправит, что-то улучшит. Я проработала полгода, когда начали расширять мобильный банк. Меня сделали руководителем технологов этого отдела. Начали расширять команду. 

А потом я захотела перейти в продакт-менеджеры. Мне стало интересно. Хотела больше понимать бизнесовую часть и отвечать за развитие продукта. И как в пять лет я достала маму, что хочу в школу, так и в компании я всех достала, что хочу быть продактом. И когда возможность представилась, я получила эту должность. Сейчас я отвечаю за сервисы «Рестораны» в супераппе. Придумываю новые фишки для продукта, делаю так, чтобы к нему подключалось больше ресторанов с кешбэком для клиентов. 

Как это произошло? Ты выполняла дополнительные тестовые или тебя сразу взяли на основе предыдущих достижений?

Недостаточно сказать «я хочу» и ждать, что тебе сразу всё дадут. Это немного инфантильное поведение. Нужно ещё показать, что ты умеешь для этой должности. 

Мне была интересна продуктовая аналитика, но я почти в ней ничего не понимала. Тогда я пришла к нашему продуктовому аналитику и попросила скидывать мне часть задач. Он сможет переключиться на задачи потруднее, а я буду учиться. 

Он согласился, я стала у него на подхвате. Потом этот парень уволился, а задачи остались, ребята стали приходить ко мне, просили сделать продуктовую аналитику. Потом я ещё выступила на нашей внутренней конференции со своим проектом. Тоже везде залезла, всё выяснила, сделала хорошую аналитику. И тогда люди поняли, что я могу это сделать. Когда представилась возможность, меня перевели в продакты. 

А как тебе удавалось успевать делать задачи по основной работе и при этом ещё выполнять дополнительные?

Я старалась использовать тайм-менеджмент. Есть полчаса свободных — можно переключиться на задачу. Можно сделать что-то после работы. Плюс мне это было интересно, так что допзадачи не были в тягость. Если человек хочет научиться, но при этом всё время откладывает это дело, значит, на самом деле ему не так сильно это нравится. Может, это просто не тот момент времени. 

И да, я не могла предугадать, что я захочу стать продактом и сразу освободится место. Это не зависит от тебя, и повлиять на это ты не можешь. Ты можешь показать, какой ты классный, что ты можешь делать. Фокусируешься на этом. А дальше уже как получится.

Тебе не было жалко уходить с руководящей должности обратно на штатного сотрудника?

На самом деле не жалко. Руководителями становятся не для того, чтобы выпендриваться количеством человек в подчинении. К тому же, чтобы стать руководителем на новом месте, нужно в любом случае сначала добиться успеха на текущей должности. Это довольно логичная карьерная лестница. Поэтому жалеть особо не о чём. Наоборот, круто. Хорошо, что не подписываю бумажки с отпусками. 

девушка-вундеркинд: камилла самохина

Ты производишь впечатление очень организованного человека, который никогда не тратит время впустую. 

Это не так, я очень люблю потупить в соцсетях. Просто научилась организовывать своё время, по крайней мере рабочее. В свободное время я могу залипнуть в инстаграм или в сериал. Но в рабочее время я выстраиваю список задач и придерживаюсь его. 

А как сочетаешь работу и личную жизнь? 

Я не верю, что нужно выбирать между карьерой и семьёй. Это не одна шкала: либо туда, либо туда. На самом деле это две шкалы. Ты можешь на полную включить и работу, и на полную можешь включить семью.

Я замужем, мы оба работаем и равномерно делим обязанности по дому. Я, например, терпеть не могу мыть полы. А посуду — люблю. Но если вдруг прихожу домой, а полы не помыты, никто не будет устраивать скандал. Если муж устал, я выполню его обязанности. А он поддержит меня в следующий раз.

Конечно, есть успешные бизнесмены, у которых нет семьи. Но есть и обратные примеры. Мои подруги успевают вести бизнес и воспитывают детей. Чтобы сочетать карьеру и семью, нужно прокачивать навыки. И ещё важно, чтобы рядом был человек, который готов выстраивать партнёрские отношения, а не свалит все домашние заботы на вас.  И тогда всё получится.

Как ты считаешь, должно ли быть у человека одно дело на всю жизнь?

Сама концепция, что в 17 лет нам нужно определиться, кем мы хотим быть, довольно нереалистична. Сейчас такое время, когда больше не нужно трудиться всю жизнь на одном заводе. 

А чтобы найти путь развития, нужно для начала изучить свои сильные стороны. Это касается не только знаний в математике или химии. Может, ты хороший переговорщик. Или есть навыки презентации. В конце концов, можно поступить в технический вуз, а в свободное время заниматься рисованием и потом пойти работать дизайнером. 

В этом плане мне понравилась идея книги «Гибкое сознание». Что на самом деле всё в наших руках. Не нужно сразу делать себе установку, что вот это я могу, а вот это не могу. Когда сознание гибкое, ты начинаешь думать о том, что всё зависит не от судьбы, которая дала определённый набор умений, а от тебя и твоих усилий. Если выучился на одну профессию, а потом захотелось освоить другую — всё зависит только от тебя.

Амбассадор саморазвития на диване. Уже три года смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. В свободное время слежу за профессиональными стилистами и повесткой Vogue, штудирую книги об истории моды и собираю личную коллекцию шмота и украшений.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.