А что, если «В поисках Немо» — не просто трогательная сказка об отце и сыне, потерявшихся на просторах океана, а история об утрате? А «Белоснежка» вовсе не лавстори со счастливым концом? Собрали мрачные фанатские теории о диснеевских мультфильмах. Теперь любимое кино нашего детства не будет прежним!
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
Сюжет: мама принцессы Белоснежки умерла, когда та была ещё ребёнком. Спустя годы король-отец женился вновь — на тщеславной женщине, которая возненавидела Белоснежку за её красоту. Королева задумала погубить девушку и велела слуге увести её в лес и убить. Однако героине удаётся выжить. Она находит приют в домике, где обитают семеро гномов. Белоснежка и гномы быстро становятся друзьями. Мирное течение жизни нарушает Королева. Завистница узнаёт, что девушка жива, и подбрасывает той отравленное яблоко. Кажется, спасти Белоснежку может только чудо. И оно является ей в лице прекрасного Принца.
Но что, если Принц — вовсе не воплощение романтической любви, не идеальный герой, который вытаскивает её с того света? Таким вопросом задались поклонники сказки. По их мнению, Принца из плоти и крови никогда не существовало. Он сам — метафора смерти. Смерть в культуре уже представала в образе красивого юноши. Например, в древнегреческой мифологии её изображали в виде бога Танатоса.
Первая встреча Принца и Белоснежки происходит, когда, услышав её пение за стеной замка, он сворачивает с дороги и решает познакомиться. В момент, когда их взгляды встречаются, девушка чересчур близко подходит к краю колодца. После этого героиня убегает в замок. Фанаты предположили: она делает это не из-за смущения, а потому что оказалась слишком близко к смерти, едва не упав в колодец. Чуть позднее Белоснежка флиртует с Принцем, отправляя ему голубя. Здесь зрители тоже видят «смертельную» отсылку. Голуби символизируют баланс между земным и небесным, и в этой сцене душа героини как бы готовится покинуть тело.
Соответственно, в кульминационной сцене, когда Принц целует лежащую без чувств Белоснежку, он вовсе не пробуждает её к жизни. Наоборот, это смерть забирает душу героини. Распрощавшись с гномами, герой увозит девушку в замок, и в последних кадрах они вдвоём стоят перед сияющим в лучах солнца замком. Замок буквально находится в облаках — то есть речь идёт о небесном царстве, считают интернет-пользователи. Другой довод в пользу этой теории: не будь Белоснежка мертва, она бы обязательно взяла с собой своих верных друзей-гномов в новую счастливую жизнь. Но Принц и героиня уезжают в закат вдвоём, ведь гномы живы, а значит, не могут последовать за ними на небеса.
«Это однозначно был поцелуй смерти. Так, кстати, раньше проверяли, есть ли у человека дыхание, пока не научились прощупывать пульс. И этот замок в облаке в ореоле золотого света в последней сцене… Принц и Белоснежка точно отправляются на небеса».
YouTube
«Поскольку замок находится в облаках, Белоснежка попадает в рай. Принц стал её освобождением, она наконец-то будет счастлива на небесах».
YouTube
«Великое путешествие Пуха: в поисках Кристофера Робина» (1997)
Сюжет: медвежонок Винни и его друзья живут в Стоакровом лесу. Одним прекрасным днём герой отправляется в гости к ослику Ушастику (Иа), чтобы попросить мёда. Выясняется, что лакомства у него нет, а ещё куда-то запропастился хвост ослика. Так Винни ввязывается в приключение и отправляется на поиски. Компанию ему составляют Тигруля, Кролик, Хрюня (Пятачок), Кенга и Крошка Ру. Параллельно с этим пропадает ещё один приятель Винни — мальчик по имени Кристофер Робин. Кажется, он попал в лапы загадочного чудовища. И конечно, Винни спешит на помощь!
Казалось бы, более добрую, лёгкую и светлую сказку, чем приключения Винни и его друзей, отыскать сложно. Все неприятности благополучно разрешаются, пропавшие хвосты находятся, а никаких страшных чудовищ, как выясняется, не существует. Но в 2000 году возникла теория, поставившая лёгкость истории под сомнение. На удивление, о ней заговорили не в фанатских кругах, а среди учёных. Группа канадских медиков из университета Далхаузи опубликовала статью с интригующим названием «Патология в Стоакровом лесу». В ней утверждалось, что, вероятно, у персонажей сказки есть ментальные расстройства. Теория не теряет своей популярности до сих пор: на неё любят ссылаться крупнейшие киноиздания.
Согласно теории, Винни-Пух страдает расстройством пищевого поведения: он буквально одержим мёдом. Герой лакомится им при любом удобном случае, «заедая» одиночество: по сюжету, Винни часто достаёт бочонок мёда, когда поблизости нет его друзей. Из-за компульсивного переедания Винни набирает вес, ему трудно двигаться, например играть со своими товарищами или лазить по деревьям за мёдом.
У Хрюни авторы статьи «диагностировали» тревожное расстройство. Это робкий герой, который волнуется по любому поводу. Хрюня постоянно прокручивает в голове разные негативные сценарии. Скажем, когда им с друзьями предстоит охота на Слонопотама, он размышляет: не притвориться ли ему, что у него болит голова. Вдруг Слонопотам окажется слишком жестоким? В то же время Хрюня приходит в ужас от мысли, что тогда ему придётся провести весь день в постели, маясь от безделья. Эти сценарии преследуют его бесконечно, вгоняют во всё большую тревогу, заставляют дрожать. Обычное состояние Хрюни — взволнованное, покрасневшее лицо и дёргающиеся мускулы. Это типично для того, кто страдает тревожным расстройством, подмечают авторы.
У Кристофера Робина учёные предположили состояние, похожее на шизофрению. Главной причиной стало то, что мальчик разговаривает с животными — и те отвечают ему. Вполне возможно, Винни, Хрюня и все их друзья существовали только в воображении Кристофера и все их диалоги и приключения были выдуманными. Ушастику «поставили» депрессию: он постоянно находится в минорном настроении и не ждёт от жизни ничего хорошего. Ушастика ничего не радует: даже когда к нему вернулся хвост, он совсем не выглядел счастливым. У Кролика авторы статьи заподозрили обсессивно-компульсивное расстройство. Персонаж одержим чистотой и порядком и раздражается, когда что-то идёт не по заранее составленному им плану. Например, если в гости внезапно нагрянул Винни, которого никак не выпроводить. Тигруля, по мнению медиков, страдает СДВГ: он чрезвычайно импульсивен и не может усидеть на одном месте. Так, в одной из сцен, придя в гости к Винни, Тигруля хватает со стола скатерть и заворачивается в неё. А потом обвиняет скатерть в том, что она пыталась его укусить. Персонаж также склонен к опасным безрассудным поступкам — однажды он спонтанно залезает на дерево с Крошкой Ру на спине, а потом не знает, как оттуда спуститься.
Учёные не обошли вниманием и второстепенных персонажей. Кенге приписывают гиперопеку над сыном Ру: из-за тревоги за малыша она не выпускает его из своей сумки и фактически принимает все решения за него. Крошке Ру — возможное расстройство аутистического спектра. У него есть сложности с выражением и пониманием эмоций, а речь персонажа однотипна: он часто повторяет одни и те же слова, не вникая в их суть. У Филина нашли симптомы дислексии: он невероятно умён, но испытывает сложности с письмом и нередко путает слова при чтении.
Авторы статьи призывают не принимать теорию близко к сердцу. По словам одной из учёных, доктора Сары Ши, сами они не относились к работе как к чему-то очень серьёзному. Такое признание она сделала после того, как возмущённые поклонники завалили медиков письмами с обвинениями в том, что те омрачили их любимую сказку.
«Теория Винни-Пуха скорее высмеивает то, как мы судим людей, когда сводим их к одному только ментальному расстройству».
профессорка университета Далхаузи
При этом Ши считает, что теория может быть полезной людям, у которых есть ментальные расстройства.
«Здорово, если какой-то ребёнок с особенностями психики посмотрит мультфильм и узнает в героях себя, почувствует, что он не одинок».
профессорка университета Далхаузи
Сам Алан Милн, автор литературного первоисточника, был не понаслышке знаком с темой психических расстройств. Вернувшись с Первой мировой войны, он страдал от ПТСР. По мнению Сары Ши, собственный опыт Милна вполне мог отразиться в этой истории: симптомы ментальных заболеваний в сказке прописаны очень точно.
«В поисках Немо» (2003)
Сюжет: рыба-клоун Марлин в одиночку растит сына Немо. Жена Марлина погибла в зубах рыбы-барракуды вместе с потомством, а Немо вылупился из единственной уцелевшей икринки. Любопытный от природы, во время школьной экскурсии сынишка уплывает в открытый океан. Склонный к гиперопеке Марлин пытается его остановить, но Немо не слушается. Герой хочет доказать отцу, что он уже взрослый. Вне себя от беспокойства, Марлин пускается на поиски беглеца. Немо тем временем открывает новый мир, полный опасностей, обретает верных друзей и заклятых врагов.
Издание ScreenRant пишет о фанатской теории, которая строится на радикальном предположении: Немо никогда не существовало. Подсознание Марлина придумало сына, чтобы справиться с чудовищной потерей: на самом деле в той трагедии он потерял всю семью.
Согласно этой теории, путешествие Марлина через океан — метафора проживания пяти стадий горевания — отрицания, гнева, торга, отчаяния и принятия. Эти стадии описаны в знаменитой психологической модели Элизабет Кюблер-Росс. На стадии отрицания сердитый Марлин с криком «нет!» гонится за Немо, который плывёт к лодке дайвера. Он выныривает на поверхность, пытаясь понять, куда движется эта лодка, и не может поверить, что сына увозят в неизвестном направлении. На следующей стадии Марлин обрушивает свой гнев на рыбку Дори, которая видела лодку, но из-за короткой памяти не может сказать герою, куда уплыло судно. На стадии торга Марлин борется с разными морскими существами от кита до медуз: он уверен, что если вырвется из их лап, то обязательно найдёт сына. Далее Марлин видит тело Немо, ради своего спасения притворившегося мёртвым, и решает, что он и вправду мёртв, — наступает стадия отчаяния. Наконец, после счастливого воссоединения семьи Марлин осознаёт, что гиперопека была лишней. Он говорит сыну, что отныне будет давать ему больше свободы, и обретает душевное равновесие. Это финальная стадия — принятие.
«„В поисках Немо“ — совершенно точно фильм о горе и родителе, потерявшем супруга и детей. Это гораздо более глубокая история, чем может показаться на первый взгляд».
На ScreenRant считают: даже если мультфильм на самом деле и не посвящён гореванию, создателям удалось очень точно и аккуратно обозначить их стадии. Есть и ещё несколько доводов в пользу этой мрачной теории. Возможно, что рыбка Дори, которая повсюду следует за Марлином, представляет собой его сознание. Она как бы выступает проводником в этом процессе горевания. Кроме того, Немо в переводе с латыни означает «никто»: это может быть отсылкой к тому, что герой и вправду существовал только в воображении Марлина.
«Фильм очень тревожит. По сути, сначала бедный Марвин встречается с убийцей, который забирает жизни его жены и детей. Обезумевший от горя, он думает, что у него есть сын и что он воспитывает его. Думает, что его „сына“ похитили, и пытается попросить о помощи, но никто не хочет ему помочь, кроме такой же безумной героини — Дори».
YouTube
«Холодное сердце» (2013)
Сюжет: принцесса Эльза из королевства Эренделл умеет превращать всё вокруг в себя в лёд. Однажды во время ссоры с сестрой Анной она, самая того не зная, погружает Эренделл в вечную зиму. Испугавшись собственной силы, Эльза уходит жить в горы. Чтобы вернуть королевству тепло, Анна отправляется к ней, заручившись помощью добряка — добытчика льда Кристоффа и его верного оленя Свена. Троицу ждут испытания в виде суровых стихий и крутых горных вершин. Всё это получится преодолеть благодаря отваге, смекалке и дружбе, которая согреет в самые злые морозы.
Тёплые доверительные отношения между Кристоффом и Свеном принято считать едва ли не эталоном дружбы. Выросший среди троллей Кристофф не блещет манерами и немногословен. Но со Свеном он готов шутить и говорить по душам. А тот, в свою очередь, предан хозяину и готов разделить с ним самое любимое лакомство на свете — морковку. Как и у Кристоффа, у Свена нет кровной семьи, и это делает их только ближе. Однако фанаты уверены, что за этой дружбой может стоять тёмный секрет.
На Reddit предположили, что Кристофф и есть та причина, по которой у Свена нет семьи. Когда Кристофф был маленьким, его товарищи — добытчики льда — брали мальчика с собой на охоту и убили мать Свена. Доказательством этому служит накидка Кристоффа, сшитая из шкуры, подозрительно напоминающей оленью. Поклонники мультфильма сошлись на том, что, скорее всего, это именно она (для волчьей или овечьей шкура слишком большая). По их мнению, убив маму Свена, охотники отдали мальчику её шкуру и подарили ему оленёнка в качестве компаньона. А тесная связь между Свеном и Кристоффом объясняется тем, что запах накидки хозяина напоминает оленю о матери.
«Кристофф одет как представитель народа саамов. Так что это точно оленья шкура».
«Да, когда Кристофф был маленький, шкура была ему велика. Наверное, её использовали как одеяло, а потом, когда парень вырос, уже сшили из неё накидку».
Впрочем, есть и те, кто считает эту теорию чересчур жестокой для детского мультфильма, и не хочет в неё верить.
«Если я когда-нибудь буду воспитывать сироту, то сошью пальто из кожи его матери. Думаю, все так поступают».
«Моана» (2016)
Сюжет: давным-давно, ещё до рождения принцессы Моаны, полубог Мауи украл каменное сердце богини Те Фити. Это навлекло на полинезийский остров, где живёт племя Моаны, проклятие. Чтобы спасти родину, Моана бежит из-под надзора строгого отца, вождя местного племени. Девушка бесстрашно отправляется на поиски сердца навстречу морским приключениям.
Четыре года назад в соцсетях заговорили о том, что в истории принцессы, вступившей в схватку со злом, есть один важный нюанс. По мнению некоторых зрителей, Моана мертва большую часть фильма. И все её приключения — знакомство с волшебными существами, дружба с полубогом Мауи и попытки вернуть сердце Те Фити — происходят в ином мире.
Фанаты призывают обратить внимание на начало истории, когда Моана отправляется на поиски Мауи. Она просит океан указать ей путь и в тот же момент попадает в шторм. Лодка героини переворачивается, и её выбрасывает на берег острова, где живёт полубог. На Reddit обсуждают, что девушка на самом деле погибла во время шторма, потому что существует барьер, который разделяет «обычный» и волшебный миры. И единственный способ попасть из одного в другой — либо самому быть богом, либо… умереть. Это согласуется с полинезийской мифологией, где также есть разделение между мирами людей и богов.
В самом конце, когда Моана благополучно возвращает Те Фити сердце, благодарная богиня чинит её лодку и «реанимирует» девушку. Теперь она может вернуться в свой мир. Такое же «воскрешение» происходит и с петухом Хей-Хей, который был с Моаной на протяжении всего путешествия.
Главным сюжетным доказательством смерти Моаны зрители видят то, что после попадания в шторм она общается исключительно с волшебными существами (а ещё говорит с духом умершей бабушки). Людей вокруг героини нет. Есть и косвенное доказательство: в ранних версиях сценария «Моаны» волшебный мир напрямую называли загробным.
«Мне кажется, Моана действительно перемещалась из мифологического, иного царства в царство смертных. Призрак бабушки и остальные сюжетные детали убедительно это доказывают. И думаю, это действительно делает фильм лучше, что редко встречается в фанатских теориях».
Впрочем, не все фанаты считают, что, переходя из царства в царство, Моана обязательно была мертва. Часть из них уверена, что это можно делать и будучи живым: например, в древнегреческой мифологии Одиссей спускался в подземное царство Аида.