Смотреть
6 марта

Супергерой рискует стать суперзлодеем: борьба за власть, культ личности и любовь в продолжении «Дюны»

29 февраля зрители наконец увидели вторую часть «Дюны». Саша Подольникова рассказывает, почему новый фильм Дени Вильнёва — гораздо больше, чем просто фантастический эпос и красивая история любви между героями Шаламе и Зендеи. А ещё о том, какие параллели с современностью здесь можно встретить.

Как рождался сиквел «Дюны»

Первая часть франшизы вышла на экраны в 2019 году и была хороша всем, кроме одного: обрывалась на одном из поворотных моментов. Вильнёв наотрез отказался экранизировать весь одноимённый роман Фрэнка Герберта сразу. Режиссёр хотел обстоятельно погрузить зрителей в сложно устроенный мир межзвёздной империи. Он сделал это в своей манере — никуда не торопился, не жертвовал деталями и выделил на первую часть «Дюны» два с половиной часа хронометража. И так же поступил со второй. 

Костяк съёмочной команды остался прежним. Помимо Вильнёва, в написании сценария участвовал Джон Спэйтс, работавший над «Мумией» и «Доктором Стрэнджем». За камерой — лауреат «Оскара» за «Дюну» 2019 года Грэг Фрэйзер. Музыку — одно из главных художественных средств во вселенной Вильнёва — написал любимый композитор мейнстрим-режиссёров Ханс Циммер.

В актёрском составе произошло мощное пополнение. Звезда «Элвиса» Остин Батлер сыграл одного из главных антагонистов, племянника барона Харконнена Фейд-Раута. Флоренс Пью — принцессу Ирулан, дочь падишах-императора. Леа Сейду исполнила роль леди Марго Фенринг, состоящую в ордене Бене Гессерит. Аня Тейлор-Джой — нерождённую сестру Пола, которая появляется в сновидениях. Создатели картины до последнего скрывали участие актрисы в проекте.

Сюжет охватывает оставшуюся часть романа «Дюна». Выжившие после атаки бывших правителей Арракиса Харконненов Пол Атрейдес и его мать Джессика присоединяются к коренным обитателям планеты — фрименам. Пол заявляет, что хочет не править этой планетой, а лишь сражаться вместе с её жителями за их свободу. Тем временем не без помощи Джессики фримены признают Пола как мессию и своего единственного лидера. Пол принимает имя Муад'Диб, пророк Лисан аль-Гаиб — и готовится отразить атаку имперских солдат-сардукаров. Но мало победить императора, если другие Великие дома отказываются признать господство Пола. 

«Дюна-2» — это история о том, как власть меняет людей

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Ещё в первой части Вильнёв даёт понять: Харконнены — зло, и по всем законам жанра этому злу должен быть кто-то противопоставлен. Разумеется, этот кто-то — главный герой, представитель дома Атрейдесов. Его задача — принести людям Арракиса мир и свободу. Сиквел делает картину не такой чёрно-белой. Возглавив фрименов, Пол меняется и ведёт речи уже не о спасении народа, а о мировом господстве.

Так происходит не из-за изначальной жестокости героя. Пол говорил Джессике, что никогда не видел смысла в применении силы. В исполнении Тимоти Шаламе этим словам верилось ещё больше. Образ хрупкого юноши совсем не сочетался с насилием. Разворачивая перед нами историю Атрейдеса, Вильнёв размышляет о грустном парадоксе власти: как освободители становятся диктаторами? Как из здорового лидерства вырастает опасный культ? Один из ключевых моментов «превращения» Пола — тот, где фримены падают перед ним ниц в религиозном почитании. Эти сцены справедливо вызывают вопросы с художественной точки зрения: возможно, в них слишком много постановки и слишком мало убедительности. Но они доходчиво показывают ужас фанатизма — и религиозного, и политического. За ним всегда следует война — как попытка удержать власть, зыбучую, как пески Арракиса.

Таких примеров мир видел немало и видит до сих пор — на каждом населённом людьми континенте. Поэтому «Дюна» болезненно современна. Фильм Вильнёва — не развлекательный эпос про абстрактных людей в абстрактном будущем, а история вполне себе про наше настоящее. Как, впрочем, и другие его фильмы — от «Бегущего по лезвию 2049» до «Прибытия». Да, нарратив про Избранного — в культуре вещь не новая, и это может утомлять. Но пока есть на свете конфликты и разрушения, причинённые избранными, этот нарратив просто необходим. 

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Интересно, как в историю становления диктатора вплетаются отношения Пола и Чани. Они начинаются почти как обычный любовный подсюжет, но преподносят сюрприз. Героиня чутко реагирует на перемены в главном герое, видит, как он попадает в «ловушку» власти, и не может с этим мириться. Так романтическая линия внезапно политизируется. Чани — не просто возлюбленная Пола, она отказывается надеяться на одного-единственного мессию, который придёт и спасёт. Героиня предпочитает верить в свой народ и смело об этом заявляет. Из ближайшего окружения Пола только Чани понимает: ни к чему хорошему фанатичное поклонение не приведёт. 

«Дюна-2» — это важный сегодня разговор о колониальности

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Проблемы мессианства — далеко не всё, что волнует авторов «Дюны». Сиквел плавно продолжает говорить о несправедливостях «большого» мира к жителям Арракиса. Противоборствующие дома сражаются за планету с ценнейшим естественным ресурсом — меланжем. При этом благополучие местного населения их особенно не беспокоит. В сущности ровно так же западная цивилизация веками поступала с коренными народами своих колоний — тоннами вывозила из стран их богатства. 

Однако колониальность — не только про экономику. «Дюна-2» обращает внимание на её культурное влияние. Немалая часть сюжета отведена под укрепление власти леди Джессики, ставшей в итоге преподобной матерью ордена Бене Гессерит. Именно орден приносит на Арракис религию, которая станет учением фрименов — религию Муад’диба. И вновь народ Арракиса ни о чём не спрашивают: за фрименов всё решают влиятельные люди Бене Гессерит. Они уверены, что натренированные тело, дух и разум помогут им контролировать вселенную — в том числе с помощью культа. Сложно не разглядеть за этим параллели с реальным миссионерством, когда представители мировых религий пытались обратить в свою веру «дикие» народы. Или даже параллели с насильственным обращением.

«Дюна-2» — это медленный блокбастер в лучших традициях Вильнёва

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Дени Вильнёв войдёт в историю как режиссёр, чьи фильмы соединяют в себе лучшее от мейнстримового и авторского кино. От первого они взяли зрелищность, а от второго — спокойный темп и вдумчивую интонацию. В этом смысле сиквел «Дюны» — одна из самых удачных картин Вильнёва. Панорама жизни Пола Атрейдеса открывается зрителю медленно. У нас есть вдоволь времени над ней поразмышлять, не отвлекаясь на резкие повороты, которые один за другим возникают в типичных блокбастерах. 

Несмотря на фирменную медлительность режиссёра, в скуке «Дюну» не упрекнёшь. Она гипнотизирует — в прямом смысле космической музыкой Циммера, звуками и тишиной, которыми живёт планета Арракис, и завораживающими, снятыми с любовью к первоисточнику кинопейзажами. Вероятно, в следующем наградном сезоне картина поборется за несколько крупных премий — в номинациях «Звук», «Саундтрек» и «Операторская работа» уж точно. 

И конечно, визуал и работа со звуком напоминают, что этот фильм стоит смотреть в кинотеатре и не лишать себя возможности прочувствовать то, чем так хороши фильмы Вильнёва. Каждый масштабный план, каждая песчинка, каждый вздох персонажей — насладиться этим на экране ноутбука вряд ли получится.

Чего ждать дальше?

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

О третьей части уже объявлено : она будет поставлена по книге Герберта «Мессия Дюны» и завершит франшизу Дени Вильнёва. Судя по содержанию романа, в финале трилогии сюжет построят вокруг заговора против Пола, в который вступают члены Бене Гессерит и его собственная жена. Вероятно, здесь наконец раскроют новых героев, которым вторая часть уделила совсем немного времени. Леа Сейду — леди Марго — и Флоренс Пью — принцесса Ирулан так и остались загадкой. Авторы делают лишь туманные намёки на их будущие роли в истории, и это по понятным причинам может раздражать. Ставки высоки, и в завершающем фильме Вильнёву и сценарной группе нужно постараться — чтобы не обесценить успех предыдущих.

В обозримом будущем вселенную «Дюны» расширит ещё и приквел — сериал «Дюна: пророчество» от HBO Max. Разработка проекта шла сложно из-за пандемии коронавируса, профсоюзных забастовок и постоянных перестановок в команде. В кресле шоураннеров успели побывать сам Вильнёв и Джон Спэйтс, в итоге отказавшись от затеи в пользу полнометражной картины. Действие сериала происходит за тысячи лет до рождения Пола Атрейдеса. Он посвящён Бене Гессерит, именем которой назван таинственный и могущественный орден. Пока неизвестно, насколько шоу связано с основными линиями «Дюны». Но возможно, проект затронет тему жажды власти и контроля над обществом — и это будет роднить его с фильмами.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Софи Тёрнер о разводе с Джо Джонасом: «Я никогда не была достаточно сильной, чтобы постоять за себя»
«Ты мать, как тебе не стыдно?». Почему нам очень нужен такой ромком, как «Мысль о тебе»
16 женщин обвинили иллюзиониста Дэвида Копперфильда в сексуализированном насилии
Российские разработчики выпустят летом симулятор средневекового королевства Norland
Как «гостья из будущего» Алиса Селезнёва стала ролевой моделью для поколений девочек
Почему на YouTube задизили трейлер второго сезона шоу «Властелин колец: Кольца власти»