Смотреть
6 марта

Супергерой рискует стать суперзлодеем: борьба за власть, культ личности и любовь в продолжении «Дюны»

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Дюна 2

29 февраля зрители наконец увидели вторую часть «Дюны». Саша Подольникова рассказывает, почему новый фильм Дени Вильнёва — гораздо больше, чем просто фантастический эпос и красивая история любви между героями Шаламе и Зендеи. А ещё о том, какие параллели с современностью здесь можно встретить.

Как рождался сиквел «Дюны»

Первая часть франшизы вышла на экраны в 2019 году и была хороша всем, кроме одного: обрывалась на одном из поворотных моментов. Вильнёв наотрез отказался экранизировать весь одноимённый роман Фрэнка Герберта сразу. Режиссёр хотел обстоятельно погрузить зрителей в сложно устроенный мир межзвёздной империи. Он сделал это в своей манере — никуда не торопился, не жертвовал деталями и выделил на первую часть «Дюны» два с половиной часа хронометража. И так же поступил со второй. 

Костяк съёмочной команды остался прежним. Помимо Вильнёва, в написании сценария участвовал Джон Спэйтс, работавший над «Мумией» и «Доктором Стрэнджем». За камерой — лауреат «Оскара» за «Дюну» 2019 года Грэг Фрэйзер. Музыку — одно из главных художественных средств во вселенной Вильнёва — написал любимый композитор мейнстрим-режиссёров Ханс Циммер.

В актёрском составе произошло мощное пополнение. Звезда «Элвиса» Остин Батлер сыграл одного из главных антагонистов, племянника барона Харконнена Фейд-Раута. Флоренс Пью — принцессу Ирулан, дочь падишах-императора. Леа Сейду исполнила роль леди Марго Фенринг, состоящую в ордене Бене Гессерит. Аня Тейлор-Джой — нерождённую сестру Пола, которая появляется в сновидениях. Создатели картины до последнего скрывали участие актрисы в проекте.

Сюжет охватывает оставшуюся часть романа «Дюна». Выжившие после атаки бывших правителей Арракиса Харконненов Пол Атрейдес и его мать Джессика присоединяются к коренным обитателям планеты — фрименам. Пол заявляет, что хочет не править этой планетой, а лишь сражаться вместе с её жителями за их свободу. Тем временем не без помощи Джессики фримены признают Пола как мессию и своего единственного лидера. Пол принимает имя Муад'Диб, пророк Лисан аль-Гаиб — и готовится отразить атаку имперских солдат-сардукаров. Но мало победить императора, если другие Великие дома отказываются признать господство Пола. 

«Дюна-2» — это история о том, как власть меняет людей

Пол из фильма Дюна-2

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Ещё в первой части Вильнёв даёт понять: Харконнены — зло, и по всем законам жанра этому злу должен быть кто-то противопоставлен. Разумеется, этот кто-то — главный герой, представитель дома Атрейдесов. Его задача — принести людям Арракиса мир и свободу. Сиквел делает картину не такой чёрно-белой. Возглавив фрименов, Пол меняется и ведёт речи уже не о спасении народа, а о мировом господстве.

Так происходит не из-за изначальной жестокости героя. Пол говорил Джессике, что никогда не видел смысла в применении силы. В исполнении Тимоти Шаламе этим словам верилось ещё больше. Образ хрупкого юноши совсем не сочетался с насилием. Разворачивая перед нами историю Атрейдеса, Вильнёв размышляет о грустном парадоксе власти: как освободители становятся диктаторами? Как из здорового лидерства вырастает опасный культ? Один из ключевых моментов «превращения» Пола — тот, где фримены падают перед ним ниц в религиозном почитании. Эти сцены справедливо вызывают вопросы с художественной точки зрения: возможно, в них слишком много постановки и слишком мало убедительности. Но они доходчиво показывают ужас фанатизма — и религиозного, и политического. За ним всегда следует война — как попытка удержать власть, зыбучую, как пески Арракиса.

Таких примеров мир видел немало и видит до сих пор — на каждом населённом людьми континенте. Поэтому «Дюна» болезненно современна. Фильм Вильнёва — не развлекательный эпос про абстрактных людей в абстрактном будущем, а история вполне себе про наше настоящее. Как, впрочем, и другие его фильмы — от «Бегущего по лезвию 2049» до «Прибытия». Да, нарратив про Избранного — в культуре вещь не новая, и это может утомлять. Но пока есть на свете конфликты и разрушения, причинённые избранными, этот нарратив просто необходим. 

Зендея в фильме «Дюна-2»

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Интересно, как в историю становления диктатора вплетаются отношения Пола и Чани. Они начинаются почти как обычный любовный подсюжет, но преподносят сюрприз. Героиня чутко реагирует на перемены в главном герое, видит, как он попадает в «ловушку» власти, и не может с этим мириться. Так романтическая линия внезапно политизируется. Чани — не просто возлюбленная Пола, она отказывается надеяться на одного-единственного мессию, который придёт и спасёт. Героиня предпочитает верить в свой народ и смело об этом заявляет. Из ближайшего окружения Пола только Чани понимает: ни к чему хорошему фанатичное поклонение не приведёт. 

«Дюна-2» — это важный сегодня разговор о колониальности

мама Пола из фильма Дюна-2

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Проблемы мессианства — далеко не всё, что волнует авторов «Дюны». Сиквел плавно продолжает говорить о несправедливостях «большого» мира к жителям Арракиса. Противоборствующие дома сражаются за планету с ценнейшим естественным ресурсом — меланжем. При этом благополучие местного населения их особенно не беспокоит. В сущности ровно так же западная цивилизация веками поступала с коренными народами своих колоний — тоннами вывозила из стран их богатства. 

Однако колониальность — не только про экономику. «Дюна-2» обращает внимание на её культурное влияние. Немалая часть сюжета отведена под укрепление власти леди Джессики, ставшей в итоге преподобной матерью ордена Бене Гессерит. Именно орден приносит на Арракис религию, которая станет учением фрименов — религию Муад’диба. И вновь народ Арракиса ни о чём не спрашивают: за фрименов всё решают влиятельные люди Бене Гессерит. Они уверены, что натренированные тело, дух и разум помогут им контролировать вселенную — в том числе с помощью культа. Сложно не разглядеть за этим параллели с реальным миссионерством, когда представители мировых религий пытались обратить в свою веру «дикие» народы. Или даже параллели с насильственным обращением.

«Дюна-2» — это медленный блокбастер в лучших традициях Вильнёва

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Дени Вильнёв войдёт в историю как режиссёр, чьи фильмы соединяют в себе лучшее от мейнстримового и авторского кино. От первого они взяли зрелищность, а от второго — спокойный темп и вдумчивую интонацию. В этом смысле сиквел «Дюны» — одна из самых удачных картин Вильнёва. Панорама жизни Пола Атрейдеса открывается зрителю медленно. У нас есть вдоволь времени над ней поразмышлять, не отвлекаясь на резкие повороты, которые один за другим возникают в типичных блокбастерах. 

Несмотря на фирменную медлительность режиссёра, в скуке «Дюну» не упрекнёшь. Она гипнотизирует — в прямом смысле космической музыкой Циммера, звуками и тишиной, которыми живёт планета Арракис, и завораживающими, снятыми с любовью к первоисточнику кинопейзажами. Вероятно, в следующем наградном сезоне картина поборется за несколько крупных премий — в номинациях «Звук», «Саундтрек» и «Операторская работа» уж точно. 

И конечно, визуал и работа со звуком напоминают, что этот фильм стоит смотреть в кинотеатре и не лишать себя возможности прочувствовать то, чем так хороши фильмы Вильнёва. Каждый масштабный план, каждая песчинка, каждый вздох персонажей — насладиться этим на экране ноутбука вряд ли получится.

Чего ждать дальше?

сцена из фильма Дюна-2

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

О третьей части уже объявлено: она будет поставлена по книге Герберта «Мессия Дюны» и завершит франшизу Дени Вильнёва. Судя по содержанию романа, в финале трилогии сюжет построят вокруг заговора против Пола, в который вступают члены Бене Гессерит и его собственная жена. Вероятно, здесь наконец раскроют новых героев, которым вторая часть уделила совсем немного времени. Леа Сейду — леди Марго — и Флоренс Пью — принцесса Ирулан так и остались загадкой. Авторы делают лишь туманные намёки на их будущие роли в истории, и это по понятным причинам может раздражать. Ставки высоки, и в завершающем фильме Вильнёву и сценарной группе нужно постараться — чтобы не обесценить успех предыдущих.

В обозримом будущем вселенную «Дюны» расширит ещё и приквел — сериал «Дюна: пророчество» от HBO Max. Разработка проекта шла сложно из-за пандемии коронавируса, профсоюзных забастовок и постоянных перестановок в команде. В кресле шоураннеров успели побывать сам Вильнёв и Джон Спэйтс, в итоге отказавшись от затеи в пользу полнометражной картины. Действие сериала происходит за тысячи лет до рождения Пола Атрейдеса. Он посвящён Бене Гессерит, именем которой назван таинственный и могущественный орден. Пока неизвестно, насколько шоу связано с основными линиями «Дюны». Но возможно, проект затронет тему жажды власти и контроля над обществом — и это будет роднить его с фильмами.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий