Смотреть
28 февраля

Элегия о (не)случившейся любви: какой получилась камерная драма «Прошлые жизни»

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Изображение
1

29 февраля на экраны выходят «Прошлые жизни» — полнометражный дебют канадки корейского происхождения Селин Сон. Нора — успешная писательница, когда-то переехавшая на Запад из Кореи. Сейчас она счастливо живёт с мужем в Нью-Йорке. Через много лет из Сеула приезжает её первая любовь и школьный друг Хэ Сон. Они с Норой проводят вместе неделю, чтобы решить, что для них значило то детское чувство. Саша Подольникова посмотрела фильм до премьеры и считает, что его точно нельзя пропустить в прокате.

О чём фильм «Прошлые жизни»

Желая для семьи лучшей судьбы, родители-интеллигенты увезли двенадцатилетнюю Ён На из Кореи на другой континент — в Канаду. Там, на Западе, у них больше шансов на признание и творческую самореализацию. Для Ён На позади остаются прежняя жизнь и школьный товарищ Хэ Сон, с которым они соревновались в учёбе и были друг в друга влюблены. Из-за переезда связь между ними обрывается.

Теперь Ён На зовут Нора — на американский манер. Двенадцать лет спустя она подающая надежды молодая писательница и драматургиня. Девушка строит карьеру в Нью-Йорке и уже не так уверенно говорит по-корейски. И вот они с Хэ Соном случайно находят друг друга в соцсетях и начинают общаться. Однако героиня понимает, что, несмотря на сильную привязанность, молодой человек не готов переезжать из Кореи. С тяжёлым сердцем она обрывает связь: как ей кажется, навсегда. В арт-резиденции Нора знакомится с Артуром и вскоре выходит за него замуж. Хэ Сон начинает встречаться с девушкой, на которой планирует жениться.

Через двенадцать лет Хэ Сон внезапно снова появляется в жизни Норы и говорит, что на неделю приедет в Нью-Йорк. Он будет рад увидеться с давней подругой, побродить с ней по городу и познакомиться с её мужем. Это время станет для Норы эмоциональным испытанием. Она проведёт его в попытках разобраться, что чувствует к Хэ Сону и своему далёкому сеульскому прошлому.

Кто работал над проектом

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Фильм — первый опыт Селин Сон в большом кино. Как и героиня «Прошлых жизней», в детстве Селин переехала с родителями из Кореи в Канаду. Точно так же получила писательское образование и занималась драматургией. И точно так же сменила имя — с Ха Ён на более привычное западному уху. 

До дебюта в полнометражном кино Сон занималась экспериментальным театром. Среди её постановок — пьеса о живущих в США пожилых кореянках и адаптация чеховской «Чайки», сделанная с помощью игры Sims. Уже две эти театральные работы заявляют один из главных для Селин вопросов — что происходит с идентичностью иммигрантов? И другой, более метафизический: что, если жизнь, которую мы живём, — просто симуляция, а настоящая потерялась во времени и пространстве? Оба вопроса в равной степени волнуют режиссёрку и в кино.

В этой камерной драме всего три артиста. Нору сыграла Грета Ли, известная по ролям второго плана в драмеди-сериале «Жизни матрёшки» и в хите Apple TV «Утреннее шоу». Съёмки у Селин Сон — её первая заметная работа в кино и первое признание. За роль Норы актриса получила номинации на крупные премии, в том числе на «Золотой глобус». 

Сыгравший Хэ Сона Тео Ю — актёр с международной известностью: его любит зритель по обе стороны океана. Российская аудитория знает Тео как Виктора Цоя из фильма «Лето» Кирилла Серебренникова. Работа в «Прошлых жизнях» тоже принесла ему номинацию — на премию BAFTA. Роль Артура исполнил Джон Магаро, знакомый нам по хоррору «Забери мою душу» и триллеру «Отважная», где снимался с Джоди Фостер.

«Прошлые жизни» — это не традиционная «европейская» лав-стори 

главные герои из фильма прошлые жизни

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

«Прошлые жизни» — не привычное сюжетное кино. Здесь нет намёка на мелодраматическую любовную интригу, когда персонаж выбирает, какой человек будет с ним рядом. У Селин Сон герои не должны выбирать, она позволяет им просто существовать в кадре и естественным образом проживать свои чувства. Этот вопрос режиссёрка элегантно снимает в самом начале истории. «Я как злой муж, который встаёт на пути у давних школьных влюблённых», — шутит Артур. И Нора улыбается шутке.

В картине нет ни ревнивого мужа, ни бывшего бойфренда, который хочет «увести» у него жену — другой распространённый в жанре архетип. Всё гораздо тоньше — и это важное отличие азиатского кино от европейского (всё-таки Селин наследует им обоим). Персонаж запросто может отправиться в путешествие за тысячи километров не чтобы что-то сделать, а чтобы что-то почувствовать. Поэтому отсутствие сюжета как такового в азиатских фильмах не редкость. Для Хэ Сона поездка в Америку означает вовсе не попытку вернуть отношения с Норой. Скорее — соприкосновение со своими чувствами и с прошлым. То же самое эта встреча значит для Норы.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Артур, в свою очередь, и не думает вмешиваться в этот процесс. Изредка сопровождая Нору и Хэ Сона в прогулках по Нью-Йорку, во время их беседы он деликатно держится в стороне. Муж даёт Норе отгоревать потерю жизни, которую та могла бы прожить с Хэ Соном. Герой Магуро в принципе — пример сильнейшей эмпатии. В одной из сцен мы узнаём, что Артур специально учит корейский, чтобы понимать, о чём Нора говорит во сне.

Для Норы и Хэ Сона встреча длиной в неделю — шанс примириться с тем, что они живут другими жизнями. И признаться: много лет назад в Сеуле те мальчик и девочка и правда много друг для друга значили. Возможно, где-то в другом измерении, как верят корейцы, значат до сих пор.

«Прошлые жизни» — это история о потерянной идентичности

трогательная сцена из фильма прошлые жизни

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

«Ты выглядишь так… по-корейски», — изумляется Нора, обнимая Хэ Сона при встрече. Его приезд заставляет героиню задуматься о собственном «я» и осознать, что она уже чувствует себя не вполне кореянкой. Здесь Селин Сон подбирается к разговору о том, через что проходят иммигранты (и том, что, без сомнения, проходила сама) — потерю идентичности. 

Режиссёрка ведёт разговор деликатно, поэтично и без надрыва — очень в духе восточного кинематографа. Но не заметить того, что эта тема для неё важна, невозможно. Снимая добрую половину фильма на корейском языке, Сон обращает наш взор на то, на что западный зритель едва ли обратит внимание сам. Смена имени с Ён На на Нору при переезде может показаться пустяком. На деле имя связывает человека с его «почвой» — домом, страной, культурой. Отказываясь от прежнего имени, он неизбежно себя из этой «почвы» вырывает. И делает это не из прихоти: просто так больше шансов добиться чего-то в новой жизни. Как минимум над ним не будут издеваться из-за «странного» звучания имени. А если повезёт, с новым именем он найдёт лучшую работу и общество его примет.

«Прошлые жизни» вскрывают горькую и обидную истину: за жизненные блага иммигрантам приходится платить идентичностью.

Проверить, насколько этот тезис сегодня актуален, нетрудно. Стоит вспомнить, как переехавшие в Россию из азиатских стран «русифицируют» свои имена. Или как женские восточные имена становятся в устах некоторых соотечественников чем-то уничижительно-нарицательным.  

главные герои из фильма прошлые жизни в детстве

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Нора не чувствует себя кореянкой, но и американкой себя назвать не может — как не могла назвать канадкой, когда переехала впервые. Как и многие в похожей ситуации, героиня «зависла» между мирами. Поэтому появление на горизонте Хэ Сона — не только большой флешбэк в первую любовь. Это ещё и встреча с давно оставленной позади девочкой Ён На. Её надо «познакомить» с другими частями мироощущения Норы. В конце концов, идентичность — дело сложное, и кто сказал, что нужно выбирать какую-то одну?

«Прошлые жизни» — это нежная меланхоличная интонация без фальши

Меланхоличное повествование — частый спутник историй о любви. В «Прошлых жизнях» эта меланхолия — высшей пробы, сродни той, что мы видим у Вонга Карвая или Акиры Куросавы. Медленные планы, медленные диалоги (и это на «быстром» корейском языке!), чистые эмоции персонажей, нежный естественный свет и уютно горящие огоньки улиц. Герои, которые никуда не торопятся, потому что жизнь — она уже случилась. Остаётся только созерцать и переживать её красоту — и фильм приглашает зрителя к этому присоединиться.

Комментарии
Svitlana Fedorova
05.03.24 09:49
Очень скучный фильм. Не рекомендую . С минимпльным смыслом. Возможно подойдёт для подростков. .