Комментарии

Как правдиво передать эмоции персонажа? Отрывок из книги «Руководство для писателей и сценаристов»

Правдоподобно передать эмоции книжных героев — чуть ли не самое сложное в писательстве. Авторы книги «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов» тоже сталкивались с этой проблемой, а теперь делятся своими практическими советами, чтобы помочь другим пишущим людям.

О книге

Анджела Акерман и Бекка Пульизи в работе «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов» составили справочник по 130 различным эмоциям и тому, как их можно передавать в книгах. Это поможет конструировать достоверные характеры персонажей, в которые поверят читатели. 

Описать эмоции так, чтобы вызвать отклик читателя, нелегко, ведь необходимо учесть очень многое. Самое трудное — написать нечто свежее и в то же время узнаваемое, что вводило бы читателей в эмоциональное состояние персонажа, заставляя их пережить момент действия вместе с ним. <…> Попробуйте использовать следующие приёмы.

Покопайтесь в собственных воспоминаниях

Оторвитесь ненадолго от клавиатуры и подумайте, что чувствует ваш персонаж. Эмоций может быть несколько, но одна из них будет первопричиной остальных. После того как определите её, вспомните момент, когда испытывали то же самое. Затем, если вам это комфортно, восстановите пережитый момент в памяти, и пусть ваше тело откликнется на воспоминание. Допустим, мы работаем с чувством вины. Что вы замечаете в своём теле — может быть, слабый кислый привкус во рту? Или у вас сводит внутренности? Ощущается боль или спазм в горле?

Если вам это поможет, встаньте и походите. Обращайте внимание на то, как двигается ваше тело в момент воспоминания о вашей вине. Вы обхватили себя руками или ссутулились? Ваши глаза закрыты или открыты? Вы не можете оставаться на месте, вам тревожно или неуютно?

Постарайтесь сосредоточиться на своих мыслях — они могут создать окно, в которое читатель ясно увидит, что чувствует персонаж и чем вызвана его реакция. Ваши мысли крутятся вокруг людей, участвовавших в той ситуации, которых вы, например, подвели? Или вы думаете о том, как было бы ужасно, если бы ваш секрет раскрылся? Действительно, что бы вы сделали, если бы кто-нибудь вошёл в этот момент в комнату и спросил вас о тех обстоятельствах?

Продолжайте исследовать себя, обращайте внимание на  все аспекты своего «я», внутренние и  внешние, пока не найдёте проявления или отклик, подходящие вашему персонажу. Затем опишите их оригинально, в соответствии с его личностью и эмоциональным диапазоном.

Наблюдайте за людьми

Разумеется, вы не хотите прослыть мерзким шпионом, но, наблюдая за людьми, можно наткнуться на прекрасные идеи в отношении языка тела (и диалога, если удастся подслушать их разговор). 

Ищите возможности для этого в повседневной жизни: когда ждёте счёт в ресторане, делаете покупки в магазине, стоите у стойки, пока бариста готовит вам кофе. Ведите себя уважительно, но не избегайте мест, где возможны сильные эмоции, поскольку люди, испытывающие очевидное горе, радость или разочарование, — настоящий кладезь уникальных телесных проявлений.

Если вам удалось стать свидетелем чужого разговора, обращайте особое внимание на голосовые сигналы и паттерны речи. Заставляйте себя подмечать изменения высоты голоса, запинания, откашливания и другие приметы скрытых эмоций или истинных намерений говорящего.

Делайте заметки, когда смотрите телевизор

Ещё один проверенный способ наблюдать за тем, как люди выражают широкий спектр эмоций, — просмотр телевизионных программ и фильмов. 

Если перед актёрами не стоит особой задачи разрушить «четвёртую стену», они не имеют возможности поделиться со зрителями внутренним монологом. То есть они должны показать, что чувствуют, посредством действия и диалога. Возьмите ручку и записывайте все удачно поданные сигналы, которые могли бы включить в собственное повествование.

Если вы не любитель кино, то  можете делать заметки во время чтения, обращая внимание на то, как другие авторы описывают язык тела, выражения лица, голосовые сигналы, внутренние ощущения и мысли. 

Вы никогда не используете всё это напрямую в собственной работе, но знакомство с убедительным, волнующим описанием эмоций — хороший способ понять, как выглядит мáстерская их демонстрация, и получить более ясное представление о том, как сделать это самому, но по-своему.

Российская издательская группа, специализирующаяся на выпуске бизнес-литературы и научно-популярной литературы.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.