Про эспрессо теперь поёт не только Сабрина Карпентер: песня рэпера Томми Кэша Espresso Macchiato взорвала интернет, а потом разделила его на две части. Одна слушает сингл без остановки, а другая возмущается, что он оскорбляет чувства итальянцев. Думаем, кто из них прав.
Что случилось
В феврале этого года Espresso Macchiato победила Tommy Cash - "Espresso macchiato" // Youtube в эстонском отборочном туре на «Евровидение» — конкурсе Eesti Laul — с огромным отрывом: за неё проголосовали целых 83% зрителей! Томми Кэш обошёл 15 других исполнителей. Возможно, в этом ему помог яркий танцевальный номер, который поставила режиссёрка Алина Пязок, соосновательница группы Little Big и авторка большинства её клипов. Видео танцевального номера моментально разошлось на мемы: рэпер в нём невероятно смешно двигается, постоянно пьёт кофе из бумажного стаканчика и поёт на смеси ломаного итальянского и ещё более ломаного английского.
Кадр из перформанса Томми Кэша Espresso macchiato для национального отборочного тура
Сама песня — про стереотипного итальянца: он держит маленький ресторан, в котором круглосуточно работает, у него огромный дом, много денег и бриллиантов. А ещё герой курит и, конечно, пьёт эспрессо макиато.
Уже через несколько дней Итальянская ассоциация по защите прав потребителей Codacons потребовала снять песню с «Евровидения»: активисты сочли 'Sweating like a mafioso’: calls in Italy to bar Estonia’s ‘offensive’ Eurovision entry её «оскорбительной для множества людей, в конкурсе, за которым следят зрители по всему миру». По мнению представителей ассоциации, песня продвигает стереотипы не только о кофе и спагетти, но и о мафии и показной роскоши — и, следовательно, о том, что всё население Италии связано с организованной преступностью. С Codacons согласился и сенатор ультраправой партии «Лига» Джан Марко Чентинайо, который предложил ‘Sweating like a mafioso’: calls in Italy to bar Estonia’s ‘offensive’ Eurovision entry Томми Кэшу «приехать и посмотреть, какие хорошие люди здесь живут, прежде чем писать глупые и полные стереотипов песни». При этом против заявления Codacons выступили даже некоторые итальянцы.
Почему людям нравится песня Томми Кэша несмотря ни на что
Припев — мемный, жизненный и запоминающийся
У песни очень, очень, очень приставучий и смешной припев: его можно напевать неделями. Именно в припеве певец удачно попал с темой, ведь любви к кофе в двадцать первом веке подвержены все. А ещё Томми Кэшу удалось сделать интересный визуальный ряд: движения исполнителя в номере на «Евровидение» действительно похожи на человека, которого «вштырило» от кофе, а клип TOMMY CASH - ESPRESSO MACCHIATO (Eurovision 2025 Winner) //Youtube к Espresso Macchiato отсылает к видео Энди Уорхол поедает гамбургер // YouTube с Энди Уорхоллом из фильма «66 сцен из жизни Америки», высмеивающее культуру потребления — а позже ставшее рекламой «Бургер Кинга». Так что тут и смех, и заявка на интеллектуальность.
Кадр из клипа Espresso macchiato
Кадр из фильма «66 сцен из жизни Америки»
В совокупности с нарочито плохим вокалом визуал и жизненная тема дают возможность превратить песню в целую волну мемов. Например, под Espresso Macchiato по интернету гуляют рилсы про любовь к кофе — они запоминаются, и каждый может сказать: «это про меня» и переслать другу. А видео с разборами клипа, указывающие на аллюзию на Энди Уорхолла, вызывают целые культурологические дебаты. Так что Томми отчасти прав: кофе объединяет людей, и песня про кофе — тоже.
Нет акцента на «плохие» строчки, и люди их не слышат
Все вслушиваются только в припев и в акцентные места. Они в песне как раз нейтральные — про любовь к кофе и к жизни, так что придраться там не к чему. Например, когда слышишь радостное No stresso, no stresso, no need to be depresso в наше неспокойное время, невольно хочется этому верить. А тот факт, что лирический герой в песне «вспотел, как мафиози», и «весь в бриллиантах 24 карата» уже мало кого-то волнует — а тем, кто не очень погружён в особенности восприятия итальянской культуры, и вовсе кажется смешным речевым оборотом. Учитывая уже упомянутый плохой вокал и смешной танцевальный номер, подобные цитаты — а их в тексте много — и вовсе дают эффект «настолько плохо, что хорошо».
Правда, это не совсем так: чуть позже расскажем, почему упоминание мафиози и показной роскоши в контексте Италии — не самый лучший вариант.
Русскоязычные зрители привыкли, что Томми Кэш поёт о стереотипах
Песня Espresso Macchiato построена на стереотипах, и это не новый ход для Томми Кэша. Исполнитель уже давно в музыкальной индустрии, и популярность он завоевал именно за счёт сочетания стереотипов и треш-контента. Правда, не связанного с Италией: рэпер часто говорит о своих русско-украинских корнях, и всё его творчество связано с их осмыслением. Русскоязычные зрители помнят Томми Кэш и Little Big - Give Me Your Money его по коллабам с Little Big, особенно в 2010‑х — тогда творчество группы было завязано на обыгрывании стереотипов о русских. У Томми в клипах тоже — адидасы, шлёпки на носки, ванна в огороде, оружие и «рашн карпетс олл зе вей».
Кадр из клипа Leave me alone
И (пост)советская атрибутика сработала: русскоязычная публика увидела в рэпере «своего», ведь Томми не просто заявил о себе как о представителе русскоязычной культуры — он продемонстрировал к ней любовь. Да, через стёб и через стереотипы — но было в песнях, и в интервью рэпера было понятно, что он уважает свои русско-украинские корни. Так что аудитория в странах бывшего Союза была не прочь посмеяться над собой вместе с Томми. В творчестве рэпера видели самоиронию, а не оскорбление.
Почему песня Espresso Macchiato действительно может обидеть
Итальянцы не видят в рэпере «своего»
Есть большая разница между тем, когда мы сами смеёмся про бандитов в малиновых пиджаках, медведей и балалайки, и тем, когда видим малиновые пиджаки, медведей и балалайки в иностранных фильмах или клипах. Особенно когда видно, что в нашей культуре создатели фильма или клипа откровенно не разбираются, а то, что знают, преподносят пренебрежительно. В такие моменты нам уже не смешно, а обидно, ведь нашу культуру воспринимают по каким-то абсурдным стереотипам, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Кажется, итальянцы восприняли песню Томми Кэша так же, как мы воспринимаем русских бандитов верхом на медведях с балалайкой в иностранных фильмах. Жителям Италии банально неприятно, что страну ассоциируют с мафией, — и их можно понять.
Туда же — сексизм. Его в песне мало, но он есть, хотя правилами «Евровидения» сексистские высказывания запрещены. Например, там встречается chao, bella — «привет, красавица». В любом этикете невежливо обращаться к незнакомой женщине «любовь моя» и «красавица» — а ещё это несёт уничижительный посыл. Даже если это подано в ироничном ключе, итальянцы могут обидеться: они, как и любая другая нация, не хотят, чтобы в них видели нацию сексистов.
Так что здесь самоирония, благодаря которой треш-контент от Томми Кэша «заходил» представителям постсоветского пространства, не работает. Вместо «своего» итальянцы видят «чужого» — и стереотипы, которые в первом случае воспринимались как повод посмеяться над собой, воспринимаются как оскорбительные.
Даже в песне, основанной на стереотипных представлениях об Италии, Томми Кэш умудрился сделать фактические ошибки
Например, вместо «mi amore» итальянцы при обращении к женщине говорят «amore mio» (переводится как «любовь моя» и звучит как сексизм). А ещё классическая итальянская кофейная культура не предполагает брать кофе с собой: гораздо важнее не торопясь насладиться вкусом напитка.
Возможно, Томми сделал такие ошибки намеренно — но тогда совсем непонятно, на что он рассчитывал. Потому что демонстрация незнания культуры уже может обидеть — что говорить о том, когда она действует вместе с культурными стереотипами со стороны тех, кто просто не обладает опытом жизни в Италии.
И что теперь, никому не писать песни про другие культуры?
Если песня написана с уважением — почему бы её не выпустить. А уважение предполагает как раз знание чужой культуры и неиспользование обидных стереотипов.
Томми Кэш здесь просчитался — учитывая его тягу к треш-контенту, неудивительно, что такое случилось. Рэпер в принципе заигрывает с этическими нормами — и иногда проигрывает им. Например, в одном и том же году с песней для «Евровидения» он выпустил клип буквально в жанре порно: в интернете, конечно, лежит цензурированная версия, но даже её смотреть неприятно.
Впрочем, рэпер понимает, что далеко не всегда его эксперименты удачны. Он уже извинился Estonian Eurovision entry defends 'Espresso Macchiato' after Italy calls for song to be banned перед итальянцами и заявил, что точно не хотел никого обидеть. А ещё он действительно приехал в Италию и выступил Eurovision 2025: Tommy Cash a Propaganda Live smonta le inutili polemiche su “Espresso Macchiato” на местном шоу Propaganda.Live, где исполнил Espresso Macchiato — а ему в ответ спели про водку и шпроты. Так что, кажется, на «Евровидении» Томми Кэш всё-таки выступит. И более того, усилия итальянских активистов результатов не принесли, а вот ещё больший хайп — да. Посмотрим, как это скажется на результатах конкурса, который пройдёт с 13 по 17 мая 2025 года в швейцарском Базеле.