Смотреть
21 июля 2023

Феминизм для начинающих. Каким получился долгожданный фильм «Барби»

Рецензия «Горящей избы».

Таня Зайцева
Таня Зайцева
SMM-менеджерка «Горящей избы»
Изображение
1

20 июля вышла главная премьера этого лета — фильм «Барби». История, написанная Гретой Гервиг и Ноа Баумбахом. Мощная маркетинговая кампания, нескончаемые мемы и кадры со съёмок преследовали зрителей с осени прошлого года. Таня Зайцева сходила на премьерный показ картины и делится впечатлениями. Спойлер: всё действительно не так однозначно.

О чём фильм «Барби»

Создатели фильма сделали всё, чтобы сохранить интригу, — по трейлеру он казался не тем, что есть на самом деле. Сюжет СМИ и пользователи интернета интерпретировали так: Барби выгоняют из Барбиленда за то, что она оказалась недостаточно идеальной. Зрители ожидали увидеть ярких антагонистов, погони, море экшена.

Барбиленд — это идеальный розовый мир, в котором феминизм победил. Женщины могут быть кем угодно, делать что угодно и жить «самый лучший день своей жизни» каждый день. Фоном идеального мира выступают ярко-розовые декорации, пластиковые дома и предметы — всё то, что зрители видели в трейлере так много раз. 

Завязка фильма строится на том, что Барби начинает проживать странные события: падает с крыши, выпивает прокисшее молоко и неожиданно перестаёт стоять на носочках. Чтобы вернуть всё на свои места, Барби должна отправиться в Реальный мир и найти девочку, которая с ней играет. Зрителю объясняют, что девочка почему-то несчастна, а её эмоции и чувства переносятся на саму Барби. Кукла должна ей помочь, и тогда всё снова станет идеально. Или нет? 

Пока Барби беспокоится о своей неидеальности, Кен в исполнении Райана Гослинга мечтает заполучить внимание Барби. И когда Барби объявляет, что она отправляется в Реальный мир, Кен решает, что отправится вместе с ней, чтобы доказать всем, что он не «всего лишь второй номер».

Кадр из фильма «Барби»

Попав в реальный мир, Барби и Кен разделяются. И пока Барби занята поисками той самой девочки, Кен открывает для себя удивительный мир патриархата. Вдохновившись сильными мужчинами и придя в экстаз от женского внимания в виде вопроса «Который час?», Кен возвращается в Барбиленд в одиночестве и приносит с собой «новаторские» идеи.

В реальном мире Барби сталкивается с сотрудниками компании Mattel, которые хотят вернуть её в Барбиленд, чтобы не допустить изменений, которые Барби может принести своим появлением. Оказывается, что секретарша Mattel и есть та самая «девочка», которая несчастна. У неё скучная работа, конфликт с дочерью-подростком, она задумывается о смерти и постоянно пребывает в апатии. Мать и дочь, которых сыграли Америка Феррера и Ариана Гринблатт, объединяются, чтобы вернуть Барби в Барбиленд. И заодно восстановить в нём «барбиархат», нарушенный Кенами.

Какие ожидания фильм «Барби» не оправдала

Манифест феминизма не случился

Зрителю обещали серьёзное феминистское высказывание, но на деле получился «феминизм для начинающих». В одной из сцен в середине фильма, когда Барби понимают, что в Барбиленде установился патриархат, героиня Америки Ферреры произносит очень эмоциональную речь о том, как тяжело быть женщиной, — и с этим не можешь не согласиться. Все Барби с грустью слушают о том, что именно так и живут женщины в реальном мире. Но до манифеста и фильму, и этой речи в частности очень, очень далеко. Тезисы удивят, пожалуй, только тех, кто с феминизмом совсем не знаком. Остаётся надеяться, что эта речь кого-то сподвигнет узнать о женской реальности чуть больше. 

«Барби» провоцирует в лоб

Шлепки по попе, подростки, называющие Барби фашисткой, нарочито «тупая стереотипная блондинка», какой чувствует себя героиня Марго Робби... Кажется, в этих сценах зрители должны были прочувствовать несправедливость и разозлиться на такие провокации, но получилось немного неуместно.

В Барбиленде Барби действительно могут быть какими угодно. В Барбиленде Барби верят, что во всём мире победил феминизм и женщины добиваются всего, чего захотят. А потом зритель видит шутки о том, что феминистка Барби хочет срочно выбрать подходящие каблуки и игнорирует проблемы. Ну такое. 

Mattel пытается смеяться над собой, но получается неловко

Герои фильма, работающие в Mattel, понимают, что они все — те ещё сексисты, которые пытаются заработать денег на мечтах маленьких девочек. Но это не выглядит как ирония над компанией. Скорее, неловкий реверанс, мол, «ну, да, мы такие, ну вы же нас любите». К концу фильма вообще становится непонятно, к чему была эта сюжетная линия. Mattel не показали антагонистами или протагонистами. Фильм хотел показать зрителю «вселенское зло» в лице десятка директоров, которые пытаются загнать Барби в коробку, но получилась толпа картонок.   

Почему фильм «Барби» всё-таки стоит посмотреть

Над высмеиванием стереотипов действительно смеёшься 

В отличие от некоторых других фильмов (например, «Дэдпула» или последних частей «Крика»), где создатели пытаются высмеивать киношные стереотипы, а получается кринж, «Барби» справляется с градусом юмора и выдерживает его на протяжении всего фильма. Нарочито карикатурные сцены, пошловатые шуточки и утрированный культ маскулинизма — Гервиг удалось пройтись по этим граням так тонко, что после фильма не хочется пойти и помыться. При этом нет ощущения, что шутки притянуты за уши, — они действительно играют роль в сюжете. 

Фильм воспевает поиск и принятие себя

Кадр из фильма «Барби»

«Барби» на протяжении всего фильма ищет себя, трансформируется. Другие Барби в Барбиленде занимаются совершенно разными вещами. Мы видим и Барби-уборщиц, и Барби-строителей, и водительниц, президентку, докторку. Сюжетная линия Кенов посвящена этому же. В Барбиленде Кены — это вечный номер два. Сюжет закручивается так, что Кены пытаются найти себя и понять, кто же они без борьбы за внимание Барби. Гервиг создала отличную «зеркалку» на то, как чувствуют себя женщины в мире, где они долгой и трудной борьбой добиваются права быть теми, кем хотят. Тот случай, когда удалось передать социально важный посыл без неловкости, но с интересной стороны.  

«Барби» не пытается разжалобить и выдавить слезу

Фильм говорит о серьёзных вещах шутливым тоном, ненавязчиво. В сценах, где Барби пускает слезу, зрителя не задавливают грустной музыкой, чтобы он расплакался. Получилось местами трогательно, местами очень жизненно — остаётся только смотреть и улыбаться. Над конфликтом матери и дочери, которых сыграли Америка Феррера и Ариана Гринблатт, рыдать не хочется — не так силён уровень драмы. Но проассоциировать себя с ними и прожить их историю получается с первого раза. 

Райан Гослинг — настоящая звезда

Во второй части фильма Гослинг раскрывается по-настоящему ярко. Райан играет и тревожного, неуверенного в себе Кена, и Кена, который пытается быть «настоящим мужиком». И Кена, который пытается добиться любви главной героини. В какой-то момент картина превращается в мюзикл с мелодичной и грустной балладой Кена о том, что он «всего лишь Кен». Это настолько неожиданная отсылка к отчасти клишированному приёму в фильмах, что сцена смотрится на одном дыхании. Зритель и так знает после «Ла-Ла Ленда», что Райан Гослинг умеет петь, но в «Барби» решили об этом напомнить. Сквозь экран чувствуется, насколько Гослинг наслаждается своей ролью. И он действительно ярко и правдиво её играет. 

И хотя фильм «Барби» не оправдал некоторых ожиданий зрителей, кино получилось действительно необычным. Не стоит искать в нём слишком много смысла и ждать сильных героинь, как Леди Бёрд или сёстры из «Маленьких женщин». Это тёплое кино для всех, кому хочется ощутить атмосферу сказки и не размышлять слишком глубоко над философскими вопросами. Что точно можно сказать — фильм «Барби» определённо повлияет на поп-культуру.

Комментарии
Александра Иванова
24.07.23 13:24|изменено
Не знаю, мне почему-то больше пришлась по вкусу именно неофитская сказка Барбиленда, чем продвинутая антиутопия Двух Холмов со всеми примочками вроде деколониализма, эгалитаризма и тд