Смотреть

«Я хотела лав-стори, а получился кошмар»: Новый фильм «Девушки на балконе» — феминистская история о мести, которой нам так не хватало

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Киноредакторка «Горящей избы»
фильм Девушки на балконе
1

Три подруги отправляются в гости к симпатичному соседу из дома напротив. Но весёлая вечеринка оборачивается трупом и реками крови. Об этом рассказывает новый фильм «Девушки на балконе» француженки Ноэми Мерлан. Киноредакторка Саша Подольникова считает его обаятельным и очень своевременным revenge movie.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Наш телеграм-канал поможет не пропускать важные новости, полезные статьи и смешные тесты. 

О чём фильм «Девушки на балконе»

Очень жаркое лето во французском Марселе. Сценаристка Николь работает над дебютной книгой и засматривается на красавца-соседа из дома напротив. Пишет романтическую историю о девушке и загадочном привлекательном незнакомце. Тот, конечно, очень похож на соседа. В другой комнате её подруга Руби проводит очередной вебкам-стрим. 

Спокойствие нарушает третье звено этой компании — актриса Элиза. Она приезжает к подругам прямо со съёмок, не переодевшись и не смыв грим. Элиза так расстроена ссорой с мужем, что впопыхах задевает своей машиной чужую. Авто принадлежит тому самому парню из другого дома. Теперь они должны возместить ущерб. Впрочем, хозяин машины настроен благодушно и даже предлагает зайти к нему. Николь противится, но Руби хочет рассмотреть красавца поближе — не всё же им глазеть на него с балкона. Прихватив вино и извинительный подарок, Руби тянет Элизу и Николь за собой.

Сосед говорит, что фотохудожник, и показывает гостьям снимки полуобнажённых женщин. По его словам, он пытался запечатлеть особую «женскую энергию». С каждым новым шотом и танцами под техно вечеринка набирает обороты. Руби в восторге от того, каким творческим оказался новый знакомый. Парень предлагает ей сделать похожие фото, и девушка соглашается. Почему бы и не прямо сейчас? Николь с ними не остаётся. Ей надо увести Элизу домой: та неважно себя чувствует.

фильм Девушки на балконе

Санда Кодряну, Сухейла Якуб и Ноэми Мерлан / кадр из фильма «Девушки на балконе»

Наутро Руби возвращается домой в порванной одежде и крови. При этом кровь, кажется, чужая. Оказывается, вчерашний фотосет пошёл не по плану. Теперь парень из дома напротив мёртв, а Руби грозит тюрьма. Подруги пытаются придумать, как избавиться от трупа.

За постановку отвечает Ноэми Мерлан, сыгравшая Элизу. Мерлан — любимица независимого феминистского кино. «Портрет девушки в огне» 2019 года Селин Сьямма влюбил в Ноэми критиков и зрителей. Историческая драма о свободной художнице стала триумфом female gaze, показав: женское тело можно показывать без объективации — даже в эротических сценах. «Портрет» завоевал каннский приз за лучший сценарий. В «Девушках на балконе» Сьямма вновь работает вместе с Мерлан: она написала сценарий фильма. 

Подруг Элизы сыграли швейцарская актриса Сухейла Якуб (Руби) и Санда Кодряну — француженка румынского происхождения (Николь).

Каким получился фильм «Девушки на балконе»

Итак, сомнений нет — Руби изнасиловали. Вид трясущейся от страха героини и её разорванная майка говорят об этом ярче всяких слов. Дословно сцену насилия не показывают, но ясно: обидчик жестоко поплатился за совершённое. 

Значит, перед нами — особый поджанр rape and revenge («месть за изнасилование»). Так критики и теоретики кино называют фильмы, где жертвы сексуализированного насилия или их близкие мстят абьюзерам. Изначально мстителями были мужчины — родственники пострадавших, например в фильме Ингмара Бергмана «Девичий источник» (1960). В более поздних женщины действовали самостоятельно. Акт возмездия как бы возвращал им субъектность, на которую посягнули насильники. Так происходит в широко известном хорроре «Я плюю на ваши могилы» Стивена Монро (2010). Или в «Выжившей» — дебюте режиссёрки «Субстанции» Корали Фаржа. А в «Девушке, подающей надежды» Эмиральд Феннел (2020) за пострадавшую мстит лучшая подруга. 

Пожалуй, идейно «Девушки на балконе» ближе фильмам Фаржа и Феннел. Везде абьюзеры — не случайные мужчины, а знакомые. Друзья бойфренда. Однокурсники. Добродушный сосед, который пригласил в гости. Всё как в жизни. По статистике, вероятность столкнуться с изнасилованием со стороны члена семьи, друга или приятеля существенно выше, чем с нападением маньяка на пустой улице. Другие мужские персонажи в этих фильмах не лучше. Они либо были свидетелями совершённого насилия и молчали — как в картине Феннел. Либо убеждали себя, что действуют исключительно из неземной любви. В фильме Мерлан муж Элизы торопится заняться с ней сексом и не надевает презерватив. Мнение жены его не волнует.

фильм Девушки на балконе

Ноэми Мерлан, Санда Кодряну и Сухейла Якуб / кадр из фильма «Девушки на балконе»

Жанрово «Девушки» выглядят пёстро. Скачки жанров начинаются с акта насилия. Это поворотная точка, за которой уже ничего не будет как прежде. После изнасилования то, что ещё недавно было ромкомом, вдруг становится мистикой. К Николь в дверь звонит убитый женой сосед. Когда на пороге появляется окровавленная Руби, сюжет обрастает хоррор-деталями. Это не последнее «перерождение». Фильму предстоит побыть и драмой, и чёрной комедией. И жутковато с каждым новым скачком невольно думать, почему мы вообще здесь оказались. 

«Девушки на балконе» выделяются физиологичностью. Насилие совершают в числе прочего над телом, и режиссёрка говорит о теле свободно и остроумно. Не только в контексте сексуальности. Мерлан старается приучить к мысли, что женское тело — это не всегда про секс. Поэтому в фильме есть откровенно забавные моменты, в которых Элиза страдает от газообразования. Руби с небритыми подмышками топлес загорает на балконе и заявляет: на улице пекло, и ей так просто удобно. А в открывающей сцене жертва абьюза — соседка подруг — буквально садится на лицо избившему её супругу, чтобы придушить своим весом.

Вероятно, физиологичность понравится не всем. Кто-то и вовсе обвинит режиссёрку, что она сочинила очередной плакатный фем-манифест. Волосы на подмышках, грудь, болтающаяся без лифчика, кишечные газы — что дальше? Любимый аргумент мужчин, не ведающих, зачем нужен феминизм. Ноэми Мерлан они, к счастью, глубоко безразличны. Её кино существует за пределами мер и условностей. Если ходить по улице полуголой — то с невозмутимым видом. Если проливать кровь насильника — то литрами и ярко-красную, под цвет платья Элизы. 

Да, это манифест, но нисколько не банальный. Он живой и очень настоящий благодаря трём героиням, которые стоят друг за друга горой. Это и есть сестринство. 

«Надеяться в этом мире можно только на женщин, мужчины себя замарали», — фраза не звучит в кадре, но висит в воздухе.

Напрашивается и ещё один вывод — надеяться, что тебя защитит закон, тоже нельзя. Нам дают понять, что за убийство Руби отправится за решётку — прямо как её соседка, прикончившая мужа-тирана. Всё, что остаётся, — верные подруги и чемоданы с расчленённым трупом, которые сбросят в море. И юмор — он им пригодится, чтобы пережить этот ужас.

Самые страшные сцены (и одновременно самые комичные) указывают на масштаб этой беды. Сбрасывая «мёртвый груз» с катера в воду, героини замечают неподалёку лодку. Женщины в ней делают то же самое. Николь мерещится, что в квартире соседа собираются толпы зомби — мужчин, которых когда-то убили женщины в попытке самозащиты. Все как один считают себя жертвами и беспомощно бормочут: «Я ничего такого не сделал». «Я хотела написать лав-стори, а получился кошмар», — жалуется сценаристка Николь. Что сказать — базовый женский опыт.

Комментарии
Tarkol Islecu
На иностранное кино мне пофиг, но всё же спрошу, сейчас вообще того самого пресловутого, мужского взгляда нет? Только женский? Если нет, то это цензура. Примеры Бенедетты, Кумира-Идола и Блондинки не в счёт. Могу только сказать, что женское кино о сексе, созданное российскими женщинами, а именно: Мафагел, Герда, Верность, Краш-тест и Хэппи Энд (создан мужчиной) смотреть невозможно в принципе по многим причинам. И секс и о сексе снимать так и не научились. Причины не только в т.н. российском патриархальном обществе и законах.