В прокат вышла итальянская историческая драма «Горная невеста» Мауры Дельперо. Молодой сицилиец Пьетро бежит с фронта Второй мировой и прячется в горах, где живёт семья сельского учителя. Пьетро влюбляется в старшую дочь учителя Лючию, и чувство взаимно. Однако счастливого финала не предвидится. Саша Подольникова рассказывает, почему это кино не просто пацифистская драма.
О чём фильм «Горная невеста»
1944 год, Италия. Над горной деревней слышны звуки летающих истребителей. Они сбрасывают бомбы на дома где-то там, вдали. В деревушке живёт большая семья Грациадей. Отец Сезаре — директор и единственный учитель местной школы. Его жена Адель целыми днями хлопочет по хозяйству и нянчит младших детей. Старшие помогают матери — ухаживают за скотом и трудятся в огороде. Прокормить семью из десяти человек сложно. Грациадей выбиваются из сил.
К неудовольствию односельчан семейство укрывает у себя молодого солдата Пьетро, который сбежал из армии. Местные жители возмущаются: мало того, что дезертир, так ещё и чужак. Пьетро родом с Сицилии. Однако именно он спас от верной смерти кузена Грациадей. Значит, они тоже должны ему помочь. Солдат нравится старшей дочери Лючии и, робея, девушка делает первый шаг. Рядом с Лючией Пьетро, обычно хмурый и молчаливый, оттаивает. Влюблённые женятся. Но венчание в красивой старой церкви и короткий медовый месяц остаются последними счастливыми воспоминаниями Лючии. После окончания войны Пьетро временно уезжает на Сицилию — сообщить родным, что с ним всё в порядке. Беременная героиня остаётся ждать, и её гложет нехорошее предчувствие. Оно сбывается: больше супруги не увидятся, происходит трагедия. Оказывается, у мужа были свои секреты.

Мартина Скринци и Джузеппе Де Доменико / кадр из фильма «Горная невеста»
Картину сняла итальянка Маура Дельперо. В игровое кино она пришла из документалистики, это её второй полный метр. Первым был «Материнский инстинкт» 2019 года — драма о буднях женского монастырского приюта. Уже тогда стал понятен её интерес к маленьким, камерным, частным историям. «Горная невеста» — частная история в буквальном смысле. В её основе лежит хроника собственной семьи Дельперо. Отец режиссёрки вырос в деревне Вермильо, где происходит действие. В оригинале фильм так и называется — Vermiglio.
В роли Лючии — дебютантка Мартина Скринци. Пьетро сыграл Джузеппе Де Доменико, известный по криминальному сериалу Amazon «НольНольНоль».
Оператором картины стал россиянин Михаил Кричман, снимавший фильмы Андрея Звягинцева. Холодная, чуть отстранённая красота кадра — дело его рук.
«Горную невесту» впервые показали в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Здесь работу Дельперо наградили Особым призом жюри — вторым по значимости после «Золотого льва».
Каким получился фильм «Горная невеста»

кадр из фильма «Горная невеста»
Пацифистское кино зародилось не вчера. Были и позабытая ныне оскароносная картина «На Западном фронте без перемен» (1930) Льюиса Майлстоуна, и нежное «Молчание моря» (1949) Жан-Пьера Мельвиля, и знаковая для Европы «Белая лента» (2009) Михаэля Ханеке. Была полюбившаяся миру эпик-драма «Спасти рядового Райана» (1998) Стивена Спилберга. Наконец, в 2017 году Сэм Мендес снял «1917» — о неудобной изнанке войны. «Горная невеста» аккуратно встаёт в этот ряд.
Боевых действий в кадре нет — только горы, небо и люди. Герои живут обычную жизнь — работают, отмечают религиозные праздники, танцуют, участвуют в гуляниях. Война — в обыденных разговорах жителей деревни, чьи дети находятся на фронте. Пожилые мужчины вслух мечтают, как их сыновья вернутся невредимыми. В мальчиках Грациадей, фантазирующих, как вырастут и тоже будут летать на военных самолётах. В Пьетро, который вернулся из ада, по собственным словам, «не мёртвым, но и не живым». Никто не бросается лозунгами о противоестественности войны — позиция Мауры Дельперо ясна и без них. В этом кино вообще мало и неохотно говорят. Но дают понять: война не проходит бесследно ни для тех, кто видел её своими глазами, ни для остальных. Сильнее всего она отразится на судьбе Пьетро — а значит, и Лючии.

Мартина Скринци и Артемиса Андреис / кадр из фильма «Горная невеста»
В момент, когда трагедия с возлюбленным ломает жизнь героине, в игру вступает этическая дилемма, которой не пожелаешь и врагу.
Можно ли судить Пьетро — человека с чудовищной травмой — как обыкновенного мерзавца, обманувшего женщину? Его ли вина в том, что, вырвавшись с фронта, он уцепился за единственный шанс не сойти с ума — любовь? Эти вопросы Дельперо оставляет открытыми.
Тем временем на другой чаше весов — Лючия. Её дочь, которую она будет растить одна, и «позор», который героиня навлекла на себя, выйдя за Пьетро. История Лючии рассказана с невероятной эмпатией — этот путь от юной влюблённой девчонки до матери, расставшейся с иллюзиями женщины с разбитым сердцем. И, как покажет финал, вероятно, самой сильной из женщин Грациадей.
Заслуживают внимания и другие женские линии. Адель — мать, измученная бесконечными родами, похоронившая двоих младенцев. Она безуспешно убеждает мужа, что семья живёт в бедности, им нужно экономить, не расточать деньги на дорогие пластинки, которые так любит слушать Сезаре. «Это пища для ума», — отвечает муж. Да, но чем они будут кормить детей — тех, что есть, и тех, что родятся? Адель покорна своей доле — носить, рожать, воспитывать. Могло ли быть иначе в строгой католической семье?

кадр из фильма «Горная невеста»
Патриарх семьи распоряжается жизнями дочерей: младшая Флавия продолжит учиться, средняя Ада начнёт помогать матери и будет прислуживать в детском приюте. Старшая — списанный «товар», от неё никакого толка, она ещё и с ребёнком на руках. Дать лучшее будущее всем им не по карману (хотя в кабинете Сезаре и копятся грампластинки). Яростный бунт невозможен — но сёстры Грациадей выбирают тихий протест. В одной из последних сцен мы видим, как, сняв облачение сестры милосердия, Ада с наслаждением затягивается сигаретой. Как Лючия, взглянув в последний раз на дочку, выходит из дверей приюта, чтобы отправиться на заработки в город. Этим они отличаются от предыдущего поколения — понемногу присваивают свои жизни себе.
Станьте первым, кто оставит комментарий