Смотреть
3 апреля

Трагедия одной королевской семьи: каким получился новый французский фильм «Падение короны» от создателей «Жанны Дюбарри»

В российском прокате — с 3 апреля.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Киноредакторка «Горящей избы»
фильм Падение короны

Вместо роскоши дворцов — угрюмые тюремные комнаты, вместо слуг — надзиратели. И полная неизвестность впереди. Такой предстаёт судьба Людовика XVI в драме Джанлуки Йодиче «Падение короны». Она рассказывает о последних месяцах жизни опального монарха и его жены Марии-Антуанетты. Саша Подольникова считает, что картина куда ближе к нынешней реальности, чем кажется. 

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

О чём фильм «Падение короны»

Август 1792 года, Великая французская революция в самом разгаре. Республиканцы свергли Людовика XVI, отныне он больше не король. Вместе с супругой Марией-Антуанеттой и двумя детьми его привозят в парижскую тюрьму Тампль. Их судьбу должен решить Конвент. Останется ли бывшая монаршая семья в живых (и в каком составе), не известно. Но атмосфера в замке мрачная. Королева уверена, что дела плохи. Франция никогда не любила её, австрийскую принцессу, предпочитавшую скучным королевским обязанностям светские развлечения. В то, что Людовику удастся избежать казни, она тоже верит слабо. Тот, впрочем, отчего-то надеется на чудо — чем очень раздражает жену.

Чем ближе суд над Людовиком, тем жёстче относятся к узникам. Лишают прислуги, возможности читать книги и учить детей, пользоваться столовыми приборами и надевать чистую одежду. Но главное — они полностью изолированы от мира.

фильм Падение короны

кадр из фильма «Падение короны»

Фильм поставил Джанлука Йодиче, это его второй игровой полный метр. Предыдущим был байопик о Габриэле д’Аннунцио — итальянском поэте и политике, который восхищался националистами. Так что о спорных исторических фигурах Йодиче говорит не впервые. В 2014 году Джанлука также выпустил документалку о съёмках картины Паоло Соррентино «Великая красота». Не случайно Соррентино выступил в его проекте одним из продюсеров. Очевидно, режиссёры симпатизируют друг другу. Также в продюсерской команде — Константин Ёлкин, причастный к созданию «Жанны Дюбари» — костюмной драмы о последней фаворитке Людовика XV.

Людовика XVI сыграл звезда «Прошлой ночью в Нью-Йорке» и последнего «Астерикса и Обеликса» Гийом Кане. Марию-Антуанетту — Мелани Лоран. Как и партнёр по площадке, актриса участвует в проектах по обе стороны океана. Роль в тарантиновских «Бесславных ублюдках» влюбила в неё весь Голливуд. Дома Мелани много снимается в женском кино — взять хотя бы комедийное бадди-муви «Подельницы», где она сама выступила режиссёркой.

Каким получился фильм «Падение короны»

фильм Падение короны

Мелани Лоран / кадр из фильма «Падение короны»

На первый взгляд, напрашивается сравнение с «Жанной Дюбарри»: фильм практически о той же эпохе и в центре событий монарх. Однако сходство между картинами минимальное. Йодиче неинтересны блеск и обаяние дворцовой жизни, которыми берёт фильм Майвенн. Его не волнует, как жили главные герои до заточения в Темпль. Он намеренно отсекает эту часть биографии и сосредотачивается на их пребывании в тюрьме. Ни слова ни говорит ни о славном прошлом, ни о туманном будущем. Мотив понятен: режиссёр затеял не экскурс в историю, а высказывание о гуманизме.

В сеттинге полутёмных камер королевская семья беззащитна и лишена прежних привилегий. 

Камера пристально фиксирует, как меняются отношения заключённых и революционеров — пресловутая динамика власти. Иначе говоря — как на наших глазах бьют лежачего.

Когда-то Людовик вошёл на территорию замка с высоко поднятой головой — и вот пару дней спустя вынужден выпрашивать у глумливых конвоиров свежее бельё. Мария-Антуанетта с презрением смотрит на солдата-республиканца — и вскоре он позволяет себе требовать от неё секса. В этом месте хочется попенять создателям на запрещённый приём. Попробуй не сочувствовать персонажам и не возмущаться жестокостью республиканцев. Тем более что последние настаивают: все должны быть равны. А равенством здесь и не пахнет… Зато отчётливо пахнет булгаковским «Собачьим сердцем», где грубые башмаки пролетариата топтали дорогие ковры в квартире профессора Преображенского. Пролетарии (то есть простые французы-республиканцы) точно так же заявляются к королю на порог высказать претензии. 

фильм Падение короны

Мелани Лоран, Видал Арзони и Анук Дарвин Хоумвуд / кадр из фильма «Падение короны»

Впрочем, образ грубого кровожадного народа худо-бедно уравновешивает юный республиканец Мануэль, который единственный обращается с арестантами по-человечески. И единственный — пусть и безуспешно — пытается объяснить Людовику: народ никогда его не простит. Мол, очень жаль, но для людей вы и монархия — символ зла и вас всё равно казнят. Мануэль — один из немногих второстепенных героев, чей характер имеет глубину. Ему действительно жаль отправлять на смерть осуждённых, но как радикал он полагает такой исход необходимым. Так ли нужна эта символическая жертва и не разумнее ли дать королю жить обычной «гражданской» жизнью? Финальная сцена намекает, что ответ Йодичи однозначен. Растерянные министры стоят у окна, смотрят, как Людовика увозят на эшафот, и слово «зачем?» висит в воздухе. 

фильм Падение короны

Гийом Кане / кадр из фильма «Падение короны»

Что действительно удалось создателям — так это вылепить образ трагически наивного правителя, максимально оторванного от действительности. Оставим историкам споры о том, сколько дел наворотил реальный Людовик XVI и насколько ужасным монархом он был. Признаем, что у Гийома Кане вышел чудаковатый герой, который, на свою беду, понятия не имел, что происходит в стране. Он искренне считает и что его власть — от Бога, и что в конце концов «всё как-нибудь наладится». Король даже придумывает для сына и дочери сказку об их семье с утопически счастливым концом. Но как же страшен контраст с героиней Лоран, которая мыслит трезво и прекрасно знает, за что их возненавидели французы. И вроде бы речь о событиях далёкого прошлого, но в Людовике-Кане проглядывает очень узнаваемый коллективный портрет диктатора, который свято верит в свою избранность.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий