Смотреть
18:00

Какой получилась «Субстанция» — хоррор с бьюти-индустрией в роли монстра

Вы когда-нибудь мечтали о лучшей версии себя? 

С 19 сентября российский прокат покоряет «Субстанция» — хоррор Корали Фаржа о цене красоты в патриархальном мире. По сюжету бывшую голливудскую звезду Элизабет увольняют из проекта, чтобы заменить на ведущую помоложе. Тогда Элизабет вкалывает себе загадочную субстанцию, которая обещает вернуть молодость. Но за это придётся расплачиваться. Саша Подольникова считает: фильму отлично удалось показать, кто здесь главное зло.

О чём фильм «Субстанция»

Смотреть ещё!

Когда-то Элизабет Спаркл была голливудской звездой номер один. Сейчас она ведёт далеко не самое рейтинговое фитнес-шоу на телевидении. В пятидесятый день рождения продюсеры увольняют Спаркл и собираются нанять новую ведущую. Главное требование — возраст чуть за двадцать, чтобы поднять популярность программы. 

Отчаявшись, героиня соглашается на эксперимент и вводит себе неизвестное вещество, которое якобы породит на свет новую версию Элизабет. Моложе, красивее, совершеннее. Инъекция приносит Спаркл невероятную боль, и её тело действительно извергает из себя другую женщину. Теперь их двое: юная и прекрасная Сью и прежняя Элизабет. Согласно инструкции на упаковке вещества, каждую неделю они должны меняться. Пока одна лежит без сознания с воткнутой в вену иглой со специальным «питанием», вторая ведёт активную жизнь. При этом производитель предупреждает: Элизабет и Сью — одно целое.

Сью с лёгкостью заменяет Элизабет на месте ведущей. Продюсеры не могут нарадоваться на рейтинги шоу, взлетевшие до небес, и предсказывают девушке блестящую карьеру. Её лицо сияет со всех билбордов, а мужчины пачками падают к ногам. Элизабет съедает зависть к Сью, а той хочется всё больше. Больше тусовок, славы и времени в лучах софитов. Когда Сью нарушает правило семи дней, чтобы как следует насладиться звёздной жизнью, субстанция начинает разрушать её тело.

Это второй большой проект француженки Корали Фаржа, известной фильмом «Выжившая» — хардкорным триллером о жертве изнасилования, убивающей обидчиков. Фаржа сняла «Субстанцию» по собственному сценарию, получив за него награду в Каннах 2024 года. 

В главных ролях снялись Деми Мур и Маргарет Куолли, появившаяся в «Однажды в… Голливуде» Тарантино и недавних «Видах доброты» Лантимоса. Неплохой задел для потенциального хита.

Каким получился фильм «Субстанция»

Кадр из фильма «Субстанция»

Первый посыл истории прост и понятен: чертов патриархат, что ты творишь с женщинами? Фаржа остроумно, выкручивая картинку до визуального гротеска, показывает, как именно мужчины-продюсеры довели Элизабет до приёма этого странного вещества. Снятые сверхкрупными планами вожделеющие глаза, жаждущие увидеть молодую плоть, рты, смакующие жирную пищу и изрыгающие выражения вроде «В пятьдесят для женщины всё заканчивается». Режиссёрка подчёркивает омерзительность мужского взгляда. Прекрасно удаются сцены и с «простыми смертными» мужчинами. Они ничем не лучше, намекает Фаржа. Сосед Элизабет, теряющий дар речи при виде Сью и сыплющий пошловатыми комплиментами; случайный парень, переспавший со Сью, но с раздражением отпихивающий Элизабет — эти герои тоже заражены патриархальным ядом. 

Бороться с системой, где женщина — скоропортящийся товар, у Элизабет (а значит, и у Сью) сил нет. Значит, героиня будет играть по её правилам. В конце концов, не все рождаются бунтарками. Так режиссёрка выводит на экране прозрачную метафору и сравнивает неизвестную чудо-субстанцию с бьюти-индустрией, которая играет на женских страхах и продаёт нам иллюзию молодости.

Кадр из фильма «Субстанция»

Впрочем, куда интереснее другой, не столь очевидный посыл. Лёгкое раздражение Элизабет в адрес Сью, с её светящейся кожей и упругими бёдрами, перетекает в зависть, а затем и в настоящую ненависть. Этому и посвящены последние две трети фильма, нагнетающие главную интригу: будет ли постаревшая героиня мстить молодой? Но постойте, ведь Элизабет и Сью — это один и тот же человек. Выходит, Элизабет ненавидит себя? Пожалуй, эту неконтролируемую ненависть к своему телу хотя бы раз ощущали многие женщины. Тело неизбежно изнашивается, стареет, подводит нас, и смотреть на свои старые фотографии бывает больно и грустно. То же испытывает Элизабет, глядя, как с рекламного баннера беззаботно улыбается молодая и прекрасная Сью. Именно из ненависти к себе Элизабет, как и миллионы женщин, идёт на риск, соглашаясь себя перекроить. Причём перекроить в прямом смысле: после воздействия субстанции на позвоночнике героини остаются грубые очень заметные швы (да, Фаржа не чурается буквальных метафор). Действительно, ничто не раскрывает женский опыт лучше, чем боди-хоррор.

Чтобы привлечь зрителя, фем-оптику режиссёрка вуалирует бесчисленными реверансами признанным постановщикам: здесь вам и вызывающая дискомфорт асимметрия кадра из фильмов Хичкока, и реки крови, как у Кубрика, и пара-тройка хитрых кивков в сторону глубокого андеграунда. Умный ход, чтобы завлечь и тех, кому в первую очередь важна женская повестка, и киноманов-эстетов, и любителей экшена.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Долгожданная роль Софи Тёрнер и аниме про Лару Крофт: 11 сериалов октября, которые нельзя пропустить
15 идей подарков на день учителя, не считая цветов и конфет
Как приготовить легендарный сливовый пирог по рецепту из New York Times
Как сделать гербарий, который будет радовать не один год
По мотивам сериала «Офис» создали видеоигру
На Сахалине старшеклассникам показали видео аборта во всех подробностях